Первые выстрелы войны прозвучали утром 30 ноября 1947 года, через несколько часов после принятия Организацией Объединенных Наций резолюции номер 181 - об основании на Земле Израиля двух государств, одно из которых – еврейское. Чуть южнее перекрестка Сиркин, между Петах-Тиквой и нынешним аэропортом Бен-Гурион, банда арабских террористов напала на пассажирский автобус Нетания – Иерусалим. Пять евреев были убиты. Английский офицер, проезжавший мимо во главе подразделения солдат Иорданского легиона, предпочел не сообщать о теракте. Раненым пришлось добираться до больницы Бейлинсон в Петах-Тикве собственными силами.
Последние выстрелы войны прозвучали в несколько иных обстоятельствах. 8 января 1949 года израильские ВВС сбили пять английских самолетов с египетской стороны израильско-египетской границы – погиб один английский летчик, двое были взяты в плен. “На удивление прекрасный день”, - записал Бен-Гурион в дневнике, - “неужели сегодня закончилась война?”
Оба происшествия весьма символичны. Эти выстрелы определяют не только временные границы первой арабо-израильской войны, они также олицетворяют невероятный прыжок, сделанный молодым государством за 13 с хвостиком месяцев войны. От состояния общества, чьи руки связаны все еще властвующими англичанами, чьи граждане - постоянные жертвы арабских террористов, пораженные в самом сердце страны, – к состоянию, когда израильтяне победили в воздушном бою, за пределами израильских границ, британских летчиков – тех самых, которые одержали еще в 1941 г. первую победу союзников над нацистской Германией (в “битве за Великобританию”), а теперь отчаянно пытались предотвратить окончательное поражение Египта – их союзника...
Между этими двумя выстрелами, отражая сперва атаки арабских банд, а затем вторжение армий пяти арабских государств, Израиль выстоял и победил. На первом этапе войны, до провозглашения Независимости и последовашего за ним вторжения пяти регулярных арабских армий, военные силы Ишува освободили большинство территорий, выделенных будущему еврейскому государству ООН. В «битве за Кастель» силы Аганы пробили фактическую блокаду Иерусалима, захватив древний форт и деревню, доминирующие над главной дорогой в Вечный Город. В Галилее, в городе Цфат, где численное и военное превосходство арабов якобы гарантировало им победу, силы Пальмаха во главе с Игалем Алоном одержали победу и повергли в бегство арабское население. От угрозы арабского Яффо еврейский Тель-Авив освободили войны организации «Эцель».
К 15 мая 1948 года внутренний арабский враг был практически разбит, и все еврейские силы, под командованием 30-летнего Игаля Ядина, были брошены на отражение агрессии армий арабских стран. На севере, у ворот киббуца Дгания, солдаты ЦАХАЛа с помощью двух пушек времен франко-прусской войны 1870 года обратили в бегство 200 сирийских танков и БТР. Египтяне были остановлены под Ашдодом и у киббуца Рамат-Рахель - в двух километрах от старого города Иерусалима. В декабре 1948 года бои на египетском фронте велись уже на Синайском полуострове, возле Эль-Ариша. В конце февраля 1949, после подписания перемирия с Египтом, Израиль прорвался к северному побережью Красного моря, где вскоре был основан город Эйлат. На севере ЦАХАЛ дошел до реки Литани, на 20 километров дальше нынешней израильско-ливанской границы.
Наиболее тяжелые бои велись против Арабского Легиона Иордании. 13 мая 1948 года произошли трагические события: после длительного противостояния Кфар-Эцион, главное из поселений района Гуш-Эцион, было захвачено легионерами, а его население убито. Жителей остальных трех поселений взяли в плен. Еврейские силы также не смогли отстоять Старый город Иерусалима. Впервые за время непрерывного еврейского присутствия в вечной столице, начиная с возвращения сюда мудреца Рамбана в 1267 году, евреи вынуждены были покинуть его стены... На 19 лет.
Ценой за становление нации стали жизни 6000 евреев – граждан и солдат, 1% от тогдашнего населения Израиля, 0.1% от всех евреев, погибших в Катастрофе. Многое изменилось после 5 Ияра 5708 года. Ворота Эрец Исраэль открылись для всех евреев мира, и население Ишува удвоилось (достигнув 1,3 миллиона душ) за первые три года существования страны. 250 тысяч “перемещенных лиц”, переживших Катастрофу и пребывавших в лагерях на территории Германии, смогли найти себе место. Соответственно изменилось и соотношение еврейского и арабского населения на территории Израиля: 31% евреев и 69% арабов в 1947 г. – и 86% евреев и 14% арабов в 1949 г. Так возрождение повлияло на демографию. В январе 1949 г. были проведены выборы в Учредительное Собрание – будущий Кнессет. Открылись первые посольства – США и Советского Союза, а также и посольства Израиля в мировых столицах.
Возрождение коснулось и евреев, живущих в странах рассеяния, даже в тех странах, где это не привело к массовой репатриации. С появлением Дома (пусть даже далекого) евреи обрели прописку, перестали быть бесправными бомжами (или, по-советски, «безродными космополитами») – со всеми вытекающими последствиями. Начал угасать пыл христианских миссионеров в Америке, предлагавших в первой половине 40-х годов евреям США церковь в качестве единственного убежища. Начали вновь заполняться синагоги – как умеренно традиционными, так и ортодоксальными евреями. Стало возрождаться франкоязычное еврейство Франции и Северной Африки. Национальная гордость всколыхнула задавленное сталиным режимом советское еврейство.
Изменился вектор всей еврейской истории: народ оттолкнулся от берегов Изгнания и взял курс на Эрец Исраэль.