Пейсах, без сомнения, самый популярный праздник. Праздник, наполненный чудесными символами и дышащий нашей древней историей. Социологи говорят, что даже смертность уменьшается среди евреев перед наступлением Пейсах. Со времени появления первой печатной Агады (1485г. Сончино), она стала самой популярной среди евреев книгой.
Мы часто употребляем фразы из Агады: “Дайейну!”, “Эхад ми йодеа?”, “Ма ништана а-лайла а-зе ми коль а-лейлот?” Однако квинтэссенция Агады содержится в требовании: “В каждом поколении, каждый человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта”.
Весь текст Агады, вся символическая еда на пасхальном столе, все направлено на то, чтобы оживить и приблизить к нам события тех далеких дней. Кроме мицвы “расскажи твоему сыну” (“ве’игадта ле’банеха”), Тора требует от нас “помнить” день выхода из Египта каждый день нашей жизни (“ве’игадта ле’банеха ба-йом а-hу” (Шмот, 13:8); “захор эт а-йом а-зе” (Шмот, 13:3); “ле’маан тизкор” (Дварим, 16:3).
Альфа и омега скитаний евреев
Вся история скитаний еврейского народа крутится вокруг двух фраз, писал в свое время Владимир Жаботинский: “Эти две фразы - как альфа и омега в азбуке, начало и конец благополучия твоих прадедов в Египте; и еще можно сравнить их с двумя полюсами, между которыми проходит ось, а вокруг этой оси вращается весь еврейский вопрос в Египте. И не в одном Египте. Когда вырастешь и будешь читать много книг, ясно тебе станет, что во всех скитаниях твоего народа, в каждом этапе есть и эта альфа, и эта омега, что каждый этап с того же начинается и тем же кончается, чем начался и кончился в Египте; и что полюсы, между которыми судьба швыряет твое племя, с той незапамятной поры не изменились и не передвинулись. Что же это за две фразы? Одну ты найдешь в книге Бытия, где рассказывается, как Иосиф представил Фараону своих братьев и что им перед этим советовал. Умный и хитрый человек был Иосиф, истинный сын отца своего Яакова, того самого, который так ловко обошел и собственного родителя, и брата, и тестя, что антисемиты - об этом ты в свое время узнаешь - называют его ‘первым жидом на земле’... Сын его Иосиф был тоже умен и хитер. Знал он хорошо все дела египетские, знал, чего египтянам недостает, а особенно хорошо знал душу фараона и его людей. И вот дал он своим братьям, которые просились в Египет, такой совет: скажите, что вы скотоводы. И прибавил фразу, которую ты, сын мой, затверди на память, ибо в ней скрыта главная мудрость нашего народного скитания: ‘Ибо мерзость для египтян всякий пастух’.
Вторую фразу ты найдешь в книге Исхода. Прошло уже много лет, одни говорят - 400, другие меньше[1], но, во всяком случае, давно умер и Иосиф, и братья его, и все то поколение, и тот фараон, который знал Иосифа. Появился новый царь и нашел, что потомки Иосифа чересчур сильно расплодились. Тогда и произнес он вторую фразу, которую надо тебе затвердить на память, ибо с тех пор и поныне замыкается этой фразой каждый привал, каждая передышка твоего народа на пути его скитаний, и как только прозвучит эта фраза, приходится ему опять укладывать пожитки в дорожную торбу. ‘Давайте исхитримся против него, чтобы он не умножился’, - сказал новый фараон”.
Итак, “ибо мерзость для египтян всякий пастух” и “давайте исхитримся против него, чтобы он не умножился”. Сначала нас с радостью принимали, потому что не было у них пастухов, а молочное они любили или наука была им нужна. А потом, когда понемногу привыкали и осваивали эту отрасль народного хозяйства, вскоре начиналось стремление заменить “еврейские мозги национальными кадрами”. И хотя мы тогда вышли из Египта и пришли в Святую Землю, дарованную нам Вс-вышним, нам пришлось немало побродить по свету по малым и большим египтам, где нас, нуждаясь в наших руках и головах, ласково принимали, а потом все же говорили: “Давайте исхитримся…”
На наших глазах разворачивается опять и опять все та же картина еврейских скитаний в феодальных, социалистических, мусульманских, коммунистических и свободных странах. И хотя евреи давно уже опять живут на своей Земле, они еще не свободны, они все еще висят в воздухе между угнетением и освобождением. Многие, очень многие евреи были и остались рабами всяческих измов. А тот еврей, который является рабом созданных человеком религий, будь то христианство, коммунизм, марксизм, социализм или вегетарианство, не может быть свободным человеком. Он предпочитает служить идеям, чуждым Б-гу, чуждым еврею. Г-сподь сказал, что евреи не могут быть ничьими рабами: “Ибо они мои рабы”. Т.е. они принадлежат к народу, избранному Вс-вышним для служения Ему - “мамлехет коаним ве’гой кадош”. И от того, что многие евреи заняты служению идолам “измов”, мы не застрахованы от рабства и уничтожения. Гитлер, Сталин, аль-Хусейни и мусульмане - “современные нацисты”, как называл их рав Меир Кахане, оспаривают наше право на саму жизнь.
Наши враги, от фараонов до современных злодеев, не только отнимали у нас жизнь, они стремились демонизировать и лишить евреев всех человеческих прав, чтобы доказать себе и всему свету, что, убивая нас, они делают это для блага всего человечества. Не зря само имя Паро (фараон) перестраивается в “пе ра” (буквально “плохой рот”). На своей Земле мы страдаем от арабских террористов, которые убивают наших детей, разворовывают нашу землю, наше имущество, засоряют нашу воду и почву, но самое главное среди нас есть достаточно евреев-предателей, которые запутывают евреев, уставших от бесконечной войны и ненависти всего человечества. Слабые, заплутавшие в ненависти к своему народу души, вступают в союз с убийцами своего народа, помогая им разносить по всему миру жуткий призыв к ненависти, насилию и смерти. Эти евреи-предатели в помощь себе завезли и завозят огромное количество разных гоим, чтобы отрезать еврейский народ от Б-га.
Символы Пейсах
Марор - это горькие травы, которые мы едим, чтобы почувствовать горечь, бывшую постоянно во рту раба, лишеного свободы и надежды. Но если раб привык к своему рабству, его нельзя освободить. Поэтому марор служит напоминанием рабу о горечи его положения. О том, что только на Земле Израиля должен жить еврей. О том, что евреи должны уничтожить всех террористов и их защитников среди народов мира и среди предателей-евреев, и не чувствовать при этом никакой вины, которую так старательно на нас навешивают все цивилизованные и нецивилизованные народы. Только раб, привыкший к своей доле, может смириться с “приемлимым” уровнем террора.
Второй главный символ Пейсах, Хаг а-мацот, - маца, выражение скромности и в то же время уверенности в себе. С одной стороны, это “хлеб бедняков”, напоминающий о несчастной судьбе раба, а еврей должен быть скромным и полагаться на Б-га. С другой стороны, маца выражает нашу уверенность, гордость и веру в нашу избранность. Когда Вс-вышний приказал нам выйти из Египта, мы не стали ждать, пока поднимется наш хлеб, а сейчас же последовали за Ним в пустыню. Маца, стало быть, - наш флаг, поднятый над Махане Исраэль (над Лагерем Израиля), олицетворение нашей преданности Б-гу, нашей решимости быть свободными и жить на своей Земле. Пейсах - праздник надежды. Несмотря на всех древних и современных фараонов, несмотря на противодействие всего мира, несмотря на все пессимистические предсказания, евреи не только сохранили себя как нацию, но и вернули через 2000 лет после изгнания свою Землю. Потеря прошлого связана для еврея с потерей будущего. Имя месяца нисан, в который евреи вышли из Египта, происходит от слова “нисим” (чудеса). И как спасение пришло к нам в древнем Египте, так оно придет к нам, с Б-жьей помощью, сегодня.
Признаки прихода Машиаха:
Чем дальше, тем ближе приход Машиаха. Об этом пишет рав Меир Кахане в книге “Сорок лет”: “Разве это игра ‘судьбы’, что ‘старые мужчины и женщины сидят на просторах Иерусалима’ и ‘просторы города наполнены играющими мальчиками и девочками’, точно так, как рисовал в своем воображении пророк Зхарья (8)? Неужели мы делаем из Всемогущего безучастного игрока в мире, того, который отдален от всех этих невероятных событий? Неужели мы сделаем Ему то, что народы мира делали Ему во время долгого изгнания - провозгласили Его ненужность или даже Его небытие? Разве мы сошли с ума? Разумеется, Государство Израиль является ясным доказательством Его всемогущества и Б-жественности. Это начало Спасения. И так говорили наши раббаним: ‘А вы, горы Израиля, ветви (деревьев) своих дадите и плоды свои принесете Моему народу, Израилю, ибо скоро придет Он!’ (Йехезкель, 36:8) ‘Нет никакого более ясного признака, чем этот’. (Талмуд, Санэдрин, 98-а)”.
И второй признак скорого прихода Машиаха приводит рав Кахане:
“Как я уже писал в этой книге от имени раббаним, избавление для евреев приходит двумя путями. Спасение еврейского народа может придти либо посредством чудесной и величественной Б-жественной руки, быстрое и немедленное - если мы заслужим это своим
подчинением Царству Небесному и заветам Всемогущего. Или если мы будем народом жестоковыйным, который отказывается принять закон Б-жий и упрямо нарушает договор с Ним и Его заветы, тогда только посредством предварительных ужасных страданий, таких ужасных, которых даже мы, познавшие столько кошмарных мук в нашей истории и так много предварительных ужасных страданий, все же будем вынуждены увидеть такое. ‘Я, Б-г, вовремя (приведу) это - и скорее!’. (Йешаягу, 60:22) И раббаним поясняют это: ‘Если они (евреи) заслужат это (спасение), оно придет поспешно. Если они не заслужат его, оно придет (только) в свое время’. (Талмуд, Санэдрин, 96).
Возможность для народов мира узнать о Б-ге и Его народе привела к началу спасения, началу ‘своего времени’. Всеобщее нападение на Израиль, подлинное неприятие народами всего мира народа Израиля и, стало быть, Б-га Израиля принесет окончательное спасение, окончательную реализацию ‘своего времени’. Наша современная эра привела народы мира к критической точке, когда весь мир может пренебрегать Б-гом и оскорблять Г-спода, Б-га Израиля. Это предельный хилуль Ашем, это вершина хилуль Ашем. Независимо от поведения еврея, заслуживающего спасения, спасение придет во всем великолепии и немедленно, и нужен всеобщий хилуль Ашем, чтобы вызвать “свое время... Сегодня, впервые в истории Человека, он живет в эпоху безверия. Эта ситуация не имеет себе равных в анналах истории. Человек, с самого начала своего появления на земле, верил. Концепция Высшего Разума, Б-жественности, Высшей Силы, несравнимой с силой человека, была прочно заложена в его сознании. Отсутствие Б-га (атеизм) было просто непредставимо, и независимо от того, была ли эта вера монотеистична или политеистична, была ли она самой примитивной, жестокой и абсурдной или самой утонченной, состояла ли она в поклонении огню, или внутренностям животных, или невидимому Существу, - Человек верил”.
И третий признак налицо:
“И как интегральная часть всего этого, словно для того, чтобы еще больше подчеркнуть основание для объявления этой эры моментом “своего времени”, есть этот факт - в этом наглом нападении на Б-га как на Творца и Царя - еврей, к сожалению, ведет за собой всех. И слова раббаним отдаются эхом сквозь века: ‘Этот народ (евреи) сравним с пылью и звездами. Когда они падают, они падают в пыль, а когда они поднимаются, они поднимаются к звездам’. (Талмуд, Мегила, 16). Указание здесь не только на еврейскую судьбу. Это тоже подлинная характеристика еврея. Он способен достичь самых высоких духовных вершин, самого высшего возвышения души. И он же способен повести за собой остальных к спуску в глубины анархии, и бунта, и разложения, и разрыва с подчинением Небу. Он впал в опьянение и соблазнен своим интеллектом - вот причина наглости еврея, которая ведет его, сына народа, давшего миру идею Единобoжия, отвергнуть с презрением само существование Б-га. Никто так не криклив, и никто так не ведет за собой остальных в борьбе за отрицание Б-га и водворение Человека и его интеллекта на трон Творца, как это делает еврей. И поэтому это должно быть ‘свое время’.
Еврей был заброшен в галут Б-гом в наказание, в надежде на то, что это приведет его к раскаянию и покаянию. Но что же случится, когда, несмотря на галут, или даже еще хуже, из-за порочности, пришедшей из-за этого, еврей не стал более верующим, но стал еще менее верующим? Не стал менее упрямым и наглым, но наоборот - еще более упрямым и наглым? Не стал более желающим принять подчинение Небу, но стремится совершенно отбросить его прочь? Короче, что случается, если галут перестает быть сдерживающим средством и становится наоборот лабораторией, в которой еврей создает новый мир отступничества, отрицания Б-га, строит наглые планы для нового мира, в котором он станет творцом?
И даже больше. Что случится, если все это станет второй натурой еврея, частью его интеллекта и эмоций и из-за его абсолютно секулярного и нееврейского стиля жизни, он буквально не сможет принять иудаизм и верить в Б-га? Словом, что случится, если еврей, прожив всю жизнь нееврейской жизнью, достигнет такого состояния, что буквально потеряет способность выбирать между Торой и противной Торе фальшью, между Добром и Злом, между жизнью и смертью? Что случится, если еврей действительно встретится с угрозой потерять свободную волю, на которой было основано создание человека? Как смогут такие евреи продолжать жить и как Всемогущий в конце концов будет наказывать евреев, потерявших способность понимать Добро и Зло?
Ответ заключается в том, что Всемогущий не может позволить такое, ибо это идет в разрез с причиной, по которой Он создал мир. Если еврей, привыкший к нееврейской жизни, проживший всю жизнь в абсолютном отрицании еврейских концепций, видит, что его нееврейское ‘я’ стало его интегральной частью и естественным для его мышления, его чувства и оно пронизывает само его существование, то он никогда не будет иметь Свободную Волю, которая была задумана Всемогущим как основание для награды и наказания, как надежда для мира, в котором еврей по доброй воле выберет Тору, по доброй воле выберет Добро и по доброй воле выберет Жизнь. И так как еврейский народ продвигается все ближе и ближе ко времени, когда большая часть евреев мира станет именно такими, мы опять понимаем, что, судя по естественной сущности еврея в это время, - это есть еще один признак того, почему это время должно стать эрой ‘своего времени’”.
А жизнь, подтверждая наступление эры Машиаха, предоставляет все новые признаки: преследование евреев в Эрец Исраэль с началом прихода туда социалистов во главе с Бен-Гурионом. И уничтожение еврейской сути в еврее зачастую вместе с евреем. И установление нееврейских законов для борьбы с евреем. И завоз гоим для борьбы с евреем. И выселение еврея. И умиротворение арабов за счет еврея. И большие и малые погромы еврея - погром в Амоне, выселение с бесчисленных высот, форпостов, из “Дома мира”, из Гуш-Катифа и т.д. и т.п. И разрушение синагог. И создание новой “Евсекции” для борьбы с евреем. И пронизывание агентами, в том числе и агентами-провокаторами среду еврея. И организация провокаций в среде еврея. И неоднократные попытки демонизации всего Махане Исраэль, которому дали на выбор - присоединиться к гонителям евреев или быть уничтоженным, ибо не может такое злокозненное сообщество продолжать плести свою паутину против всего прогрессивного человечества в Эрец Исраэль. Так было, например, после убийства Рабина. Тактику в этом случае позаимстовали у церкви, у большевиков и их Parteigenossen в Германии. Прикармливали по нужде религиозные парти и одновременно издавали законы против еврея. Так было, так есть, так будет.
Трактат Сота 49-б описывает время перед приходом Машиаха: “Наглость увеличится, царство (империя) обратится в ересь, и нет обличения, дом собрания развратится, мудрость станет зловонной, боящиеся греха станут ненавистны, правда исчезнет, юноши будут позорить старцев, старцы будут вставать перед малыми, сын опозорит отца, дочь восстанет на мать, невестка - на свекровь, враги человеку домашние его, лицо поколения - как морда пса, сын не стыдится отца”.
Брискер Рав сказал еще в 1948г.: “Светские сионисты основывают это государство, чтобы воевать с евреями и Торой...”
И последнее событие, стоящее в ряду признаков скорого прихода Машиаха: принят еще один закон против еврея - решение судьи БАГАЦа Тамар Бар-Ашер Цабан, запрещающее собирать миньян в частной квартире даже в шабес. И обещание принятия мер против тех, кто будет молиться с миньяном в частных квартирах. Неважно под каким соусом это делается и чьими руками. Важно, что власти Зла отпущено, по словам Хафец-Хаима, не более 70 лет. Значит, скоро евреи дождутся прихода Освобождения. И наступление его зависит от каждого еврея.
"Еврейский Мир".