Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Первая часть

29 января 1919 г. Фейсал представил Парижской мирной конференции меморандум, в котором предусматривалось предоставление независимости всем арабским территориям, лежавшим южнее линии Александретта – Диарбекир. Требование независимости мотивировалось следующими причинами: этот район представляет собой единое целое, имеет природные границы, все население относится к одной расе и говорит на одном языке – арабском, арабы вместе с союзными державами боролись во время I мировой войны, выполнив тем самым свои обязательства. Кроме того, в послании отрицались исторические права евреев на свое присутствие в Палестине, исходя из того, что «арабы владели Палестиной раньше всех и дольше всех…»
3 февраля 1919 г. лидеры сионистского движения направили в адрес парижской мирной конференции меморандум, в котором содержа¬лась просьба о предоставлении мандата на Палестину Великобритании, при этом подчеркивалось, что это «...желание евреев всего мира, и Лига Наций в вопросе выбора страны - мандатария должна следовать чаяниям народа». В меморандуме были заявлены исторические права еврейского народа на Землю Израиля и, также, заявлены границы мандата .

Соглашение между доктором Вейцманом и Амиром Фейсалом
[3 января 1919]
Его королевское Величество эмир Фейсал, представляющий арабское королевство Хиджаза, и доктор Хаим Вейцман, представляющий Сионистскую организацию, сознавая расовую близость и древние связи, существующие между арабским и еврейским народом, исходя из того, что наиболее надежный путь для осуществления их национальных чаяний — тесное сотрудничество в развитии арабского государства и Палестины, надеясь вновь достичь доброго взаимопонимания, пришли к соглашению по следующим параграфам:
А. Арабское государство и Палестина в своих отношениях и совместных действиях будут придерживаться духа доброй воли и сердечного взаимопонимания, для чего будут назначены с обеих сторон особые уполномоченные.
Б. Сразу же после завершения дискуссий на мирной конференции комиссией, уполномоченной обеими сторонами, будут установлены абсолютные границы между арабским государством и Палестиной.
В. В отношении законодательства и управления Палестиной будут использованы все средства, дающие гарантии осуществления декларации правительства-Британии от 2 ноября 1917.
Г. Будут предприняты все необходимые шаги, чтобы поддержать и увеличить иммиграцию евреев на территорию Палестины, интенсифицировать поселенческое движение и освоение земель. Вместе с тем, будут предприняты все меры для защиты прав арабского феллаха и помощи ему в экономическом развитии.
Д. Не будут вводиться никакие законодательные акты или законы, ограничивающие свободу вероисповедания; будет обеспечена свобода отправления религиозного культа без какой-либо дискриминации и предпочтений. Никогда гражданские и политические права не будут зависеть от религиозной принадлежности.
Е. Священные места ислама будут находиться под управлением мусульман.
Ж. Сионистская организация должна направить в Палестину комиссию специалистов, чтобы изучить экономические возможности страны и предложить наилучшие средства ее развития. Сионистская организация предоставит вышеупомянутую комиссию арабскому государству с целью изучить экономические возможности арабского государства и предложить наилучшие средства его развития. Сионистская организация предоставит арабскому государству лучшие силы для развития его природных ресурсов и экономических возможностей.
3. Нижеподписавшиеся стороны согласны действовать в духе сотрудничества и взаимопонимания, в духе мирной конференции по всем пунктам, обсуждаемым ею.
И. Все разногласия, которые могут возникнуть в связи с этим соглашением, будут переданы на обсуждение британскому правительству.
Хаим Вейцман
Фейсал ибн Хусейн
Заметка на полях Фейсала:
Если все будет обосновано согласно моей просьбе от 4 января 1919, представленной министру иностранных дел Британии, все пункты этого соглашения вступят в силу. Если будут внесены изменения, это соглашение в силу не вступит

Переписка Фейсал — Франкфуртер
Хиджазская делегация
Париж, 3 марта 1919
Дорогой профессор Франкфуртер!
Пользуюсь впервые представившейся возможностью контакта с американскими сионистами, чтобы сообщить Вам то, что уже несколько раз передавал доктору Вейцману в Аравии и в Европе.
Мы сознаем, что арабы и евреи принадлежат к одной расе, что они одинаково страдали от держав, которые были сильнее их, и что они могут в наше время вместе сделать первый шаг по пути осуществления своих национальных идеалов. Мы, арабы, главным образом просвещенные среди нас, относимся к сионистскому движению с глубоким пониманием. Наша делегация здесь, в Париже, тщательно ознакомилась с предложениями, которые были вчера представлены Сионистской организацией мирной конференции, и считаем их справедливыми и умеренными. Мы со своей стороны сделаем все возможное для их успеха. Мы желаем евреям от всего сердца возвращения на родину. С руководителями движения и особенно с доктором Вейцманом нас связывают самые близкие и дружественные отношения. Доктор Вейцман оказал большую помощь нашему делу, и я надеюсь, что в скором времени арабы смогут ответить евреям тем же.
Мы вместе работаем во имя обновленного Ближнего Востока, и наши движения дополняют друг друга. Еврейское движение — движение национальное, а не империалистическое. В Сирии достаточно места для обоих. И, по моему мнению, одно движение не сможет преуспеть без другого. Люди, менее ответственные, чем ваши и наши лидеры, уклоняясь от необходимости сотрудничества между арабами и сионистами, пытались использовать естественные трудности, возникавшие на первых этапах нашего движения. Боюсь, что некоторые из них донесли арабскому крестьянству ваши цели в искаженном виде, а наши цели — еврейским крестьянам, и в результате заинтересованные лица смогли сделать капитал на том, что они называют нашими разногласиями.
Позвольте заверить Вас в моей твердой убежденности, что эти разногласия не касаются принципиальных основ, а только конкретных вопросов, которые естественно могут возникнуть при контакте двух народов и которые нетрудно решить. Несомненно, они будут решены с большим сближением и знакомством наших народов.
Я и мой народ предвидим, что наше сотрудничество, в котором мы так заинтересованы, даст нам почетное место среди культурных народов мира.
Искренне Ваш,
Фейсал (подпись)

Париж, 5 марта 1919
Ваше Королевское Величество!
Разрешите мне от имени Сионистской организации подтвердить, что Ваше письмо вызвало чувство глубокой признательности.
Мы, сионисты США, искренне рады дружественным отношениям и сотрудничеству между Вами и сионистскими лидерами, в особенности доктором Вейцманом. Мы знали, что стремления арабского и еврейского народа совпадают: каждый народ стремится создать национальный очаг, каждый внес свой неповторимый вклад в мировую цивилизацию, каждый стремится к собственному, но мирному образу жизни.
Сионистские лидеры и еврейский народ, от имени которого они выступают, с удовлетворением отмечают духовную мощь арабского движения. Народ, который стремится к справедливости, стремится и к тому, чтобы мирная конференция удовлетворила справедливые национальные чаяния арабского народа.
Мы поняли по Вашим действиям и высказываниям, что сионистское движение, иначе говоря, национальные цели еврейского народа, находят Вашу поддержку и поддержку арабского народа, от имени которого Вы выступаете. Эти цели сейчас представлены мирной конференции в реальных предложениях Сионистской организации. Мы счастливы, что Вы считаете наши предложения "справедливыми и умеренными" и в Вашем лице мы находим истинную поддержку. На пути обоих народов есть трудности, которые должны вместе преодолевать арабские и еврейские лидеры. Ибо нелегко восстанавливать две великие цивилизации, которые сотни лет страдают от тиранической власти. Мы должны сообща преодолеть трудности, стоящие на пути свободного развития двух соседних народов. Арабы и евреи — соседи, и мы должны жить рядом как истинные друзья.
Феликс Франкфуртер (подпись) http://www.russianseattle.com/israel/zemlya_04.htm

25. 3. 1919 Комиссия Кинг Крейна
Парижская мирная конференция по предложению президента США Вильсона постановила образовать международную комиссию по турецким мандатам в составе представителей США, Англии, Франции и Италии. Вследствие отказа французов и англичан от участия в работе комиссии американская часть комиссии (Кинг и Крейн) выехала самостоятельно в июне 1919 в Палестину и Сирию, где произвела опрос населения. В своём докладе, вручённом 28. VIII 1919 американской делегации в Париже, Кинг и Крейн рекомендовали мирной конференции: дать США (а если они откажутся, то Англии, но ни в коем случае не Франции) ограниченный определённым сроком мандат на единое сирийско-палестинское государство,
Отчет комиссии Кинга-Крейна не был представлен на рассмотрение Парижской мирной конференции и не имел практических последствий

27.10.1919 лорд Керзон сменяет Бальфура на посту министра иностранных дел Великобритании
противником политики английского правительства в Палестине был лорд Керзон. В это время он так писал по этому доводу: «Мы имеем дело со страной, где проживают 580 тыс. ара¬бов и 30 или 60 тыс. евреев, причем не все из них сионисты. Действуя в духе благородных принципов самоопределения и обратившись с благородным призывом к Лиге Наций, мы затем начинаем готовить документ, который является откровенной конституцией еврейского государства. Бедным арабам, как нееврейской общине, позволено смотреть на него в замочную скважину» (25.С.96.). Когда вопрос об английском мандате обсуждался в английском парламенте, стало ясно, что палата лордов против политики Бальфура в Палестине, что, в частности, явствовало из ответа лорда Сайденхема лорду Бальфуру: «…вред от того, что в арабскую страну, целиком арабскую во внутренних районах, хлынет иностранное население, возможно, никогда не удастся исправить. В результате уступок, сделанных даже не еврейскому народу, а сионистским экстремистам, на Востоке образовалась открытая рана, и никто не может предска¬зать, сколь глубокой она может оказаться» (3.С.31.).
Палата лордов проголосовала против декларации Бальфура, пала¬та общин приняла противоположное решение, и английское правитель¬ство официально приняло на себя ответственность за мандат на Палестину. Всемирной сионистской организации всё же удалось до¬биться включения формулировки, касающейся «исторической связи» и «восстановления национального очага» в окончательный текст мандата http://www.nbuv.gov.ua/Articles/kultnar/knp19984/knp4_25.doc

19.11.19 Сенат США не ратифицирует Версальский договор .

10.1.20 Первое заседание Лиги Наций, на котором был ратифицирован Версальский договор

8.3. 1920 На сессии Всеобщего сирийского конгресса эмир Фейсал ибн Хуссейн провозлашен королем Сирии

После окончания I мировой войны арабское национальное движение в Палестине начало принимать организованные формы. Его руководящими органами стали Арабский палестинский конгресс (АПК), и избираемый им Арабский Исполком. Просуществовал АПК до 1934 года, прекратив свое существование со смертью своего бессменного руководителя – представителя одного из крупнейших феодальных кланов – Мусы Казима аль-Хусейни.
8 июня 1919 года в Дамаске начал свою работу Всеобщий Сирийский конгресс. В его работе принимали участие традиционные лидеры палестинцев из всех крупных городов Палестины. Конгресс принял итоговый документ под названием «Дамасская программа». Документ гласил следующее: «Мы выступаем против претензий сионистов на создание еврейского государства в южной части Сирии, известной под названием Палестина, и против сионистского переселения в любую часть нашей страны...». Следующий, восьмой параграф документа провозглашал: «Мы требуем, чтобы южная часть Сирии, известная как Палестина, ни в коем случае не отделялась от сирийской страны» [1, с.69]. Таким образом, лишались всякого смысла заявления палестинских и сирийских традиционных лидеров о равенстве прав в Палестине арабов, евреев и христиан. В адрес комиссии Кинг-Крейна, находившейся тогда в Палестине, участниками Сирийского конгресса были направлены следующие требования: признать независимость Сирии в границах от Тартуса до Рафаха, от Средиземноморья до Акабы, на востоке – до Евфрата «без чьего-либо контроля или опекунства». Эмира Фейсала признать королем этого государства, в котором «существовало бы равенство интересов и прав всех национальных меньшинств». В этом послании отрицались любые права Франции на Сирию. Члены конгресса единодушно подчеркивали свое отрицательное отношение к требованиям лидеров сионистского движения «создать в южной Сирии национальный очаг», лицемерно заявляя, что «коренные евреи - наши братья» [2, с.31-32.].
Это был первый официальный протест арабов против сионистских планов: «Мы выступаем против притязаний сионистов на создание сионистского государства в Палестине. Мы не признаем их планов, не признаем их права на землю, мы видим в них серьезную угрозу нашему народу с национальной, экономической и политической точек зрения» [3, с.780-781]. Всеобщий Сирийский конгресс был затем объявлен первым Арабским палестинским конгрессом. Последующие шесть Арабских палестинских конгрессов проходили с 27 февраля 1920 года по 20 июня 1928 года. Второй конгресс проходил также в Дамаске в феврале 1920 года. После оккупации Дамаска французскими войсками в мае 1920 года, палестинские лидеры добились перенесения штаб-квартиры исполкома АПК в Иерусалим. На этих конгрессах выбирались члены палестинских делегаций, которые совершали визиты в Лондон, Египет, Турцию, Лозанну – на различные конференции по Палестине. С момента установления британской военной оккупации по декабрь 1934 года арабское политическое движение в Палестине контролировалось органом, избираемым на конгрессах АПК, который назывался Арабский исполнительный комитет; с 1928 по 1934 год он официальной именовался министерством Арабского исполнительного комитета. С 1934 года британская администрация официально признавала Арабский исполнительный комитет в «качестве органа, представляющего арабов Палестины» [2, с.176].
В этот период руководство Арабского исполнительного комитета прилагало немало усилий, чтобы вовлечь в национальное движение, наряду с мусульманами и арабами – христиан. С этой целью по всей Палестине были созданы мусульмано-христианские общества. Еще в ноябре 1918 года с разрешения английского военного комиссара Фута была создана так называемая Арабская партия, сотрудничавшая с Великобританией. Лидер партии Наджиб Нассар заявлял, что это не политическая партия, а скорее общество, защищающее социально-экономические интересы арабов, способствующее развитию арабской науки, сельского хозяйства, торговли, промышленности, потому что «арабы находятся в опасности от еврейского капитала». 22 января 1919 года на собрании партии было принято решение – всем членам Арабской партии войти в мусульмано-христианское общество Хайфы [4, с.42-44.].
В 1919 году Франция, в обмен на согласие Великобритании передать ей Сирию, выступала в поддержку требований Великобритании на принятие ею управления Палестиной. 25 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо Верховный совет Антанты передал мандат на Палестину Великобритании. 29 сентября 1923 года мандат на Палестину официально вступил в силу.
С весны 1920 года в Палестине начинаются кровавые арабо-еврейские столкновения, с обеих сторон появляются десятки убитых и сотни раненых.
К антиеврейским выступлениям арабов призывал прежде всего Амин аль-Хусейни (1895-1974), избранный в 1921 году на пост муфтия Иерусалима, а в 1922 году ставший президентом Высшего исламского совета Палестины. Опасаясь ареста за эту «деятельность», Амин аль-Хусейни бежал в Иорданию, затем в Дамаск. В сентябре 1920 года он был «официально прощен» и вернулся в Палестину [5, с.35.].
В свою очередь, Муса Казим аль-Хусейни президент Исполкома Арабского палестинского конгресса в это время неоднократно посылал в Лондон, как частным лицам, так и в официальные британские учреждения письма, содержавшие предупреждения о «большевистской пропаганде еврейских иммигрантов» [6, с. 26]. Подобное содержание имело и обращение мусульманско-христианской ассоциации Яффы к британскому командованию от 16 ноября 1920 года [2, с.41]. Цель этих посланий была очевидной – попытаться заставить Великобританию отказаться от политики создания еврейского национального очага в Палестине.
Британские власти стремились склонить феодальные круги палестинцев к сотрудничеству, время от времени обещая создать местные органы самоуправления, предоставляя различные льготы крупнейшим феодальным кланам. В свою очередь, палестинская верхушка, идя на компромиссы с мандатными властями, рассчитывала добиться отказа английских властей от их поддержки сионистского движения, и в первую очередь, добиться отказа англичан от их обещаний евреям, данных в Декларации Бальфура.
Еще в 1918 году кади Ракиб Абу Сауд аль-Джаджани неоднократно публично благодарил Великобританию, военное командование в Палестине, которые «гарантируют права трех религий в Палестине, творят справедливость и равенство между ними» [2, с.3]. За период с 1921 по 1923 год АПК направил в Лондон три свои делегации для переговоров в министерстве колоний по поводу Палестины, в первую очередь – по поводу англо-арабских отношений там. 18 августа 1921 года министерство колоний предложило арабской делегации начать переговоры с X. Вейцманом [2, с.126]. Члены делегации, будучи ярыми арабскими националистами, естественно, от этих переговоров отказались.
13-19 декабря 1920 года в Хайфе проходила сессия Арабского палестинского конгресса под председательством Мусы Казима аль-Хусейни. На этом конгрессе был принят устав АПК, предусматривавший довольно большие права для президента АПК, который, например, мог избавиться от любого неугодного члена Конгресса, удалив его с заседания. Президент, его заместитель, секретари, разрабатывали повестку работы заседаний, «от которой нельзя было отступать» [2, с. 43-47]. В резолюции этого конгресса подчеркивалось то, что Палестина – это часть арабской территории, которой Великобритания обещала независимость, что зафиксировано в корреспонденции Хусейна и Г. Мак-Магона [1, с.88]. Делегатами сессии были представители высшего мусульманского духовенства – Хусейни, Нашашиби, Далиди, Тукан, Джаджани, Хади, руководящая роль на конгрессе принадлежала клану Хусейни. Делегаты отвергли Декларацию Бальфура, избрали Исполком Арабского палестинского конгресса, который на первых же своих заседаниях выработал ряд требований в адрес английского правительства и мандатной администрации Палестины. Эти требования сводились к следующему: немедленное прекращение еврейской иммиграции в Палестину; прекращение поддержки Великобританией сионистского движения; создание в Палестине представительного правительства, избираемого «палестинским народом, говорящем на арабским языке», при этом подчёркивался тот факт, что «коренные евреи в Палестине говорят тоже на арабском» [2, с.57]. В отношении британской администрации в Палестине, в решениях сессии АПК подчеркивалось, что: «Народ ею не доволен, потому что она совершенно не учитывает его права, принимает законы без обсуждения с народом, признает ВСО в качестве официального органа, потворствует еврейской иммиграции, разрешает поднятие в Палестине сионистского флага, назначает в администрацию тех, кто подходит англичанам» [2, с. 57].
Это обращение было отклонено британским правительством и мандатной администрацией [7, с. 27; 8, с. 45]. Этот набор требований к стране-мандатарию со стороны арабов Палестины, их официальных органов можно проследить на всём протяжении двадцатых-тридцатых годов. И каждый раз, эти требования оставались без ответа, или арабы получали на них отрицательный ответ.
28 марта 1921 гида делегация Исполкома, избранного на съезде Арабского палестинского конгресса в Хайфе (декабрь 1920 года), встретилась в Доме правительства в Иерусалиме с руководителем министерства колоний У. Черчиллем. У. Черчиллю был вручен меморандум, «осуждавший правительство Великобритании за ее поддержку идеи национального очага», содержавший требования прекращения еврейской иммиграции в Палестину и запрета продажи земли евреям, «возвращения законного статуса, который существовал до британской оккупации» [9, с.81.]. У. Черчилль в своем ответе подчеркнул, что «он не может отречься от Декларации Бальфура и наложить вето на еврейскую иммиграцию в Палестину» [1, с.93]. Черчилль заявил, что евреи имеют право на создание национального дома именно в Палестине, что это хорошо для всего мира, для евреев, для Великобритании и для самих арабов. Он подчеркнул, что вторая часть Декларации Бальфура дает жителям Палестины полную защиту их гражданских и политических прав и выражал лицемерное сожаление, что арабы не верят этим обещаниям [10, с.118-119].
Министр колонии в резкой форме заявил арабской делегации: «Я считаю ваше заявление несправедливым и пристрастным... Я не могу и не хочу отказываться от Декларации Бальфура и запрещать еврейскую иммиграцию в Палестину...» [11. - 1921. 2 April]. Точка зрения британского правительства для палестинцев стала совершенно ясной и Исполком Палестинского конгресса решил направить свой меморандум в Совет Лиги Наций [12, с.332-340].
По решению IV Арабского палестинского конгресса в 1921 году в Лондон была направлена арабская делегация во главе с Мусой Казимом аль-Хусейни [13, с.6]. Делегация от имени Арабского палестинского конгресса представила английской стороне меморандум, в котором излагались традиционные взгляды арабской стороны на будущее Палестины. Было решено направить специальную мусульманско-христианскую делегацию кроме Лондона в Женеву и в столицы европейских государств с разъяснением требований палестинцев [14, с.946;15, с.19. ]. Эти требования сводились к следующему:
«1. Гарантировать гражданские права, экономические и политические интересы народа;
2. Создать национальное правительство в полном соответствии со ст. 12, §4 Устава Лиги Нации;
3. Гарантировать права иностранцам в Палестине;
4. Установить гарантии религиозного равенства для всех групп населения;
5. Обеспечить права национальных меньшинств» [15, с.20]. Арабская палестинская делегация на этих встречах попыталась сыграть на религиозных чувствах англичан – в ноябре 1921 года членами делегации было выпущено официальное заявление под красноречивым названием «Святая земля: исламское и христианское единство против сионистской агрессии» [2, с.171.]. Однако, никакой реакции со стороны британского Правительства или министерства колоний на это заявление арабской делегации не последовало, чего, впрочем, и следовало ожидать. Министр колоний отказался принять арабскую делегацию. Чиновник министерства, ярый сионист Хьюберт Янг, в ответ на арабские требования заявил, что Декларация Бальфура останется неизменной, что политика правительства была и останется просионистской [10, с. 145]. Ничего не добившись в Лондоне, арабская делегация выехала в Женеву, где Лига Наций обсуждала проект мандата на Палестину. Но и здесь делегаты встретились лишь с Бальфуром, тогдашним официальным представителем Великобритании в Лиге. Он заявил арабам, что английский эксперимент с сионизмом в Палестине будет продолжаться.
В августе 1922 года Верховный комиссар Палестины Г. Самуэль предложил принять конституцию Палестины, которая предусматривала бы создание Законодательного совета в составе 23 членов, 10 из которых были бы арабы.
Арабский Исполком сразу же заявил о том, что это предложение Верховного комиссара противоречит четвертому параграфу 22 статьи договора Лиги Наций, гласившему, что «...некоторые общины, входившие ранее в состав Турецкой империи, находятся на такой стадии развития, что могут быть признаны мандатными администрациями независимыми нациями...». При этом, арабами подчёркивалось, что эта предлагаемая конституция «...не дает палестинским арабам права осуществлять контроль над своими национальными делами, и поэтому эта конституция неприемлема» [16, с.5].
Пятая сессия Арабского палестинского конгресса 22.08.1922 г. в Наблусе отвергла условия выборов и численный состав Законодательного совета и объявила бойкот выборам в Совет [17, с.287; 18, с.971]. Этот бойкот поддержал Исполком Арабского палестинского конгресса. Арабы бойкотировали бы выборы в Законодательный совет на том основании, что они не могли бы осуществлять контроль над деятельностью этого органа, потому что десять назначенных британских чиновников администрации в Палестине, Верховный комиссар, два еврея – члена Совета, обеспечивали простое большинство при голосовании. Более того, проект предусматривал введение права «вето» Верховным комиссаром по любому обсуждаемому вопросу.
Выборы в Законодательный совет, назначенные на май 1923 года, провалились из-за, бойкота со стороны арабского населения Палестины, инициатором которого выступил Исполком Арабского палестинского конгресса. Тогда Верховный комиссар решил созвать совещательный совет, в таком же количестве, правда, без выборов, путем простого назначения. Но и из этого ничего не вышло, назначенные арабские представители бойкотировали работу совета и он остался лишь в составе британских колониальных чиновников [14, с.221]. В период с пятой сессии Арабского палестинского конгресса (август 1922 года) до бойкота выборов в Законодательный совет, Исполкомом было принято 18 важнейших резолюции, провозглашавших отказ от предложенных Г. Сэмуэлем конституции Палестины, Законодательного сонета, и бойкот еврейских товаров и электрической компаний П. Рутенберга. Бойкот выборов и торговли проходил под руководством Исполкома Арабского Палестинского конгресса.
11 октября 1923 года Верховный комиссар Герберт Самуэль на встрече с арабскими нотаблями выступил с новой инициативой – созданием Арабского Агентства по образцу Еврейского Агентства, которое, как известно, занималось всем, что было связано с созданием в стране «еврейского национального очага». Арабское Агентство должно было представлять интересы арабского населения страны перед лицом английского Верховного комиссара. Этим шагом английские мандатные власти надеялись снять с повестки дня вопрос о создании в Палестине арабского национального правительства, что означало отказ от выполнения одного из основных требовании арабских националистов.
Члены Исполкома Арабского палестинского конгресса сразу же направили Верховному комиссару письмо, в котором говорилось о их категорическом отказе от этого предложения, потому что «...нашей единственной целью является независимость. Арабские владельцы страны не принимают это предложение, потому что оно ставит на одну доску арабов и евреев, которые по существу являются иностранцами» [17, с.37; 19, с.50]. В 20-е годы, наряду с Исполкомом АПК, в контакты с мандатной администрацией и с членами правительства Великобритании пытался вступать и Высший исламский совет, руководимый Амином аль-Хусейни. Так, в мае 1925 года, на встрече Амина аль-Хусейни и муфтия Хайфы с английским госсекретарем по колониальным делам Эмери, «великий муфтий» просил его содействия в создании «…независимого палестинского государства для арабов», в котором будут неукоснительно соблюдаться все права евреев. В ответ Эмери уклончиво заявил о «...равных правах Великобритании в отношении евреев и арабов в Палестине» [5, с.64.].
В официальном заявлении британского министерства иностранных дел и министерства колоний, выпущенном уже в 1948 году, палестинские арабы обвинялись в том, что своим отказом от создания Арабского Агентства и «...непризнанием статуса Еврейского Агентства в 20-е годы, они отвергли статью 14 мандата» [20, с.6]. Таким образом, британские официальные лица пытались представить мандат в качестве самой совершенной и практически единственной системы управления Палестиной.
На VII конгрессе АПК (Иерусалим, 20 июня 1928 года), в работе которого принимали участие 300 делегатов, представлявших в основном городское население, был избран Исполком в составе 48 членов (12 из которых были христианами). В этом Исполкоме представители кланов Нашашиби и Хусейни получили равное количество мест. Президентом АПК был избран Муса Казим аль-Хусейни, а Тауфик Хакки (мэр Акки) и Якуб Фаррадж, представлявший греческую католическую церковь в Палестине и поддерживавший Нашашиби, были избраны вице-президентами. Участники конгресса потребовали от британской администрации отмену Декларации Бальфура, мандата на Палестину и потребовали создания «парламентского правительства» [17, с.481; 2, с. 321]. На конгрессе было принято решение о возобновлении переговоров с Великобританией и о создании совещательного органа, при Верховном комиссаре. Это была попытка сбить напряженность в Палестине, направить палестинское освободительное движение в религиозные и националистические рамки. http://209.85.129.132/search?q=cache:gvO7l6Q7VicJ:www.nbuv.gov.ua/Articles/kultnar/knp200125/knp25_15.doc+%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81&cd=4&hl=iw&ct=clnk&gl=il

"Живой журнал" our_israel_ru