Около полудня 24 сентября ивритоязычные СМИ сообщили о новом вердикте судей БАГАЦа, которые аннулировали недавнее законодательное решение Кнессета о запрещении продажи арабам земель «Еврейского национального фонда» («Керен каемет»). Формально вердикт Верховного суда о продаже земель ККЛ всем желающим носит временный характер и ограничен трехмесячным периодом. Однако можно с большой степенью вероятности предположить, что «сбалансированное решение», которое должны подготовить в течение этого периода государственные инстанции, уже не изменит «новый порядок» в земельном вопросе – на этот раз уже в пределах «зеленой черты».
Основанием для такого вывода может служить тенденциозная направленность дружного хора представителей официозной «четвертой власти», которые в последние дни используют весь арсенал пропагандистских средств для того, чтобы делегитимизировать саму идею существования ККЛ как «пережитка дикого сионизма» начала прошлого века. Диапазон демагогических средств борьбы за «права униженных и оскорбленных», под которыми перманентно понимаются лишь арабские жители Эрец-Исраэль, варьируется от прямых призывов разогнать «Керен каемет» (редакционная статья в «Гаарец» 23 сентября) до ненавязчивого промывания мозгов израильтян при помощи тенденциозно подобранных фраз и иллюстративных материалов.
Примером такого рода может служить корреспонденция журналиста Шмуэля Мительмана, опубликованная в минувший понедельник на сайте газеты «Маарив» по свежим следам решения БАГАЦа. Публикацию венчает красноречивая «фотошапка», на которой изображен холмистый ландшафт с развалинами заброшенных каменных строений, окруженных масличными деревьями. Подписи к этому снимку нет, но идеологический посыл иллюстрации однозначен: мало того, что агрессивные сионисты изгнали арабов с родной земли много лет назад, но даже и сейчас находятся непорядочные люди, которые используют расистские предрассудки для ограничения свободной купли-продажи земли в демократическом государстве.
Правда, эти же левые «демократы» буквально кипят от возмущения, когда евреи осмеливаются приобретать земельные участки и строить дома в Иудее и Самарии - даже в том случае, если эти сделки оформляются с соблюдением всех юридических формальностей. В своей публикации журналист Мительман применяет и довольно примитивный демагогический прием, сообщая читателям портала NRG-Maariv о том, что иск в БАГАЦ о землях ККЛ был подан некими анонимными «правозащитными организациями».
На самом деле, «толкачом» этой инициативы были арабские антисионистские форумы «Адалла» и «Мусауа», руководство которых не скрывает своей главной цели – нивелирование еврейского характера Государства Израиль и превращение его в «государство всех граждан».Отметим, что в противовес «Гаарец» и «Маариву», сайт газеты «Едиот ахронот» проявил объективность, опубликовав альтернативное мнение по вопросу принадлежности земель «Керен каемет», исходящее от известных людей, которые представляют различные сектора израильского общества.
В корреспонденции Авирама Зино на сайте Ynet названы имена бывшего начальника Генштаба Моше (Буги) Яалона, лауреата Нобелевской премии, профессора Исраэля Умана, адвоката Моше Балтера и других известных людей, которые сформулировали свое мнение таким образом: «Удовлетворение Верховным судом апелляции таких организаций, как «Адалла» и «Мусауа» нанесет серьезный ущерб всему сионистскому движению и, в конечном счете, приведет к тому, что евреи перестанут жертвовать деньги в фонд «Керен Каемет».
Аналогичную точку зрения озвучил в интервью радиостанции «Коль Исраэль» и генеральный директор Сионистского совета Израиля («Моэцет Ционит») Моше Бен-Атар, который, вместе с председателем этого форума – Морисом Злихой – направил открытое письмо главе правительства Эхуду Ольмерту и юридическому советнику Мени Мазузу. Требования Бен-Атара и Злихи вполне конкретны: государственные и юридические структуры должно уважать утвержденные Кнессетом законы, и сами инициировать принятие четкого законодательства, касающегося столь болезненного для нашей необъятной родины «земельного вопроса».
Впрочем, судя по той «оперативности», с которой нынешний премьер реагирует на обращения граждан (включая печально известное письмо сдеротского школьника, направленное Ольмерту около месяца назад), можно сказать, что послание руководителей Сионистского Совета относительно судьбы земель ККЛ останется гласом вопиющих в пустыне. Тем более, если учесть, что после полудня 24 сентября СМИ сообщили об открытии нового уголовного дела против главы правительства – и как раз по имущественным вопросам…
Справедливости ради отметим, что деятельность «Земельного фонда Израиля» в настоящее время, мягко говоря, очень далека от совершенства. И если добавить к заглавию недавней редакционной статьи в «Гаарец» («А нужен ли вообще «Керен каемет»?) слова «в его нынешнем виде», то под ней мог бы подписаться практически каждый израильтянин, который хотя бы несколько раз в год выезжает на природу со своей семьей или сослуживцами.
Ни для кого не секрет, что в лесных массивах, принадлежащих ККЛ, даже табличка с символикой этой организации зачастую не видна из-за гигантских мусорных куч мусора, заполняющих «зоны отдыха». Бюрократический штат этой организации непомерно раздут, чего нельзя сказать о количестве сотрудников, следящих за соблюдением экологических норм и правил поведения в местах массового наплыва отдыхающих. Что уж говорить о рядовых работниках с мизерной зарплатой, занятых такой прозаической работой, как уборка отходов жизнедеятельности любителей традиционных израильских мангалов…
Однако сейчас вопрос о деятельности «Земельного фонда» вышел далеко за рамки бюрократических проблем и заставляет вспомнить о прямом значении аббревиатуры ККЛ – «Фонд существования Израиля». Ели даже отмахнуться от прямого запрета Торы продавать землю Страны Израиля неевреям, в настоящее время налицо прямой юридический подкоп под главный принцип светского, «герцлианского» сионизма, который принято также называть политическим.
Выкуп пустующих участков территории колониальной Палестины для народа без земли был одним из базовых принципов Сионистской федерации с первых лет её существования. Среди тех, кто старательно настаивал на «второстепенности» земельного вопроса для евреев были (и остаются) ассимилированные евреи («где хорошо, там и родина»), а также часть ультраортодоксов («харедим»). Их идеологию, как ни странно, наиболее четко выразил выкрест Генрих Гейне – «Тора – это портативное отечество еврея».
«Политические сионисты» всегда гордились тем, что они сумели «пройти между капель» и найти золотую середину, избегая крайностей. Однако сейчас идеологи постсионизма «выдергивают ковер» из-под ног даже самых умеренных приверженцев идей Теодора Герцля, а также «отца» суверенного Израиля Давида Бен-Гуриона. Тот, как известно, отнюдь не отличался фанатичной религиозностью, но всегда демонстрировал ТАНАХ в качестве «еврейского мандата» на владение Страной Израиля.
О том, что настало время установить «красную черту» и спасти остатки легитимности сионистской идеологии в Израиле, пишут, в частности, в газете «Маарив», Ронен Шуваль и Эрез Тадмор – руководители светской организации «Если захотим», целью которой, как провозглашают основатели, является возвращение сионизма в центр общественного консенсуса в нашей стране.
Поводом для написания статьи Шуваля и Тадмора стала публикации постоянного автора «Маарива» Гади Тауба под неоригинальным заглавием «Раковая опухоль поселений». В этом очерке Тауб призывает к немедленной ликвидации всех еврейских населенных пунктов Иудеи и Самарии и полному отступлению к границам 1967 года. Именно в этом Тауб и его единомышленники видят залог светлого будущего нашей страны.
«Возвращение ЦАХАЛа к рубежам, существовавшим до начала Шестидневной войны, означает уход с территорий, имеющих первостепенное военно-стратегическое значение для Государства Израиль и непреходящую национально-историческую ценность для нашего народа. Если у евреев есть моральное право находиться в Герцлии, это означает, что у нас есть не меньшее право жить в Иудейских горах и переулках Старого города Иерусалима», - пишут лидеры организации «Если захотим» и продолжают:
«Полный отход к границам 4 июня 1967 года невозможен без отказа от исторического центра Иерусалима, а уступка в этом вопросе означает, что у нас нет права на Страну Израиля вообще. Если евреи, под угрозой усиления террора или под международным давлением, откажутся от Стены Плача, города Давида или Усыпальницы патриархов в Хевроне («Меарат а-Махпела»), в конечном счете, нам придется уйти и из тех городов, которые сегодня нам кажутся «тыловыми», то есть удобными и спокойными».
Не называя вещи своими именами напрямую, авторы статьи в «Маариве» фактически признают непреходящее значение еврейской национально-религиозной традиции для обоснования нашего права строить независимое государство именно там, где получали наделы «колена Израилевы» согласно тексту Торы. Об этом же открыто говорит еще один светский автор – Ноах Клигер – в статье «Без традиционных ценностей мы потеряем страну» («Едиот ахронот», 23 сентября).
В самом начале своей публикации автор в довольно неожиданном аспекте рассматривает незатихающий скандал, касающийся неонацистской группировки, которая недавно была обнаружена и обезврежена в Петах-Тикве. Ноах Клигер отказывается связывать эту проблему с несовершенством Закона о возвращении, и пишет о том, что виной всему – демонстративный отказ от религиозно-сионистских ценностей в системе образования еврейского государства.
И действительно – разве только репатрианты из СНГ входят в состав многочисленных и все более популярных у молодежи «сатанинских сект», идеология и символика которых практически ничем не отличается от неонацистских? Развивая свою мысль, автор статьи в «Едиот ахронот» пишет: «Усиленное пропагандируемая «либерализация» нравов в нашей стране и навязывание «прогрессивного» мировоззрения постсионистского толка неприемлемы, прежде всего, для светских евреев… Именно для нас особенно опасен, например, отказ от традиционного семейно-брачного законодательства. Новшества в виде «гражданских браков» для евреев все равно не приведут к «либерализации» среди «харедим», а вот по будущему светского населения Израиля они нанесут ощутимый удар».
Далее Ноах Клигер позволяет себе «наезд», который считают особенно обидным современные постсионисты: «В принципе мне вообще непонятно, что связывает «либеральных» и «прогрессивных» евреев с народом Израиля. Все свои усилия они прилагают для того, чтобы полностью отмежеваться от истории и традиций нашего народа, так на каком же основании они вообще считают себя евреями?».
Ответ на вопрос, поставленный автором, прост. В иудаизме нет такого наказания, как «аннулирование национальности». Даже если человек является самым убежденным атеистом и «либералом», он все равно не перестает быть евреем. И он может смело войти в один из разбросанных по всей стране шалашей в приближающиеся дни Суккота, а также принять участие в праздничной трапезе, взять в руки набор из четырех растений («арбаат а-миним») и выполнить заповедь «нетилат лулав». Кстати, в этом наборе дорогостоящий этрог прочно связан со скромными ветками прибрежной ивы («аравы»). Арава символизирует евреев, которые не изучают Тору и не соблюдают заповеди. Во всяком случае, пока что…
«Новости недели», 25.09.07