Д-р
Мартин Шерман - исследователь
проблем безопасности
и общественной дипломатии,
после семи лет
службы в израильской
разведке опубликовал
исследования по вопросам
войны с терроризмом
и безопасности государства
Израиль.
"Не умаляя иранской
угрозы, я думаю, что самая большая
угроза для государства
-
Ставит ли это под сомнение
само право Израиля
на существование?
- Если мы проверим в
Google сочетание слов "право на существование",
мы получим два упоминания о Бразилии,
6 цитат о Мексике, 7 цитат об Испании и
Швеции, и не менее 1,640,000 ссылок, относящихся
к Израилю.
-
Почему Израиль проигрывает
в битве за общественное
мнение?
- Ответ прост: Израиль
проигрывает потому, что не заинтересован
в победе.
-
Это звучит странно.
- Я думаю, что лица, руководящие
борьбой за общественное мнение, имеют
мировоззрение, не позволяющее им принять
выигрышную стратегию. Но если мы пытаемся
оценить степень мотивации организации
на достижение определенной цели, мы смотрим:
сколько же средств она выделяет на её
достижение. У нас размер бюджета, выделенного
на разъяснительную работу, на так называемую
"общественную дипломатию", является
смехотворным, несмотря на некоторое его
увеличение в последние годы.
-
О каком бюджете идет
речь?
- Насколько мне известно,
бюджет составляет около $ 10 млн, и это
меньше, чем бюджет средней фирмы, выделяемый
на рекламу нового товара в области "фаст-фуд".
Когда государство
Израиль хочет достичь цели, не предусмотренные
в бюджете заранее, причем очень дорогостоящие,
такие, как разделительный забор, "размежевание"
и "свертывание" поселений в Иудеи
и Самарии по сценарию Ольмерта, никто
даже не задавался вопросом о масштабах
финансовых затрат. Все было подчинено
этим целям, и потому они были достигнуты.
Тогда как ресурсы, выделяемые на разъяснительные
работы, очень малы, так как существует
мнение, что в них нет острой необходимости.
-
Как вы объясните это
явление?
- Ответ написан на страницах
политической истории Израиля. Ликуд пришел
к власти в 1977 году на платформе неделимого
Израиля, а через 28 лет правительство Ликуда
провело отступление из сектора Газы,-
так называемое "размежевание".
Когда Ликуд пришел
к власти, весь Синай был под
контролем Израиля, а Шарм а-Шейх
был отмечен на картах генштаба США
как одна из стратегически важных
точек для обороны Израиля. Тогда
никто не осмеливался говорить об
эвакуации долины Иордан, отдачи Голанских
высот и о разделе Иерусалима.
-
Какова ситуация сегодня?
- Сейчас эти темы являются
неотъемлемой частью политической дискуссии
и теми уступками, которые в настоящее
время считаются неизбежными. Это означает,
что, несмотря на то, что правый лагерь
действительно регулярно побеждает на
выборах, он никогда не является доминирующей
силой.
-
Почему?
- Поскольку существуют
силы вне политической системы, имеющие
решающее влияние.
Ни один из политических
процессов, будь то процесс Осло, уход
из Ливана или размежевание с сектором
Газа не были результатом международного
давления. Это были исключительно израильские
инициативы, "сварганенные" в Иерусалиме
израильскими "шефами" и преподнесенные
"на блюдечке" израильскими же "официантами"
всему мировому сообществу. ООП, ранее
считавшаяся террористической организацией
в США, была вычеркнута из списка террористических
организаций после подписания соглашения
Осло.
Что касается внутренней
арены, то на израильские правительства
не оказывалось никакое существенное
коалиционное давление с целью заставить
их пойти на такого рода уступки. Напротив,
они платили, чтобы "перекупить" одиночных
депутатов и заручиться большинством
голосов. Однако все эти инициативы провалились,
ситуация не улучшилась, а все опасности,
о которых предостерегали их противники,
сбылись, как одна.
-
Могли бы вы
назвать все препятствия,
с которыми сталкивались
израильские правительства?
- Если воспользоваться
футбольным сленгом, нужно
Центр влияния у
нас составляют элиты, которые искажают
демократический процесс и
-
В чем это проявляется?
- В академии это
проявляется на факультетах юриспруденции,
политологии и гуманитарных наук. Несмотря
на наличие в академических кругах людей
с разными взглядами, превалируют там
– и получают в руки микрофоны - люди определенных
взглядов. Они устанавливают нормы и границы
легитимного, они формируюжт общественное
мнение и они же и выращивают следующие
поколения юристов, журналистов, политиков
и учителей в соответствующем идеологическом
ключе, который считается "хорошим тоном".
Тот, кто управляет
юридической системой, способен держат
политиков "на поводке". Тот, кто владеет
доступом к микрофону, способен продвигать
те или иные темы в той или иной интерпретации.
А журналисты и юристы, в свою очередь,
пользуются поддержкой академических
кругов.
- Так чем же они руководствуются, в чем их мотивация?
- У них есть
личные и профессиональные
Когда тот или
иной доктор или профессор гуманитарных
или общественных наук желает получить
грант из-за рубежа, ему "надежнее"
придерживаться палестинской точки зрения,
а не сионистской.
Когда представитель
СМИ хочет быть приглашенным для
выступления на какой-нибудь престижной
конференции за границей, ему выгоднее
высказать сочувствие к палестинскому
народу, а не озабоченность безопасностью
Израиля.
Эти элиты также
способны искажать демократические
процессы в государстве вне зависимости
от того, какое правительство избрано
народом.
Такая ситуация приводит
к тяжелым последствиям как для
демократии, так и для безопасности
нашего государства.
-
А что нас может
ждать в будущем?
- Нынешнее положение
вещей неизбежно ведет к подрыву общественного
доверия к выборам. Граждане уже не верят
в то, что политик будет выполнять обещания,
которые раздавал в предвыборный период,
или что вообще будет придерживаться той
платформы, на основании которой он был
избран. Это может привести к тому,
что граждане будут чувствовать отчужденность,
перестанут участвовать в выборах и вообще
в демократических процессах. Уже доказано
опытом, что когда гражданин теряет доверие
к системе "власти большинства", он
склоняется к системе "власти ружья".
-
А как можно
победить в пропагандистской
войне?
- Для этого необходимо
перейти от оборонительной
Так, если ты представляешь
арабскую сторону в рамках политической
корректности, ты не сможешь получить
поддержку политики Израиля по отношению
к ним. Поддержку и одобрение нашей политики
Израиль может получить только если в
мире будут понимать, кому мы вынуждены
противостоять. Понимать, что это жестокий
враг, подавляющий своих граждан, позволяющий
совершать убийства под предлогом "защиты
чести семьи" и сурово преследующий
политических оппонентов.
Если тебе удается
представить врага таким , какой
он на самом деле, то становится понятным,
почему мы не можем допустить его
присутствие на стратегически важных
объектах.
-
А каким образом
нужно построить пропагандистскую
систему?
- Следует усилить
давление в США. Например, мобилизовать
пять миллионов христиан-сторонников
Израиля. В США проживают 80 миллионов сторонников
Израиля, а мы игнорирует эту грандиозную
общину, не говоря уже о евангелистах,
которые являются ярыми, глубоко верующими
сторонниками Израиля.
-
А как бороться
с влиянием элит
на внутренней
и внешней аренах?
- Не следует ждать
,что они изменят свое мнение.
Для них правда не
Следует перевести
борьбу на территорию противника и
сделать это противостояние публичным,
чтобы как можно больше людей видели и
были вовлечены. Следует разоблачать их
лицемерие, отсутствие логики и здравого
смысла, близорукость, внутренние противоречия
в позиции. Следует также учесть опыт того,
как левые построили грандиозную систему
пожертвований на распространение своей
идеологии. Они собирают огромные деньги
на распространение идея, тогда как правые
получают пожертвования на постройку
дома в Иудее и Самарии или на приобретение
бронированной кареты сокрой помощи. Это
замечательные цели, но они не политические.
И это объясняет, почему левые смогли получить
политическую власть и контроль над пропагандой,
а правые – нет.
Поэтому я бы хотел
создать арену для
-
А в чем проблема
уже существующих
центров такого
рода?
- Центры типа Ариэль,
Шалем и Институт сионистской
стратегии действуют ВНЕ
Я же хочу создать арену, на которой будут представлены светские сионистские национальные позиции. И либеральные, но не в антисионистском или антирелигиозном ключе.
Источник: Журнал "Мара"
http://www.maraah-magazine.co.
Адрес статьи: http://www.maraah-magazine.co.
Переводчик: Ольга
Шомрон
Иллюстрация Борис Эренбург