КООРДИНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗГНАНИЯ
14 ноября 1947 перед Политическим Комитетом Генеральной Ассамблея ООН, всего за пять дней до утвержденния плана разделения Палестины, египетским делегатом Пашой Хейкалом было сделано следующее заявление в связи с предстоящим планом: "Организация Объединенных Наций не должна терять из виду тот факт, что решение о разделе может подвергнуть опасности миллион евреев, живущих в мусульманских странах. Разделение Палестины может разжечь в этих странах антисемитизм, в еще более тяжёлый форме, чем тот, что был уничтожен в Германии. Если Организация Объединенных Наций решит разделить Палестину, то она будет ответственна за резню большого количества евреев." Паша Хейкал уточнил угрозу: "Миллион евреев живут в мире в Египте и других мусульманских странах, пользуясь всеми правами гражданства. Они не имеют никакого желания эмигрировать в Палестину. Однако, если будет создано еврейское государство, то никто не сможет предотвратить беспорядки. Бунты вспыхнут в Палестине и распространятся на все арабские государства и приведут к войне между двумя народами." 1 Неприкрытые угрозы Паши Хейкала о серьезных беспорядках, резне, бунтах, и войне не остались незамеченными евреями; 2 Для евреев это имело тот же смысл, что и обращение, сделанное шестью годами ранее, палестинским лидером Амином аль-Хусейни Гитлеру "О заключительном решении" евреейского вопроса во всех арабских странах, включая Палестину. Примечательно то, что, хотя Паша Хейкал выступал в ООН, как представитель Египта, он непрерывно упоминал евреев в других мусульманских странах и всех арабских государств, намекая на координацию арабских правительств в этом вопросе. Действительно, спустя четыре дня после его выступления, министр иностранных дел Ирака Фадиль Джамали заявил в ООН, что "межрелигиозное предубеждение и ненависть" вызовут резкое ухудшение в арабо-еврейских отношениях в Ираке и в арабском мире в целом, 4 таким образом, укрепляя впечатление, что Паша Хейкал говорил не только от имени Египта, но и от всех арабских государств. Дальнейшее подтверждение пришло несколькими днями спустя, после того, как Генеральная Ассамблея вынесла решение в пользу раздела Палестины, когда, "после заявления арабской Лиги" 5 начался мусульманский произвол против евреев, живущих в Адене и Алеппо. 6 Другое подтверждение того, что арабские правители скоординировали изгнание евреев из их государств, пришло из Бейрута, где полтора года спустя произошла встреча главных дипломатов арабских государств. К этому времени, в марте 1949 года, арабские государства уже проиграли свою первую войну против Израиля, в которой объединённые силы Египта, Сирии, Ирака, Транс-Иордании и Саудовской Аравии вторглись на территорию крошечного государства, но были разбиты и отброшены. Теперь арабы использовали это поражение, чтобы оправдать изгнание евреев, которое было официально объявлено ещё до начала войны. Как сообщала сирийская газета: "Если Израиль будет выступать против возвращения арабских беженцев, арабские правительства изгонят евреев из их стран." 7 Согласно Валиду Халиди , ведущему и уважаеммому арабскому историку: "Арабы оставались на своих местах в течение периода с ноября 1947 до марта 1948. До 1 марта, не одна арабская деревня не была покинута ее жителями, а число людей, покинувших смешанные города было незначительным." 8 Массовый отъезд из Палестины 590 000 арабов начался только в апреле 1948; все же, Паша Хейкал публично и объявил о программе высылки евреев из арабских стран пятью месяцами ранее. Чтобы понять, как и когда было выполнено изгнание евреев из арабских стран, рассмотрим на иракский случай более детально, а другие - кратко. ИРАК Как упомянуто выше, иракские власти открыто поддержали угрозы Паши Хейкала четырмя днями спустя, после того как последний их произнес. Министр иностранных дел Джамали обратился к ООН со следующим заявлением: "Мы не сможем сдержать массы арабского мира. Арабо-еврейские отношения в арабском мире сильно ухудшились. Гармония преобладала среди мусульман, христиан и евреев в Ираке. Но любая несправедливость по отношению к арабам Палестины нарушит эту гармонию и вызовет межрелигиозное предубеждение и ненависть." 9 Под "массами арабском мира" Джамали подразумевал своё правительство, которое вскоре осуществило ряд шагов против его еврейского населения, включая принятие антиеврейских законов. Начало этому положила поправка к Уголовному Кодексу Багдада 1948г, приравнивающая Сионизм к другим идеологиям (Коммунизм, Анархизм,..), которые рассматривались как преступные. В соответсвии с законами 1950 и 1951гг евреи Ирака лишались гражданства и своей собственности. 10 Время от времени, иракские политические деятели искренне признавали, что они хотели изгнать своё еврейское население по собственным причинам, безотносительно к арабскому бегству из Палестины. Возможно, самый интересный инцидент имел место в заключительной части израильской Войны за Независимость, в конце января, начале февраля 1949г, когда премьер-министр Ирака Нури Саид описал план изгнания евреев из Ирака Алексу Киркбрайду, английскому послу в Аммане, и Самиру аль-Рифай, главе иорданского правительства. Киркбрайд потом подробно рассказал об этом. Нури высказал суждение, что конвоирование иракских евреев к границе должено производиться в армейских грузовиках, сопровождаемых иорданскими бронированными автомобилями. Ввиду уверенности, что израильтяне не согласятся принять высланных и, что проход евреев через Иорданию почти наверняка вызовет серьезные раздраженния среди арабских беженцев, которые переполнили страну. Самир и я были изумлены и наши лица, должно быть, отражали наши чувства.. .. Я ответил сразу, что этот вопрос не может быть рассмотрен правительством Его Величества. Самир отказался дать своё согласи настолько вежливо, насколько возможно. Нури растерялся, получив отказ и спросил: "Так, вы не хотите участвовать в этом?", Самир резко ответил: "Конечно. Я не хочу быть соучастником этого преступления." Нури в гневе обратился ко мне с вопросом, что бы сделал глава дипломатической миссии, если бы два премьер-министра вступили в драку в его присуствии. Мы разошлись взволнованные. 11 Нури, вероятно, выбрал британское посольство в Аммане, как место, чтобы раскрыть свой план главе иорданского правительства, потому что высокопоставленные британские чиновники часто говорили о необходимости обмена палестинских арабов на арабских евреев, 12 и он, вероятно, ожидал британского понимания. Точно так же, когда Нури посетил Иерусалим 13 января 1951, он встретился с Афир аль-Арифом, палестинским лидером, который служил начальником окружной полиции Иордании в Иерусалиме. Ариф попросил, чтобы Нури воздержался от вывоза евреев из Ирака, "пока проблема Палестины и беженцев не будет решена," или по крайней мере "в течение одного, двух лет." Нури отказался. Скорее всего, его причины касались только внутренней иракской политики: "Евреи всегда были источником зла и вредят Ираку. Они - шпионы. Они продали свою собственность в Ираке, они не имеют земли..., что они могут вырастить? Как они будут жить? Что они будут делать, если они останутся в Ираке? Нет, мой друг, для нас лучше избавиться от них, пока мы в состоянии это сделать." 13 Нури искренне признает, что он хотел изгнать евреев из Ирака, и не брать в голову, последствия массового бегства палестинских арабов. В беседе с иностранными дипломатами, однако, Нури представил изгнание евреев Ирака в совсем другом свете, как обмен населением. Не меньше шести раз в течении 1949, он упоминал этот плана на встрече с иностранцами. 1) На переговорах с Комиссией Согласования ООН в Багдаде 18 февраля 1949 (т.е., ещё до Бейрутской встречи арабских дипломатов в марте 1949, когда арабские государства скоординировали свои действия в этом вопросе), он угрожал бедами евреям: "Ирак был бы в состоянии защитить свои 160000 евреев, но... если условия не улучшаются и если евреи не продемонстрируют свои честные намерения делами, Ирак не сможет предотвратить массовые выступления против евреев." 14 2) Американскому дипломату в Багдаде 8 мая 1949, Нури рассказал о своей идее "добровольного обмена на пропорциональном основе иракских евреев на арабов", добавляя угрозу, что "жители Ирака могут взять решение проблемы в свои руки, вызвав невыразимые страдания тысяч невинных людей." 15 3) 8 августа 1949, он поднял впрос относительно "обмена населением" с чиновником британского министерства иностранных дел 16 4) 29 сентября 1949, член британского посольства в Багдаде сообщил, что желание Нури "вызвано стремлением к обмену населением под наблюдении ООН: высылке100000 евреев из Ирака в обмен на арабских беженцев." 17 5) 14 октября 1949, Нури говорил с чиновниками ООН об обмене "100000 Багдадских евреев и 80000 евреев из других районов Ирака на эквивалентное число арабских беженцев." 18 6) Миссии Clapp в 1949, 19 Нури представил еврейское изгнание из Ирака, как часть популяционного обмена. 20 Эти свидетельства позволяют прийти к заключению, что в то время, как иракское правительство стремилось представить изгнание евреев, как карательный акт, исполняемый толпой, в ответ на массовое бегство арабов из Палестины, это был уже вполне оперившийся план ещё до того, как появилась проблема арабских беженцев. Такая интерпретация решает множество исторических вопросов. Она иначе объясняет происхождение таинственного закона 1950г, лишающего евреев иракского грожданства. Лишение иракского гражданства было всего лишь очередным этапом в плане изгнания евреев из Ирака. Иракский план изгнания объясняет также взрыв в синагоге Масуда Шем Тов в Багдаде 14 января 1951, когда в ней собрались евреи для регистрирации, чтобы эмигрировать в Израиль. В этом взрыве обвинили сионистов, котрые, якобы, путём насилия надеялись побудить евреев бежать из Ирака. 22 Но знание о плане властей изгнать евреев, предполагает, что за взрывом стояли не сионисты, а мусульмане Ирака. Позднее властями был арестован иракский офицер, принадлежащий к оппозионной партии Истиклаль, его обвинили в бросании бомбы. 23 ДРУГИЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ Еврейское массовое бегство происходило и в других арабских странах, включая Йемен, Ливию, Сирию, Египет, Алжир и Иорданию. ЙЕМЕН Преследования еменских евреев вызвали струю еврейской эмиграции в Палестину уже в третьей четверти девятнадцатого столетия. Речь Паши Хейкала только добавила импульс к старой политике дискриминации еменских евреев, основанной на особо педантичной интерпретации Исламского закона. За взятку, данную американским Объединенным Комитетом Распределения правителю Йемена, Имаму Ахмад ибн Яхъе , он дал согласие на массовый вывоз евреев из Емена в Израиль в 1949-50гг самолетами из Адена. Эта операция известна под названием "На Крыльях Орла" (или, в журналистской версии: "Ковер - самолет"). Евреи Йемена, ценой лишений и смертей, на пути к Адену пересекли пустыню пешком и на ослах. В Адене Еврейское Агентство селило их в лагерях, а затем переправляло самолетами в Израиль. Таким образом, 50000 еменских евреев достигли Израиля в течение двухлетнего периода. Есть недостаток информации о процессе принятия решения еменским правительством. Но йеменский случай даёт наиболее яркий пример преследования и изгнания евреев по причинам, имеющим отношение к Исламскому закону. ЛИВИЯ В Ливии, как в Йемене, массовое бегство евреев началось уже до заявления Паши Хеикала в ООН. Нападения на еврейские кварталы в Триполи и других городах произошли в 1945г, приведя к 130 убитым (согласно британскому отчёту). 24 Другими словами, евреи покидать Ливию за три года до образования государства Израиль и за семь лет до того, как Ливия получила независимость. Их отъезд превратился в массовое массовое бегство, после обретения Израилем независимости. Как и в Ираке, причиной изгнания евреев была внутренняя политика. СИРИЯ В Сирии, также, большинство евреев покинуло страну в 1946г, до её независимости, и до заявления Паши Хеикала, и до образования Израиля. Как в Йемене и Ливии, в Сирии оказывалось грубое давление на евреев, как то: погром в Алеппо 1947, а также, изнасилование и убийство четырех еврейских девочек. Сирию от других арабских стран отличало отсуствие дискриминационного законодательства по отношению к еврееям. Но и там была применена политика Паши Хеикала. Правительство Сирии отобрало еврейскую собственность на основе и передало её арабским беженцам. Таким образом, арабы были поселились в еврейском гетто Дамаска, а еврейская школа превратилась в школу для арабских детей. 25 ЕГИПЕТ В некоторых случаях, выполнение арабского плана изгнания евреев выходит за временные рамки образования государства Израиль. В Египте, изгнание достигло кульминационации после свержения монархии армейскими офицерами. В Алжире, который получил независимость в 1962г, изгнание, также, имело место позже. Евреи Египта оказались перед острыми проблемами в 1940х, но они не привели к их массовому отъезду. Беспорядки против евреев произошли в ноябре 1945г, затем возобновились в июне-ноябре 1948г, 26 вызванные войной с Израилем. Поправка к египетскому закону, от 29 июля 1947, требовала, чтобы 40% директоров компании и 75% их служащих были египетскими подданными, приведя к увольнению и лишению средства к существованию многих евреев, 85% из которых не были египетскими поддаными. 27 Письмо редактору египетской газеты Акир Саа в 1948г иллюстрирует положение египетских евреев: "Кажется, что многие в Египте не знают того факт, что среди египетских мусульман есть те, кто имеет белую кожу. Каждый раз, когда я сажусь в трамвай, я вижу, как люди указывают на меня пальцем и говорят "еврей", "еврей". Меня не раз избивали из-за этого. По этой причине я прошу опубликовать в газете моу фотографию (приложенную) с объяснением, что я не являюсь евреем и что мое имя Ахмад Мустафа Галеб." 28 Это свидетельство не вяжется риторикой Паши Хейкала о том, что евреи в арабских странах пользуются миром и "всеми гражданскими правами". Каир медлил с выполнением плана, объявленного его дипломатом, Хеикалом. Только в течение и после Суэцкого Кризиса в 1956г египетские еврееи стали в значительных количествах покидать страну. В это же время был исправлен Египетский Закон о Гражданстве с тем, чтобы запретить "Сионистам" получение египетского гражданства. 29 Затем, в соответсвии с Военным Приказом № 4 была конфискована собственность частных лиц и компаний.30 За этим последовала слежка, заключения или изгнания. Поправка к Закону о Гражданстве 1956г определила термин Сионизм "не как религию, а как духовное и материальное обязательство между теми, кто определялся, как Сионисты и Израилем." 31 Следующийминистерский декрет 1958г указывает, что все евреи между от 10 и до 65 лет, покидающие Египет, будут занесены в список людей, которым будет запрещено вернуться страну. 32 Разумеется, эти декреты имели мало связаны с арабскими беженцами десятилетием ранее. АЛЖИР Из Алжира не было существенной еврейской эмиграции до лета 1961г, но затем, почти все население уехало в течение года. 33 Объявление независимости Алжира от Франции стало главной причиной. Евреи стали не желанны после французского ухода . Алжирский Кодекс Гражданства 1963г ясно дал понять это, предоставляя алжирское гражданство только тем жителям, чьи отцы были мусульманами. 34 Другими словами, хотя Национальный Освободительный Фронт Алжира был известен своим лозунгом "Демократического Светского Государства", но эта демократия имела религиозные критерии. ИОРДАНИЯ Евреи не жили в Трансиордании в 1946г (когда она стала независимым государством), в результате решения 1921г Уинстона Черчиля в пользу "сохранения арабского характера" Трансиордании 35, Британская политика запрещала евреям поселяться там. Законодательство 1954г объявило, что только неевреи, из прежнего Британского Мандата Палестины имеют право на иорданское гражданство. 36 Подобная политика проводилась и относительно ливанских евреев. 37 МОЛЧАНИЕ Странное молчание об изгнании евреев существует в арабских странах. Из пятнадцати книг, написанных иракскими политическими и общественными деятелями, только двое упоминают Фархуд 38 - иракский погром 1941г, который потряс евреев, живших на этой земле с древнейших времён и подтолкнул их к отъезду. В своих мемуарах, Тофик ас-Суваяди, глава иракского правительства и человек, с которым было достигнуто соглашение о транспортировке евреев из Багдада до Израиля воздушным путем, "не упоминает, даже слабым намеком, об изгнании еврейских общин из его страны." 39 Израильский истеблишмент сделал слишком мало, чтобы нарушить молчание о страшных обстоятельствах еврейского массового бегства от арабских стран. 40 Романтичное изображение операции "Ковёр - Самолет" по перевозке евреев Йемена и "Операция Эзра и Нехемия" по перевозке евреев Ирака, подчеркивает положительное, умалчивая о трагических обстоятельствах арабских изгнаний. Французский ориенталист и журналист Жан-Пьер Паронсель-Угоз с удивлением отмечает, "Что Израиль очень редко подчеркивает факт, что значительная часть его населения оставила свои законные дома и имущество в арабских странах." 41 Единственные из арабов, кто осудили изгнание евреев из арабских стран, были арабы Палестины, но не из любви к евреям, а из-за того, что изгнаные евреи прибывали в Израиль. Это началось в январе 1951г с телеграммы от Арифа к Арабской Лиге, после того, как он потерпел неудачу в его усилиях убедить Нури останавить изгнание евреев из Ирака. "Удерживая евреев в арабских странах, где они проживают, используя их собственность, как залог, можно легко решить две проблемы: проблему Палестины - вообще и проблему беженцев - в частности." 42 По этим причинам, Национальный Совет Арабов Палестины призывает к высылке евреев обратно, в страны их происхождения. Набиль Хагат, советник Ясира Арафата, двадцать лет назад привлек внимание к приглашению, которое Судан и Ливия послали "своим" евреям, чтобы они возвратились, и призывали арабские государства издать законы, подобного рода, "Закон о Возвращении" для евреев арабского происхождения. 43 Примечательно, что некоторые арабы приезжали в суверенный Израиль для переговоров о популяционном обмене, и цене, за арабское изгнание. 'Исам ас-Сиртави , участник нескольких известных террористических операций, а позже сторонник мирных контактов с израильтянами, сказал, что он оставил террор против Израиля и начал продвигать переговоры, когда понял, что Израиль служит убежищем для евреев, изгнаных из арабских стран; и что евреи не собираются возвращаться обратно. 44 Сабри Джириис, директор Института Палестинских Исследований в Бейруте, в 1975г, перечисляя факторы, приведшие к образованию государства Израиля, сказал, что арабские государства имели непосредственное отношение к этому, поскольку они изгнали евреев "самым уродливым способом, после конфискации их имущества или скупки по самой низкой цене." Эти евреи затем: "Участвовавали в укреплении Израиля, способствовали росту его силы и обороноспособности. Ясно, что Израиль поднимет вопрос о еврейских беженцах на всех переговорах, посвящённых правам арабских беженцев. Аргументы Израиля могут быть следующими: "Верно, что результатом войны 1948г было массовое бегство арабов и, что мы взяли под свой контроль их собственность. Однако вы, арабы с 1948г изгнали подобное число евреев из арабских стран (1млн евреев, из которых 800тыс прибыли в Израиль, против 590тыс арабов). Большинство из них бежало в Израиль после того, как вы захватили их собственность. То, что случилось, поэтому, должно считать, своего рода, обменом населения и собственности. Поскольку Израиль приютил евреев, изгнанных из арабских стран, то и арабские страны обязаны принять арабов в свои страны для решения проблемы". Израиль, несомненно, выдвинет эти требования в первых же дебатах по палестинской проблеме." 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взгляды на арабское массовое бегство из Палестины предполагают, что оно произошло до еврейского изгнания. Киркбрайд ссылается на "решение иракского правительства принять ответные меры за изгнание арабских беженцев из Палестины, вынуждая еврейское население Ирака уйти в Израиль." 46 В Ливии, также, есть подобная тенденция связать искоренение еврейского общины с образованием государства Израиля. Джон Райт утверждает, что "Евреи были изгнаны из Ливии в результате событий, произошедших после образования государства Израиль в мае 1948." 47 Этот взгляд искажает фактическую последовательность событий. Как мы видели, во многих случаях, евреев изгоняли задолго до арабского бегства. Ариф, Сиртави и Джириис признают, что арабские государства внесли существенную лепту в ухудшение положения арабов палестины. Преступление, совершенное по отношению к евреям в арабских странах должно быть противопоставлено арабским требованиям к Израилю. Как правильно указал Паронцель-Угоз, евреи "оставили свою законную собственность и землю" в странах Ближнего Востока. Вопрос об этих правах следует поднимать в ответ на вопрос о правах арабских беженцев. Яаков Мерон доктор права юридического факультета де Дройд в Париже, автор труда Исламское Проаво и Законодательство в Арабских Странах. ЛИТЕРАТУРА 1 U.N. General Assembly, Second Session, Official Records, Ad Hoc Committee on the Palestinian Question, Summary Records of Meetings, Lake Success, N.Y., Sept. 25-Nov. 15, 1947, p. 185. The original language of this statement is French, so we have altered the U.N's English translation to bring it into harmony with the equally official French text. 2 For example, Emile Najjar, the last president of the Egyptian Zionist Federation and a future Israeli diplomat, pointed out Heykal Pasha's remarks in a lecture delivered in Paris at the Centre d'Etudes de Politique Etrangere on Dec. 20, 1947. 3 Gurdron Kramer, "Aliyatah u-shki'atah shel Kehilat Kahir," Pe'amim, Spring 1981, pp. 28-30-34. 4 U.N. General Assembly, Second Session, Official Records, Verbatim Record of the Plenary Meeting, vol. II, 110th-128th meetings, Lake Success, N.Y., Sept. 16-Nov. 29, 1947, p. 1391. 5 H.J. Cohen, The Jews of the Middle East, 1860-1972 (Jerusalem: Israel Universities Press, 1973), p. 67. 6 Daniel Pipes, Greater Syria: The History of an Ambition (New York: Oxford University Press, 1990) p. 57, records 75 victims of the Aleppo massacre. 7 Al-Kifah, Mar. 28, 1949, quoted Shlomo Hillel, Ruah Kadim (Jerusalem: 'Idanim, 1985) p. 244. This book is available in English as Operation Babylon, trans. Ina Friedman (New York: Doubleday, 1987). 8 Walid Khalidi, "Plan Dalet, Master Plan for the Conquest of Palestine," Middle East Forum, Nov. 1961, p. 27. 9 U.N. General Assembly, Second Session, Official Records, Verbatim Record of the Plenary Meeting, p. 1391. 10 Cohen, Jews of the Middle East, pp. 29-35: Hillel, Ruah Kadim, pp. 135-42. 11 Sir Alec Kirkbride, From the Wings: Amman Memoirs, 1947-1951 (London: Frank Cass, 1976), pp. 115-16. 12 For example, the colonial secretary spoke of this to the Mandates Commission of the League of Nations in 1937. League of Nations, Minutes of the 32d (Extraordinary Sessions of the permanent Mandates Commission, Geneva, July 30-Aug. 18, 1932, p. 21; Hugh dalton, Memoirs: The Fatal Years, 1931-1945 (London: Frederick Muller, Ltd., 1957) pp. 426-427. 13 'Arif al-'Arif, An-Nakba, 1947-1955, vol. 4 (Sidon and Beirut: Al-Maktaba al-'Asriya, 1960) p. 893. 14 Telegram from the American embassy in Damascus to Washington, D.C., Feb. 21, 1949. I am grateful to Ron Zweig for making this and other U.S. government telegrams available to me. 15 Telegram from the American embassy in Baghdad to Washington, D.C., May 9, 1949. 16 Moshe Gat, A Jewish Community in Crisis: The Exodus from Iraq, 1948-1951 (Jerusalem: The Zalman Shazar Center for Jewish History, 1989), p. 40. 17 Hillel, Ruah Kadim, p. 245. 18 Telegram from the American embassy in Baghdad to Washington, D.C., Oct. 15, 1949. 19 Formally, the Economic Survey Mission, a U.N. effort headed by the Tennessee Valley Authority chairman, Gordon R. Clapp, which led to the establishment of the United Nations Relief and Works Agency. 20 Information related to the author on Dec. 12, 1990, by Paul Marc Henry, secretary to the Clapp Mission (and later French ambassador to Lebanon). 21 Hillel, Ruah Kadim, p. 224. 22 Elie Kedourie, The Chatham Version and Other Middle Eastern Studies (London: Weidenfeld and Nicolson, 1970), p. 449n. 72. 23 Gat, Jewish Community in Crisis, pp. 151-52. An Israeli court has confirmed that Zionists were not behind the explosion: Barukh Nadel, an Israeli journalist, wrote that Israel's emissaries in Iraq were involved in this crime. In 1980, Mordekhai Ben- Porat, a former member of parliament (and later a government minister) who had played a major role in organizing the mass immigration of Jews from Iraq to Israel, brought a libel suit against Nadel. Ben-Porat produced the results of an inquiry by the Israeli secret services in 1951, which concluded that none of the Israeli emissaries was involved in the crime. The defendant retracted his allegations and the case was closed. See Ma'ariv, Dec. 7, 1981. 24 John Wright, Libya: A Modern History (Baltimore, Md.: The John Hopkins University Press, 1982), p. 75n. 1; "The Jewish Case before the Anglo-American Committee of Inquiry on Palestine as presented by the Jewish Agency for Palestine" (Jerusalem: Publishing Department of the Jewish Agency for Palestine, 1947), pp. 392-94. 25 The French diplomat (whose name is no longer known) told this in the early 1950s to Eugene Weill, secretary-general of the Alliance Israelite Universelle; Mr. Weill repeated it to the author in the early 1970s. 26 Cohen, Jews of the Middle East, pp. 49-51. 27 Ibid., p. 88; Shimon Shamir, The Jewis of Egypt (Boulder, Colo.: Westview Press, 1987), pp. 33-67. 28 Published originally in Akhir Sa'a, then translated into French as part of a newspaper survey in La Bourse Egyptienne of July 22, 1948; cited in Yehudiya Masriya, Les Jufis en Egypte (Geneva: Editions de l'Avenir, 1971), p. 54. 29 Law no. 391 of 1956, section 1(a). See Al-Waqa 'i' al-Misriya, no. 93 repeated (1), Nov. 30, 1956. 30 Egyptian Official Gazette, no. 88 repeated (1) of Nov. 1, 1957. 31 "Egyptian Nationality," in Revue Egyptienne de Droit International, vol. 12 (1956), pp. 80,87. 32 Egyptian Official Gazette no. 31, Apr. 15, 1958. 33 For a compelling account of how the "very old and well-established " Jewish community of one Algerian town, Ghardaia, "could be blasted loose from its deep and ancient roots almost overnight, and could be shattered so completely," see the compelling account by Lloyd Cabot Briggs and Norina Lami Guede, No More For Ever; A Saharan Jewish Town (Cambridge, Mass.: Peabody Museum, 1964). 34 See section 34 of the Algerian Nationality Code, Law no. 63-69 of Mar. 27, 1963 p. 306; also cited in Annuaire de l'Afrique du Nord 1973, pp. 806-14. 35 Quoted in Aaron S. Klieman, Foundations of British Policy in the Arab World: The Cairo Conference of 1921 (Baltimore, Md.: The Johns Hopkins University Press, 1970), p. 230. 36 Section 3(3) of Jordanian Nationality Law no. 6 of 1954, recorded in Al-Jarida ar-Rasmiya, no. 1171, Feb. 16, 1954, p. 105. 37 Anti-Jewish discrimination appears in order no. 1282 of July 1, 1957 (attributed to the Official Gazette of Jordan, no. 1282 by the Collection of Laws and Regulations [in Arabic], vol. 1 issued by the Jordanian Bar, Amman, 1957, p. 186), which exempts Syrian nationals from showing their passports on entering or leaving Jordan. They may use any other identifying document provided that "they are not Jews." The same discriminatory legislation against Jews from Lebanon appears in Majmu'at al-Qawanin wa'l-Anzima, vol. 1 (Amman: Jordanian Bar, 1966), p. 188 38 Yehuda Tagar "Ha-Farhud bi-Ktavim be-'Aravit me'et Medina'im u-Mehabrim 'Iraqiyim,"Pe'amim, Summer 1981, pp. 38-45. 39 Hillel, Ruah Kadim, p. 285. 40 Mordekhai Ben-Porat is one exception,: at the end of 1975, he established the World Organization of Jews from Arab Countries. He also spoke up on this topic in the Israeli parliament (see, for example, Divrei ha-Knesset, vol. 72, Jan. 1, 1975, p. 1112). 41 Jean-Pierre Peroncel-Hugoz, Une Croix sur le Liban (Paris: Lieu Commun, 1984), p. 114. The issue of Jewish refugees from Arab countries is likely to grow in importance as many of their number reach the forefront of public life in Israel. In the imd-1980s, for example, the chief of staff of the Israel army, the parliamentary speaker, the minister of justice, the minister of energy, and the minister of health all were of Iraqi origin. The secretary-general of the Histadrut (the labor federation) was born in Yemen. The deputy prime minister and the minister of the interior were born in Morocco. The countries of the Arab League have by now an impressive representation in the government of Israel. 42 'Arif, Al-Nakba, p. 894. 43 Jeune Afrique, July 4, 1975; Ma'ariv, July 3, 1975. 44 Kol Ha'ir, Oct. 30, 1986. 45 An-Nahar, May 15, 1975. 46 Kirkbride, From the Wings, p. 115. 47 Wright, Libya, p. 75n 1. |
источник: Middle East Forum