Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Шломо Ленский - член редколлегии информационного сайта “Седьмой канал”, религиозного и правого. Он один из тех, кто “мониторит” события, происходящие на Святой Земле, и выкладывает их на ленту новостей. Его личное хобби – здешний культурный фон. Шломо им недоволен.

- Шломо, что входит в это понятие?

- Да все. Песни, анекдоты, стиль газетных статей, темы пьес и рассказов и т.д. Элемент стихийности тут велик, но контроль тоже имеет место. В эпоху Белинского цензоры вымарывали из журнальных оттисков крамольные строчки. При фашистах-коммунистах все СМИ были на зарплате у режима, а для любителей альтернативного творчества, от анекдотов до “Доктора Живаго”, были забронированы номера в тюрьмах. В эпоху демократии и глобализма цензура ходит под вуалью. Но все равно она есть.

- Ну а вам как лучше?

- А мне лучше, чтобы в Эрец Исраэль культура дрейфовала в сторону еврейства Торы. И чтобы она была радостной. И чтобы открывала горизонты.

- Такое было когда-то?

- В моей судьбе – да. Я жил в Риге и в немалом количестве получал от работников Сохнута кассеты с фестивалями хасидской песни. В этот жанр входят не только традиционные напевы, но и современное творчество, когда исполнитель берет строку из Танаха, и показывает, как откликается на нее его душа.

- И вы поверили Сохнуту?

- Для этого были основания! Известные певцы, вроде Арика Арнштейна или Шломо Арци, почитали за честь выступать на хасидских фестивалях. В школах изучение Танаха было на достаточно высоком уровне. На уроках литературы изучали Ури-Цви Гринберга и Натана Альтермана, чьи стихи пронизаны любовью к еврейству и Святой Земле. Но когда наша семья совершила алию, гулко звучали шаги другой эпохи. По телевизору показывают Пуримшпиль, и я, чуть не падая со стула, видел, что в финале Мордехай пожимает руку Гаману и они заключают мирный договор…

- Подули новые ветры.

- Я называю это потерей консенсуса, т.е. согласия различных слоев общества по какому-то вопросу. Средства массовой информации, являясь частью правящей элиты, кормят аудиторию тем, что заказано. Если ради этого нужно вывернуть идею Пурима наизнанку, для них это ничего не стоит. Но значительной части потребителей, зрителей, читателей, эти блюда не по вкусу. Они пытаются накормить нас мирным процессом, а реальность вокруг совсем не мирная. Камни кидают в наши машины. Палестинская полиция открывает стрельбу по нашим поселениям. И мы, вполне естественно, выключаем “их” телевизор…

- Шломо, простите за цинизм, но другого-то у вас нету. И даже если появится добрая фея, миллионер Москович, например, и выложит деньги на новый канал, вряд ли здешняя элита позволит его открыть. Где же выход?

- В начале 90-х здешняя аудитория (ведь не только о ТВ речь), довольно быстро разделилась. Немало людей с крепкими нервами, или затылками, приняло игру в “мир с уступками”, а СМИ всеми силами поддерживали их выбор.

- Какой-то винт в этой игре отсутствовал.

- Радость. Душа-то еврейская не дура, каких бы взглядов ни придерживался ее хозяин. Обживая израильский мир, я копался в здешней прозе. И видел с удивлением, что философские проблемы почти не обсуждаются. Почти все сводилось к семейным конфликтам, взаимным изменам, фиолетовому фону. А людям хочется радости и глубины…

- Шломо, есть ли в нашей культуре струна, которая еще не зазвучала в полный голос?

- Конечно. Это любовь к родной земле. Большинство людей последней алии, это выходцы из больших городов, и профессии у них тоже городские – программисты, врачи и пр. Тем не менее, их отличает стремление украсить Эрец Исраэль, что-то здесь посадить, построить. Чувство неожиданное и очень трогательное, как первая любовь. Но в “мэйн-стрим” израильской культуры эта тема не приветствуется. Дикторы радио и газетные заголовки щедро сеют имена и биографии участников рок-поп-панк-групп, а наша история и георгарфия находятся замалчиваются, если не сказать больше…

- Можно сказать. На моей памяти два или три министра просвещения пытались вычеркнуть историю из экзаменов на “багрут”, уменьшить ее удельный вес в школе.

- Ну вот. И сейчас, как в советские времена, противодействие рождает действие. Неожиданно и бурно здесь возродилась бардовские песни, в которых раньше высмеивались огрехи “того” режима. Теперь в клубе “Зимрат га-арец” поют о любви к Голанам, высмеивают миролюба Переса, зовут людей покинуть чужую колею, и начать искать свой путь. “Змират” популярен не только среди оранжевых. Барды выступают в Модиине, Хайфе, Маале Адумим, Петах-Тикве и других благополучных местах. Концерты часто проходят на трех языках – русском, английском, иврите.

- Шломо, мы как-то забыли про журналистику. А ведь она тоже связана с общим культурным фоном. Она, собственно, формирует его.

- В израильских средствах информации происходит скрытая борьба, пока, правда, не на равных. Здешняя журналистика посадила людей на голодный паек: сплетни, уголовщина, чернуха. Арабы – несчастные и оккупированные. Скандалы раздуваются, а теракты без большой крови замалчиваются. И, самое главное, поражает отсутствие позитива. Как будто мы обитаем в мире, где победы под запретом.

- Это почему же?

- Одряхлевшую элиту гложет страх, что ребенок, то есть еврейский народ, будет расти слишком быстро, и тогда им будет трудно управлять.
Пресса послушно жмет на тормоза: нас мало, нас не любят, нужно вести себя тихо-тихо, тогда пронесет…

- Но у вас, людей Седьмого канала, есть возможность показать другой подход.

- И мы стараемся. Доля позитива у нас гораздо выше среднего уровня. Ученые разработали для ЦАХАЛ новую и очень точную систему обнаружения и поражения – почему бы не рассказать об этом нашим читателям? Новый сорт местного вина получил международный приз – лучше написать об этом, чем о драке в дискотеке. Есть сенсации и более серьезные: в больнице Кармель за последний год трижды прошли удачные роды у женщин, перенесших тяжелейшую операцию. Седьмой канал поздравляет акушеров-искусников, другие каналы нет…

- У вас есть рычаг влияния, вам хорошо.

- Он есть у всех. Каждый человек может НЕ ПОКУПАТЬ бульварную газету, ВЫКЛЮЧИТЬ лживую телепередачу. У родителей возможностей больше, чем у других. Они должны рассказывать детям о Торе, показывать, как исполнять приказы Творца. Нужно постараться, чтобы ребенок это знание не потерял, чтобы оно мужало вместе с его ростом. Иногда слышишь: "Но нас так мало!" Я отвечаю: Подключайся к евреям, подключайся к Творцу! Ущербен только тот, кто оторван!.."



"Живой журнал" ezrahovkin