Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Командующий ЮВО Моше Даян на заседании парламентской фракции МАПАЙ с секретариатом партии, 18 июня 1950, обсуждение политики относительно израильских арабов, цитируется по книге Давида Таля "Концепция текущей безопасности Израиля, 1949-1956": "Мы будем рассматривать это общество 170 тысяч арабов, как будто их судьба еще не определена. Я надеюсь, что в ближайшие годы будет, возможно, еще одна возможность для проведения трансфера этих арабов из Эрец-Исраэль, и пока подобная возможность существует, мы не должны делать ничего, что этому противоречит. Эти 170 тысяч арабов часть остального арабского общества".

Рекомендации по не-интеграции израильских арабов давали и начальник ШАБАКа Исер Харэль, и советник по делам арабов Джош Пальмон, эта линия была основой политики правительства в начале 50-ых. Постепенно ситуация менялась, долгая не-интеграция была уже невозможна, даже затягивание отмены военной администрации до 1966-го было обеспечено только минимальным перевесом в Кнессете при помощи "своих" арабских и друзских депутатов. В данном случае интересна не столько не-интеграция, сколько "надежда на возможность трансфера" в исторической перспективе. Если трансфер израильских арабов в 1967-ом был уже невозможен, то с арабами Иудеи и Самарии дело обстояло иначе. Бегство за Иордан уже шло самостоятельно, Калькилию уже начали разрушать, но потом дали полный назад, включая призывы вернуться, и ограничились местными выселениями в районе Латруна и в Старом Городе Иерусалима. Началась "просвещенная оккупация", открытые мосты, свободная работа в Израиле и так далее. И отцом концепции "просвещенной оккупации" был именно Даян, министр обороны, вознесенный войной на вершину славы.

После Шестидневной войны Израиль ощущал себя империей, разметавшей врагов и могущей себе позволить ожидать мирных предложений и даже уступить в обмен на мир всё или большую часть занятого в ходе войны. Поэтому и в трансфере не было надобности. В отличие от ситуации после Войны за Независимость, когда на отступление от послевоенных границ были категорически не согласны, проникновение арабских беженцев встречалось крайне жесткими мерами и местное арабское население было опасной пятой колонной. Там - опасения, тут - расслабление. Если бы результаты войны были не такими блестящими, трансфер на занятой территории был бы гораздо реальнее.

"Живой журнал" david-2