В Верхней Галилее отцветает гранат.
Это растение просто пронизано еврейской символикой:
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.
Если встать на горном хребте, который поднимается к северу от города Кармиэля (ну, на том самом, который так внушительно горбится в темноте, играя роль задника во время фестиваля танцев, когда удобно сидишь или лежишь на травке в открытом амфитеатре и смотришь на сцену; тогда фары машин, ползущих по склону этого хребта, придают зрелищу что-то добавочное, некую отстранённость) - так вот, если встать на том самом склоне, говорю я, и посмотреть вокруг, то топография Галилеи станет ясна, как утренний воздух (ой, чегой-то меня не в тот стиль занесло; больше не буду).
Короче, стоя на южном склоне хребта, мы оказываемся точно на границе между Верхней и Нижней Галилеей:
Под нами - долина Бейт а-Керем, самая северная из параллельных, стекающих к Средиземному морю, долин, между которыми поднимаются на высоту до 600 примерно метров такие же параллельные хребты. Это - Галилея Нижняя: плодородная земля, много воды, удобный климат. А за нашей спиной начинается Верхняя Галилея: горы в два раза выше, хаос ущелий и небольших труднодоступных долин - природная крепость, словом. Кстати, граница между Верхней и Нижней Галилеей не только географическая, но и сельскохозяйственная. Ещё во времена Мишны и Талмуда говорили: если в деревне выращивают смоковницы ("шикмим") - вы в Нижней Галилее; если смоковниц нет - в Галилее Верхней.
Долина Бейт а-Керем в те же времена служила ещё одной границей; проходила эта граница по восточному краю долины. К востоку от этой неофициальной, но весьма ощутимой в реальности линии жили евреи; к западу - сначала язычники, потом - они же, но принявшие христианство. Поэтому, если идти от одного места археологических раскопок к другому, получаем интересную картину: к востоку от посёлка Раме через каждые несколько километров обнаруживаем развалины синагог 3-6 вв.; в самой Раме - самая западная из этих синагог; к западу от Раме и до самого Средиземного моря - ни одной синагоги, но множество церквей того же периода.
ВОТ МЫ С ВАМИ И ОТПРАВИМСЯ
на самый север Галилеи на раскопки города под названием Бар-Ам, в котором были найдены аж две синагоги - большая и маленькая.
Фасад большой синагоги:
Исследователи утверждают, что выглядело здание примерно так:
Внушительно, нечего сказать.
А если я скажу вдобавок, что каждое такое здание строилось от 40 до 80 лет?
Собирались вместе люди, живущие в городке, и решали, что надо строить синагогу. Собирали деньги - участвовали все, все до единого: не участвуешь - не принадлежишь к общине со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нет денег - работай на строительстве. Расчищали и выравнивали площадку. Подыскивали неподалёку место для каменоломни, начинали ломать камень, обтёсывать его. Транспортировать. Строить - камень за камнем, ряд за рядом, методом сухой кладки. Мостили пол. В мощёный пол там, где на него должны были опираться колонны, вмуровывали огромный камень-стилобат, чтобы колонны, держащие здание, этот пол не проломили и не вошли в землю "по колено". На стилобат ставили пьедесталы. На пьедесталы - колонны.
На колонны - капители; на них карниз и фриз; дальше - перекрытия второго этажа. Высота первого этажа - 5-6 метров; высота второго этажа - столько же; сверху - деревянная конструкция двускатной крыши, крытой черепицей - ещё 2-3 метра.
Итого получаем здание общей высотой около 15 метров. Без подъёмных кранов, без грузовиков, подвозящих стройматериалы, безо всяких прочих строительных прибамбасов!
Как говорили мудрецы: "Любой город, крыши которого выше синагоги - судьба его быть разрушенным".
Украшали синагогу любовно и тщательно:
Если находился богатый человек или целая семья, жертвовавшие на постройку особо крупную сумму, их имена увековечивали:
А теперь представьте себе: роскошное, внушительное здание, центр микро-Вселенной затерянного в горах Галилеи городка построено. Но никого из тех людей, которые несколько десятков лет назад собрались на городской площади и решили ввязаться в это гигантское по своим масштабам предприятие, уже нет в живых.
Более того, начиная строительство, они знали, что никогда не увидят готового здания!
Понимаете? Они заведомо строили - для своих внуков и правнуков.
Значит, во-первых, они были уверены, что через 70-80 лет их внуки будут жить на этом месте, что они придут в синагогу, что это будет для них - внуков - важно.
Кроме того, это говорит о том, что они, как личное обращение, как инструкцию к исполнению, восприняли знаменитый завет из Торы: как, войдя в эту землю, нашли её люди засаженной плодовыми деревьями, которые сажал кто-то до них, так и они обязаны её передать следующим поколениям, обустроив и обиходив.
Когда была построена синагога в Бар-Аме?
Ещё несколько лет назад, руководствуясь архитектурными особенностями здания, археологи датировали его 3-м веком. Но потом начался очередной тур раскопок, целью которых было поднять несколько камней пола и посмотреть, что находилось на этом месте до синагоги. И обнаружились под полом монеты.
Ничего удивительного. Монеты часто насыпали под фундамент строящегося здания, это было доброй приметой.
Да вот только монеты эти оказались 5-го века...
А теперь - посмотрите, пожалуйста, на фасад ещё раз:
Ничего странного не бросается в глаза?
Вот массивный резной карниз над дверным проёмом:
Посмотрите внимательней! Верхняя часть не соответствует косякам!!!
А что это за каменный клин, вбитый между тщательно отёсанными камнями стены и дверным косяком?
Да за такую халтуру руки строителям обрывать надо! Это же портит весь вид, выбивается из строгого совершенства кладки.
А изящные волюты над другим входом, непонятным образом "приляпанные" к косяку совершенно иного стиля?
А треугольник-"гамлон" над окошком? Если продолжить его линии, они пересекутся явно не по центру оконного проёма:
Что значат эти, и многие другие, неувязки? Как объяснить сочетание тщательной, влюблённой работы, следы которой мы видим в каждой линии, и этих непонятных досадных нестыковок?
Такое ощущение, что здание, как игрушка-"лего", собрано из не всегда подходящих друг к другу деталей...
Самое смешное, что это вполне может оказаться правдой.
Дело в том, что в византийский период евреям не разрешалось строить синагоги. Вот так просто запрещалось, и всё.
Но ведь именно в византийский период - мы знаем точно - были построены известные нам сегодня прекрасные здания - помните? 15 метров в высоту; колоннады, портики, мозаики... Через каждые несколько километров мы находим сегодня их развалины.
Да, это так. Потому что в законе том была лазейка: запрещалось строить НОВЫЕ здания, но разрешалось РЕМОНТИРОВАТЬ синагоги старые. И под этим предлогом в каждом городке Галилеи кипело строительство.
Что касается синагоги именно в Бар-Аме, то большинство археологов склоняется сейчас к тому, что тут мы имеем дело с так называемой сполией - переносом здания с место на место, в Бар-Ам из какого-то другого, неизвестного нам, городка, который, возможно, был оставлен жителями почему -то. При этом разные архитектурные детали на новом месте собрали не совсем точно. И, кстати, возможно даже, что при сборке использовались элементы не одного, а нескольких зданий...
В Верхней Галилее и на Голанах мы сегодня действительно находим синагоги времён Мишны и Талмуда (или, если хотите, римско-византийского периода, определение в данном случае - дело субъективное) буквально через каждые несколько километров. Они похожи между собой, ибо построены по одним законам. Они разные, потому что строились разными людьми.
Но есть одна очень важная вещь. По крайней мере, для меня она важна.
Словно предвидя то, что найдём мы эти синагоги в руинах, мудрецы писали про них - нам с вами писали: "Даже если в развалинах они стоят - в святости они стоят".
Наверное, потому, что строились в любви.
"Живой журнал" sachok-2