ИНФОРМАЦИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ,ПОДГОТОВЛЕННАЯ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРЕЙСКОГО ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА ВЫПУСК
# 7 (93)
Замечания, пожелания и комментарии, а также Вашу собственную
информацию, которую Вы бы хотели включить в рассылку, просьба присылать
по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Лондон, 3 апреля (JTA) – Решение ведущих раввинов
принять участие в церемонии памяти палестинцев, пострадавших при создании
государства Израиль раскололо британское еврейство практически напополам.
Раввин Джон Рейнер, президент Союза либеральных
и прогрессивных синагог, объяснил свое участие в мемориальной церемонии
Деир Яссин как “религиозное, еврейское и в самом лучшем смысле сионистское
деяние”.
А вот раввин Сидни Бричто, вице-президент этого
же самого Союза, сказал, что это мероприятие -- “пропагандистская удача
палестинской администрации, которая позволяет отвлечь внимание от того
факта, что они начали никем не спровоцированную интифаду – или вооруженное
восстание – после того, как сами же отклонили мирные предложения”.
Союз не занял какой-то официальной позиции
в отношении прошедшего мероприятия. Так же поступил и Совет депутатов,
представляющий большинство британских евреев.
Невилл Наглер, исполнительный директор Совета,
сказал, что члены Совета получили приглашение на церемонию, но “согласились,
что это не то мероприятие, к которому они жаждут иметь отношение”.
В программе мероприятия был музыкальный концерт,
доклады, короткие пьесы и молитвы в зале на тысячу мест в Peacock Theater
в центре Лондона.
Организатор еврей Паул Эйзен сказал, что все
билеты были раскуплены еще за неделю до мероприятия, состоявшегося 1 апреля.
Но несмотря на это, оно не привлекло никакого внимания британской прессы.
Мероприятие отметило нападение на арабскую
деревню Деир Яссин на западной окраине Иерусалима -- Иргуна и Бригады Штерн,
подпольных еврейских боевых отрядов, которые время от времени сотрудничали
с центральным сионистским руководством, но чаще находились в оппозиции
к нему.
В публикации в “Нью-Йорк Таймс” от 13 апреля
1948 года говорилось, что в результате этого нападения погибло 248 арабов,
включая женщин и детей. Более тщательное исследование, в котором приняли
участие и палестинские ученые, снизило эту цифру до 100 человек.
Официальное сионистское руководство осудило
этот инцидент, а Давид Бен-Гурион, лидер еврейской общины до создания государства,
принес извинения королю Иордании Абдулле. Еврейский философ Мартин Бубер
также громко осудил убийство.
Все стороны, причастные к происшедшему, имели
свои основания для преувеличения числа жертв. Подпольщики считали, что
преувеличенное число жертв – знак их мощи. Для сионистского руководства
это было лишним подтверждением дерзости и безрассудства боевиков.
Арабские лидеры везде трубили о происшедшем
в Деир Яссине, считая что это событие поднимет арабов на борьбу с врагом.
Однако эффект получился ровно противоположный: оно понудило многих арабов
покинуть свои дома и бежать в страхе перед евреями – как признал лидер
Иргуна Менахем Бегин.
Но, несмотря на все сказанное, в палестинских
кругах это событие было использовано как символ преследований евреями палестинского
народа.
По словам Эйзена, мемориальная церемония была
“творческим, а не религиозным мероприятием”. Она была устроена за неделю
до настоящей годовщины (9 апреля) специально, чтобы не устраивать ее в
дни Песаха. Эйзен сказал, что помог организовать это мероприятие потому,
что Деир Яссин стал символом палестинских преследований.
“Мы вспоминаем это событие не только потому,
что это акт этнических чисток, если он действительно был таковым, нам есть
что вспоминать каждый день в году – и евреям и палестинцам, -- сказал он.
– Это событие так же важно с еврейской точки зрения, как и с палестинской.
Мы настаиваем на том, что наши страдания должны помниться. Их – тоже”.
Пресс-секретарь посольства государства Израиль
в Великобритании отказался комментировать происшедшее, сказав только: “Мы
ждем того дня, когда представители палестинцев будут способны выразить
то же сочувствие к еврейским страданиям, причиной которых стали палестинцы,
как сделали это евреи по отношению к палестинцам”.
По мнению раввина Рейнера, прошедшее мероприятие
“имело важное значение. На нем присутствовали и евреи, и палестинцы, а
прошло оно в атмосфере взаимного понимания и уважения”.
По оценке Эйзена публикак состояла на 60 процентов
из палестинцев, и значительного числа евреев, включая нескольких раввинов.
Сообщение о том, что раввин Рейнер и раввин Джеффри Ньюман, другая видная
фигура либерального движения, придут на мероприятие, вызвало бурные споры
на странице писем в Jewish Chronicle, ведущем еврейском еженедельнике страны.
Раввин Рейнер сказал, что мероприятие было
совершенно не таким, как многие ожидали.
“Там не было ни каких демонстраций, желчности
или какой-либо горечи, -- сказал он. – Если бы только отношения между политиками
были такими же хорошими, как между членами аудитории, была бы реальная
надежда на будущее”.
Если не считать сатирическое стихотворение,
посвященное Натану Щаранскому, то все мероприятие было “исключительно учтивым”,
сказал раввин Рейнер.
Эйзен рассказал, что одна из коротких пьес
“Утро пятницы” поставило присутствовавших евреев в неловкое положение.
В ней рассказывалось про отца-араба, которого уводят из дома еврейские
боевики, в то время как жена этого араба поет детям песни, чтобы отвлечь
их от происходящего.
“Отца уводят, а что случилось дальше предлагают
воображать зрителям, -- сказал Эйзен. – Еврейским зрителям смотреть на
это было совсем неприятно, но настояли на продолжении действия, поскольку
все показанное было правдой”.