Другой взгляд на проблему "орто-фашизма" или: Мой скромный вклад в дикуссию о гадком Бризоне
Информация о материале
Автор: Раиса Эпштейн
К счастью, в среде религиозных сионистов происходит после трагедии
изгнания довольно ощутимый процесс прозрения «снизу» в отношении
этой тоталитарной по своей сути идеологии. Остается лишь надеяться, что
он не будет подавлен «идеологическим» руководством и манипуляциями незаинтересованных
в его успехе политиков. И я не имею в виду только политиков левого лагеря.
Статья Бризона, о которой идет речь, на иврите http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3157038,00.html
Самую чуточку об определении понятий
Исходя из строго академического определения понятий, фашизм не
равноценен нацизму. Поэтому, кстати, «обзывание» фашистами в Израиле не
является столь же нелегитимным как прямые пареллели с нацизмом и Катастрофой...
Фашизм в строгом смысле слова – это прежде всего э т а т и з
м : возведение в абсолют государства, постановка его над обществом, над
составляющими это общество группами и отдельными индивидами, над
правами человека и гражданина, над ценностью самой человеческой жизни.
Фашизм – это одна из вариаций тоталитаризма, главной особенностью
которой является культ государства и армии, а также культ вожденчества
вождя. Иногда культ вождя и вожденчества предшествует созданию культа государства,
иногда происходит обратное, но в целом эти два культа, как правило,
оказываются связанными друг с другом и обусловливающими друг друга.
Откуда это пришло на нашу бедную голову...
Культ государства, вождей и вожденчества имел место
в государстве Израиль с самого начала его существования (см., н-р,
отношение к Бен-Гуриону). Создали его основатели и «хозяева» государства
- левые социалисты. Некоторые говорят, что иначе государство просто
невозможно было создать и защищать. Что ж, некоторые говорят также , что
и без Альталены сие было бы невозможно. Я не занимаюсь сейчас
полемикой на эту до сих пор горячую, а меня и просто обжигающую тему. Я
занимаюсь сейчас только констатацией фактов.
Примерно с 60-х годов, ввиду возникновения
конфронтации с СССР и переориентацией с тоталитарной «Мамы- Руссии»
на демократически-либеральный запад и его ценности, поклоняться государству
в левых кругах стало «неприличным». Однако светские правые и религиозные
сионисты с этой переориентацией не согласились, нередко усматривая
в ней измену сионистским принципам и идеалам. Так оказалось
, что они унаследовали у левых культ государства - разумеется, не
отдавая себе отчет в ущербности этой концепции.
*
Принято считать, что религиозно-сионисткая концепция государства
как «Начала Избавления» («Решит цмихат Геулатейну» на иврите и «Атхальта
де-Геула» на арамейском) вырабатана равом Куком.
Однако, не говоря уже о том, что рав Кук просто не дожил до
установления государства, многие серьезные знатоки его учения , не только
из числа критиков, но и из числа приверженцев, оспаривают данное
утверждение (особый интерес на этот счет представляет мнение профессора
кафедры Талмуда Бар-Иланского университета Давида Хеншке, четко сформулированное
им сначала в статье, вышедшей вскоре после заключения Норвежских соглашений,
а затем в относительно недавней статье, написанной в дни, предшествовавшие
изгнанию; обе были опубликованы в поселенческом журнале «Некуда» )
Мой собственный анализ литературы в поисках ответа на
вопрос о подлинном источнике данной концепции и соответствующего словосочетания
привел к обнаружению не безынтересного факта. Впервые выражение «Атхальта
де-Геула» было озвучено в книге одной из активисток «А-Шомер а-Цеир» в
1917 году (год Декларации Бальфура и Октябрьской революции в России) в
контексте утопически-мессианских упований поколения первопроходцев («халуцим»)
на особую историческую роль национального Возрождения в Эрец-Исраэль для
Всемирного Процесса Социалистического Избавления. Атхальта (начало) – это
национальное возрождение пришедшей на смену устаревшим галутным евреям
новой исторической нации «иврим», конечная же цель Избавления -
всемирный СОЦИАЛИЗМ.
Культ государства в религиозном сионизме
С возникновением государства Израиль и утверждением
знаменитого «исторического союза» религиозных сионистов с социалистами,
культ сионистского государства в религиозном сионизме стал центральной
частью их мировоззрения. Этот союз формально прервался с началом поселенческой
деятельности на освобожденных в результате Шестидневной войны
землях исторической Эрец Исраэль. Формально, но не душевно-ментально.
Определенная душевная зависимость от левого БОЛЬШОГО БРАТА осталась в силе.
Именно эта зависимость проявляется в дополняющем культ
государства культе «АХИМ» («братьев» , под которыми подразумеваются,
в первую очередь, не выходцы из стран Магриба, не репатрианты из бывшего
СССР , и ни в коем случае не харедим, а в первую очередь именно секулярные
левые, негласные «хозяева» государства, без согласия которых представляется
немыслимым принятие каких-либо серьезных, существенных для национальных
судеб решений). Очень образно выразила эту идею уже в дни «Итнаткута» небезызвестная
супруга небезызвестного рава Фурмана из Текоа в своем Открытом письме левым
братьям: «Без вас мы полу-человеки», написала она в нем....
Эта же завимость проявляется и в культе «единства народа»,
принятого в этой среде. Рав Яаков Мадан из Гуш-Эциона признал в интервью
Ари Шавиту («Ха-Арец») , данному незадолго до начала акции
изгнания, что религиозные сионисты, по его словам, пожертвовали более естественным
для них союзом с харедим в пользу союза с левыми элитами.
Таков подлинный смысл тезиса о «единстве народа» в классической
вариации религиозного сионизма. Эта классика была существенно
«подпорчена» уже на фоне упомянутой деятельности заселения Эрец Исраэль,
сопровождавшейся заключеним политического союза с Ликудом. Но особенно
существенный удар ей был нанесен норвежскими соглашениями (Осло)
и связанной с ними кампанией преследования поселенцев правительтвом Рабина
и Сарида.
Культивирование государства не перестало быть официальной позицией
религиозного сионизма, но внутри него стало все более отчетливо намечаться
разделение между отдающими примат Эрец Исраэль перед государством
и теми, для кого государство осталось высшей и нерушимой ценностью.
В среде первых принято называть вторых «мамлахтиим» (от слова «мамлаха»
- царство, государство).
Исторические ожидания, возложенные на «мамлахтиим»
С началом эпохи «Итнаткута» в левой среде вдруг «странным» образом
стало намечаться возвращение к, казалось бы, прочно забытой заботе
о государстве и его интересах. Разумеется, не в контексте палестинского
террора, а лишь в связи с опасностью «правого экстремизса», угрожающего
«Итнаткуту». Более ясной стала ситуация после того, как кнессет принял
большинством голосов программу Шарона. . Бывший правый премьер, бывший
друг и брат поселенцев, бывший строитель и выбиватель новых и новых поселений,
отлично знающий идеологию, ментальные коды, принципы веры и душевные слабости
религиозных сионистов, провел в двух своих программных выступлениях
резкую и четкую разделительную черту между плохими и угрожающими нашей
славной израильской демократии «мешихистами» и хорошими, всею сутью своей
преданными родному государству Израиль «мамлахтиим». Начались попытки
мобилизовать идеологию вторых, и соответственно, их самих, в качестве средства
для нейтрализации и подавления сопротивленческой энергии первых. Уже в
этих выступлениях четко прозвучал мотив опасности для нашей демократии
и для самого существования нашего государства, заключенной в призывах к
отказу от исполнения приказа. Уже в них прозвучала ясно выраженная надежда
на то, что верные государству «мамлахтиим» не обманут возлагаемых на них
ожиданий.
В конечном счете, ожидания оправдались вполне.
Историческая роль «мамлахтиим» в осуществлении «Итнаткута»
Я готова признать частичную (но только частичную) правоту Рони Бризона,
если под «орто-фашизмом» он подразумевает религиозную концепцию (чуждую
иудаизму и являющуюся его грубым искажением), видящую в государстве
абсолютную религиозную ценность. Такое видение государства действительно
является фашизмом. Однако Рони Бризон деликатно умолчал о том факте,
что именно группа раввинов, наиболее последовательных в своей верности
этой уродливой идеологии, обеспечила успех «святого» государства
и его «святой армии» в изгнании евреев с их земли. Эти влиятельные
раввины не только выступили против отказа от исполнения приказа и
сделали все, чтобы послушные их установлениям солдаты, офицеры и
прочие винты и винтики машины «Итнаткута» и с п о л н и л и его,
но и самолично присутствовали при изгнании, где занимались обеспечением
«ненасилия» со стороны жертв режима.
Впрочем, первый их успех был одержан еще в Кфар-Маймоне. Этот
«успех», в сущности, знаменовал собою начало поражения сил сопротивления.
О чем в те дни было написано немало наполненных болью текстов в комментариях
читателей к информативным материалам интернет-сайта Аруц-шева....В противоположность
тому субботний выпуск газеты МАФДАЛа «Га-Цофе» был целиком посвящен великой
победе ДУХА Единства Народа и Братской Любви.
Так сомкнулись в единой цели «орто-фашизм» и то, что автор «анти-бризоновской»
статьи в русскоязычном 7-м канале (http://www.sedmoykanal.com/news.php3?id=92843)
назвала демо-фашизмом. Иначе, пожалуй, и не могло быть. Ведь
если государство и армия являются высшими религиозными ценностями до такой
степени, что за них возносятся специальные молитвы в Шабат и во все
еврейские праздники, включая РОШ-Га-ШАНА и ЙОМ-КИПУР, то разумеется, немыслимо
и абсолютно запрещено сопротивляться этому «святому» государству,
а приказы его «святой» армии, каково бы ни было их содержание, следует
исполнять безоговорочно....
Они их и исполняли. И исполнили..
Учитывая, каков процент религиозных сионистов служит в ЦАХАЛе
и отдавая себе отчет в том, что произошло бы, если бы все они о т
к а з а л и с ь исполнить преступный приказ, совершенно ясно, что
только благодаря безоговорочно послушным государственной машине «орто-фашистам»
стало возможным осуществление этого чудовищного преступления.
К счастью, в среде религиозных сионистов происходит после трагедии
изгнания довольно ощутимый процесс прозрения «снизу» в отношении
этой тоталитарной по своей сути идеологии. Остается лишь надеяться, что
он не будет подавлен «идеологическим» руководством и манипуляциями незаинтересованных
в его успехе политиков. И я не имею в виду только политиков левого лагеря.
С моей точки зрения, наша главная проблема – это не левые, с
которыми давно все ясно и понятно, а современные идолы и идолопоклонство
в нашей собственной среде. Если сумеем справиться с этим – то нам и черт
не страшен, а не только авода, мерецы и всяческие шинуи...
Тем более, что Всевышний тогда уже совершенно определенно будет с нами.
Кто знает, может быть, Он только и ждет того, чтобы произошло
наше прозрение....