Плотный график не помешал израильскому истеблишменту найти время для встреч с перспективным гостем из-за океана. Тем более, что он прибыл в компании с известным произраильским политиком сенатором Джозефом Либерманом и сенатором Линдси Грэмм.
Сенаторы из США встретились с президентом Израиля Шимоном Пересом, премьер-министром Эхудом Ольмертом, министром иностранных дел Ципи Ливни, лидером оппозиции Биньямином Нетаньягу. Сам Маккейн также успел дать развернутое интервью изданию Jerusalem Post.
Визит сенаторов является частью их ближневосточного турне, в ходе которого фаворит президентской гонки неожиданно посетил Ирак.
Этот визит был расценен СМИ, как желание посмотреть на «наследство», которое ему достанется от Буша. Также, во время посещения Иордании, Джон Маккейн подчеркнул, что считает Иерусалим столицей Израиля. Вместе с тем, он не сказал, будет ли добиваться переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
Из Израиля делегация направляется в европейские столицы Лондон и Париж, в которых пробудет несколько дней.
Комментарий
Казалось бы, комментировать-то и нечего. Однако…
Джон Маккейн уверенно лидирует в выборах кандидата в президенты США от Республиканской партии. При этом, по данным последних опросов, его партия опережает демократов. То есть, в Израиль приезжал наиболее вероятный, 44-й президент нашего главного стратегического союзника.
Думаю, немаловажно в несколько более развернутом виде представить идеи, которые захватил с собой в ближневосточное турне сенатор Джон Маккейн.
Но, прежде, несколько слов о нем самом.
Джон Маккейн родился в семье адмирала ВМФ США на военной базе в районе Панамского канала 29 августа 1936 года. Будучи потомственным военным, он не стал изменять семейной традиции, что, в конце-концов привело его во Вьетнам. Там его самолет (а он стал пилотом морской авиации) был сбит над Ханоем и будущий сенатор провел пять лет во вьетнамском плену.
Это не заставило Маккейна оставить военную карьеру, и вплоть до 1981 года он занимал влиятельные посты в военно-морском ведомстве США. В 1982 он начал политическую карьеру. В 1986 был избран в Сенат от Аризоны. И уже в 2000 принял участие в президентской гонке, уступив в ней нынешнему хозяину Белого Дома.
Сенатор известен как один из ведущих "ястребов" – еще со времен конфликта в Косово, когда он упрекал администрацию Билла Клинтона за недостаточно решительные действия против сербского правительства. Маккейн не только выступал против вывода американских сил из Ирака, но и призывал к увеличению контингента в этой стране.
В то же время Маккейн раскритиковал политику администрации в отношении подозреваемых в террористической деятельности заключенных. В октябре 2005 года он выступил с законопроектом, запрещающим практику пыток в американских тюрьмах. Документ был выдержан в духе, традиционном не для республиканцев, а для демократов. Образумить сенатора попытались вице-президент Дик Чейни и советник президента по национальной безопасности Стивен Хэдли, но Маккейн остался непреклонен. В декабре 2005 года его законопроект был принят Конгрессом.
Во время турне по Ближнему Востоку Джон Маккейн полностью подтвердил свою «ястребиную» репутацию. Как говорилось выше, общественность была несколько ошеломлена его неожиданным визитом в Ирак. Его позиция в отношении Иерусалима, который сенатор считает столицей государства Израиль, вселяет надежду, особенно на фоне санкционированных Бушем переговоров о разделе Святого Города.
В интервью Jerusalem Post он сделал несколько резких заявлений по поводу ХАМАСа и обстрелов южных израильских городов. В частности, он сказал: «Как можно вести переговоры с теми, кто хочет уничтожить вас?» А затем прокомментировал свои же слова, умело спроецировав ее эмоциональный аспект на своего американского избирателя: «Я могу сказать лишь, что, если бы кто-нибудь обстреливал ракетами американскую территорию, народ потребовал бы жесткого ответа на обстрелы».
Но, что удивительно, он явно не нашел полного взаимопонимания на встречах с представителями израильского правительства. Так, на встрече с Ольмертом, Маккейн прямо заявил, что Израиль не может терпеть ракетные обстрелы юга страны, на что получил ответ о подготовке очередной наземной операции в секторе Газа. После этого глава правительства вообще перешел к обсуждению переговоров с «прагматичным» Абу Мазеном, не преминув воспользоваться случаем и напомнить обществу о том, что этот проект все еще в силе. Как отреагировал на это сенатор, пресса не сообщает.
Во время встречи с Ципи Ливни сенатор выслушал очередной монолог о трудном соседстве с террористическим государством, а также о ходе переговоров, в результате которых оно, возможно, станет менее террористическим.
Удивительно, но позиция израильского правительства в отношении палестино-израильского конфликта была значительно мягче твердых и решительных заявлений, сделанных 71-летним сенатором и кандидатом в президенты США.
Перспективы
Подозрение о том, что подлинные инициаторы мирных процессов сидят не в заокеанских кабинетах, а на родных Иерусалимских холмах, зародилось в правой среде давно. Действительно, без желания левого израильского истеблишмента осчастливить арабов очередной уступкой - никто не смог бы добиться от них таковой.
По прошествии десятилетий проведения такой политики представить себе ситуацию, в которой американское правительство будет оказывать давление на израильских коллег с целью ужесточения мер по подавлению террористической деятельности, практически невозможно. Однако приход в Белый Дом Маккейна, который, по крайней мере, накануне выборов, выглядит человеком, желающим делать решительные и сильные шаги, может изменить диспозицию.
Ведь, реализуя идею увеличения американского военного присутствия в Ираке, американцам, возможно, будет выгоднее не отдавать Израиль на откуп: мол, в Ираке мы да воюем, а в Израиле мы ведем совершенно другую политику, поддерживая «сирых и убогих». Возможно, целесообразнее твердо настоять на своем и произвести антитеррористическую чистку по всему Ближнему Востоку.
Имеющий реальный боевой опыт и глубокие личные переживания, с ним связанные, Маккейн может оказаться тем политиком, которому удастся в конце концов пойти на решительные меры в борьбе с радикальным исламским экстремизмом, не останавливаясь ни перед Саудовскими нефтедолларами, ни перед вопящим фальшивым миролюбием «свободной» прессы.
Материал сайта www.evrey.com
Иллюстрация Борис Эренбург