Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Как мы научили арабов Шхема борьбе с нами. (первая часть)

«Я ненавижу человека по имени СТАТУС КВО». Р. Бредбери.

Всем в Израиле известно, что одним из основополагающих понятий, определявших регулирование весьма запутанной и шаткой системы взаимоотношений различных общин и конфессий на Ближнем Востоке являлось т.н. «Статус-Кво», т.е., по сути дела, сохранение некой псевдо-стабильной ситуации с которой встретился очередной суверен, взявший в сои руки власть, сам часто, находящийся далеко (например - в далеких Стамбуле или Лондоне) и предпочитающий исходить из принципа «неделания и нерешения» тех вопросов, до которых у него не дошли руки, или решение которых потребует слишком больших усилий.
При этом суверен, чужой по отношению ко всем группам, участвующим в конфликте, вполне мог использовать их соперничество для минимизации своего собственного вмешательство, зная, что, не надеясь победить, каждая из групп не позволит это и сопернице. В самом центре Иерусалима высится классический памятник этому принципу – Церковь Гроба с зафиксированными скамьями и не убираемой лестницей в окне. Создание Израиля и его развитие, к сожалению, сопровождалось унаследованием и этого принципа, часто под личиной правопреемственности, юридической непрерывности, временной меры до лучших времен… Не секрет, что почти ни одна, сколько либо институциализированная властная группа нашего общества (как «светские» так и «религиозные») не была готова к Чуду Шестидневной Войны, к осознанию того, какая новая реальность открывается перед народом и Страной и каких новых подходов она требует. Думаю, что в юридической системе страны, если ее работники были типа сегодняшних и так же отдалены от еврейских ценностей, искать шансы для такого осознания было вообще нереально. Я уже немного написал ранее о позоре Храмовой Горы и указах короля Георга, ставших руководством для муфтиев «западного берега» и Верховного Суда Израиля. Ждет своего часа очерк о Пещере Праотцев в Хевроне. А сейчас – поговорим немного о том, что, как жителю Шомрона, мне ближе, о могиле Иосифа в Шхеме, именно сейчас, в эти минуты мигающему огнями в 5 километрах от моего окна. Всем известна трагедия этой святыни. Мы поговорим от тех, кто сварили дьявольский состав, выплеснувшийся из котла. О тех, кто изначально, определил себя, в лучшем случае, «нейтралами», а не частью народа, к которому они принадлежат, «оккупантами» не только по отношению к арабам, но и к евреям, отличающимся от «массы» одним – осознанием цели и значения того, что произошло в 67г. О тех, кто создал страшное чудовище, одевшееся плотью с автоматом в руке…чудовище, носившее, поначалу, вовсе не хамасную зеленую ленту или фатаховскую кафию, чудовище, родившееся на столах чиновников оккупационной администрации - «минhаль эзрахи» и правителственных кабинетов повыше и нареченное, во младенчестве, «Статус кво на могиле Иосифа». Можно много спорить о том, что делать с РЕАЛЬНО существующим проблемами (тут иногда принцип «сохранения существующего положения вещей» и может быть, тактически, оправдан). Вряд ли можно найти оправдание созданию «призрака реальности», чтобы с его помощью оправдывать свою политическую ангажированность.

Итак, год 1967. Место действия.

В глазах чиновников ЦАХАЛя: участок 10, в квартале 5, площадь 661 кв.м. Собственность ВАКФа Шхема. Наследственное право на оплаченную охрану-«опеку» (на новорусском – «крышу») закреплено за семьей Давикат (דוויכאת), получавшей до 1967 г. деньги от ВАКФа, а после – от Армии Обороны Израиля (во всяком случае – до 2000 года! Не удивлюсь, что и доныне….).

Арабы: «Вали неби Йусуф» . Одна из множества малозначимых «киврей шейх» или «киврей нави», разбросанных по просторам «Фаластын». Как могила Иосифа, более известна т.н. «Юусефийя», прилепившаяся к Меарат ха Махпела, место, в котором, из уважения к мусульманам, евреям было запрещено молиться согласно всем соглашениям о святых местах Хеврона после 1967 г. (да мы туда особо и не рвались, к евр. традиции оно не имеет никакого отношения). Одна из особенностей ситуации ( запомните ее!):

в отличие от шума вокруг Храмовой горы, в мусульманском мире вопрос о Кевер Йосеф не становился темой серьезного обсуждения, в самом Шхеме ВАКФ, практически, не поднимал его, удовлетворившись формальным сохранением «зикайона» и права на комнату сторожа при могиле (о ней еще пойдет речь), могила не была объектом паломничества и молитв местных жителей, вопрос о раздельных часах молитвы ими не ставился, ВАКФ не являлся и участником переговоров с руководством ешивы о статусе Кевер Йосеф в 1983 г. (вот тут то и родилось пресловутое «статус кво»). Впервые напряженность вокруг Кевер Иосеф инициирована ХАМАСом в 1985 г (в виде угрозы терракта).

Шомроним: второе по святости после горы Гризим место. Две колонны рядом с могилой считаются памятниками на могилах Эфраима и Менаше – согласно самаритянской традиции, предков самих шомроним. Сама община – полностью лояльна Израилю, получила параллельное израильское гражданство. «Минhаль» ухитрился обидеть ее, убрав с надгробия старинный вышитый самаритянский «парохет», принесенный после 67 г. вместо мусульманского, и заменив его «казенным» покрывалом стандартного образца военного раввината (см. газету חדשות השומרונים 12.12.1993), а занятый творением мира И.Рабин – вообще не ответив на письмо от имени всей общины по поводу непонятных ограничений доступа туда самаритян «из соображений безопасности». Для пощечины всегда удобнее тот кто поближе и потише…

Евреи: Четвертое по святости место, удостоившееся упоминания в числе тех, которые были выкуплены за полную цену, а не завоеваны. Чем вам не символ столь любимого «в определенных кругах» МИРА? Символ преданности Земле Израиля – кости Иосифа, принесенные из Египта, символ возвращения сыновей к земле отцов. Традиция по поводу могилы восходит к 4 веку н.э. Одна из древнейших по поводу святых мест, не считая Махпелу. Весьма надежное отождествление и через описание в ТАНАХе. В сотне метров от памятника – развалины древнего Шхема (Элон Море) эпохи Праотцов.

А вот -изложение правил для евреев в Кевер Йосеф. Загадывать- кто его автор, я не буду… Отгадать – почти невозможно, если не отрешиться от мысли о том, что в Эрец Исраэль давно уже нет ни турок, ни англичан, и истлели кости автора знаменитых Законов Омара. Впрочем – тут поневоле поверишь в «гилгуль нешамот». Не нашла ли душа великого халифа пристанище в ……. Ну это вы сами поймете. Это не компромисс с мамлюкскими, османскими или мандатными законами, не компромисс с представителями бушующих толп шхемских фанатиков, не результат сложных и запутанных международных контактов с представителями исламского мира, не плод обсуждения в ООН!), автор этих пунктов – «суверен» на территориях Иудеи Шомрона и Газы – представители Армии Обороны Израиля, точнее «минhаль эзрахи» - оккупационного управления, год 1982, декабрь.

1. Полный запрет ночлега учащихся ешивы или молящихся. 2.Разрешенное время нахождения и учебы – с 8 до 19 ч. 3. Запрет любого нахождения в субботу, в т.ч. для изучения Торы и молитвы. 4. Разрешить только вечерний «маарив» субботы при уходе молящихся после него в здание «минhаль эзрахи» и нахождения там до конца субботы. 5. Запрет изменения состава мебели (стендеры, стулья, скамьи), зафиксированного и пересчитанного на момент составления соглашения. 6. Полный запрет на любые строительные работы, включая ремонт, установку вентиляторов и кондиционеров, навесов… 7. Предел группы, изучающих Тору – 35 человек.

Для справки – личное вмешательство А.Шарона, тогда министра обороны, и его указания офицерам «минhаль эзрахи» позволило поднять «планку» количества учащихся ешивы с четырех (!) до 35. NB:
Знаете ли вы: в «законах Омара» для "зимми" тоже есть очень похожий принцип - «никакой новизны»? Можно оставить то, что было, …но новенького - ни –ни… (для развития исторического мышления см. пп. 5,6 Соглашения) (продолжение следует)