На самом деле, Б-г сказал Аврааму следующее: «Пойди к себе и оставь себя»; этими словами Он предлагал Аврааму отправиться на поиски самого себя и, в то же время, отбросить всё, что сформировало и подтверждало его индивидуальность. Сам порядок слов в этой фразе подтверждает эту мысль, так как он не соответствует хронологическому порядку действий. Человек сначала уходит из отчего дома, затем покидает место, в котором он родился, и потом уже границы земли, в которой находится место его рождения - а не наоборот. Совершенно ясно, что в намерения Б-га входит не только чисто географическое перемещение, но и духовное путешествие, выраженное в порядке психологической трудности. Авраама призывают пойти на поиски новой самоидентификации, более высокого уровня ощущения самого себя – вне зависимости от национальности, земли и семьи. Готовый отказаться от нормативного определения самого себя, Авраам принимает эту новую идентификацию. В отличие от обычного человека, чьё самоощущение, идентификация и чувство безопасности основаны и подтверждаются его национальностью, землёй или семьёй, новая идентификация Авраама основана на его служении Б-гу и на любви к Нему.
Если вы определяете себя через ваши взаимоотношения с Б-гом, тогда Б-г, Извечный, становится частью вашего личного определения и идентификации. Поступая таким образом, вы открываете ваше высшее бессмертное я. Авраам проложил дорогу назад, к бессмертию человечества и к преданности Б-гу. Он положил начало возвращению Шехины, установлению Божественного Присутствия на земле и принятию величайшего дара - Божественного Духа, имманентного человечеству. Авраам понял, что когда вы демонстрируете свою любовь к Б-гу, вы открываете своё высшее я.
В этом заключается секрет того, каким образом евреи выжили в двухтысячелетнем изгнании из Земли Израиля, потому что их идентификация не основывается на их земле. В этом заключается секрет того, каким образом евреи как народ смогли выжить, будучи рассеянным по всей земле: потому что их идентификация не определяется их национализмом. В этом заключается секрет того, каким образом евреи пережили Холокост, когда семьи исчезали целиком, иногда лишь оставляя одного выжившего: потому что их идентификация выходила даже за пределы семьи.
Марк
Твен, который не был евреем, восхищался
в своём знаменитом эссе очевидным бессмертием
евреев в ходе их суровой истории. Вот
что он написал в этом эссе под названием
«Говоря о евреях», опубликованном в журнале
«Харперс» в 1897 году:
Если статистика верна, евреи составляют только один процент от всего человечества. Это равноценно тусклому пятнышку звёздной пыли, затерянному на фоне сияния Млечного Пути. Соответственно, мы вряд ли должны были слышать что-либо о еврее; но мы всегда слышим о нём и всегда слышали о нём. Он заметен на планете как никакой другой народ, и его значение непропорционально велико по сравнению с ничтожностью его массы. Его вклад в мировой список величайших имён в литературе, науке, искусстве, музыке, финансах, медицине и трудных для понимания учениях точно так же выходит за пределы пропорций по отношению к мизерности его числа. Он устоял в тяжёлой борьбе в этом мире и во все времена; и он сделал это с руками, связанными за его спиной. Он мог быть весьма довольным собой по этому поводу, и его можно было бы извинить за такое проявление тщеславия.
Египтянин, вавилонянин, перс – все они поднимались, заполняли планету звуком и блеском, чтобы затем постепенно превратиться в нечто, подобное сновидению, и исчезнуть совсем; за ними последовали грек и римлянин, наделав много шума, но ушли и они; другие народы выходили на передний план и какое-то время держали высоко свой факел, но он выгорал и гас, и теперь они сидят в потёмках или вообще сошли со сцены.
Еврей видел их всех, пережил их всех, и теперь продолжает быть тем, кем он был всегда, не проявляя признаков упадка, старческой дряхлости, слабости в своих членах, не снижая своей энергии, не притупляя своей готовности и живости своего агрессивного ума. Всё на свете смертно, кроме еврея; все другие силы проходят, но он остаётся. В чём секрет его бессмертия?
Великий
французский философ Блез Паскаль
пришёл к такому же выводу:
Известно, что в определённых частях мира мы можем встретить странный народ, отделённый от других народов мира, и его называют еврейским народом … Этот народ отличается не только поразительной древностью, но и тем, что существует необычайно долгое время. … В то время, как народы Греции и Италии, Спарты, Афин и Рима, а также другие, появившиеся намного позже, давно ушли в небытие, этот народ по-прежнему существует, несмотря на усилия многочисленных могущественных царей, которые, по свидетельству историков, сотни раз пытались уничтожить его, и несмотря на кажущийся естественным порядок вещей, который должен был проявить себя за столь долгое время. Однако он всегда выживал, и его выживание было предсказано. …
В
чём же секрет бессмертия евреев? Еврейская
идентификация является человеческим
«Я», определяемым его отношением к «Вечному
Ты»; вечность - это часть подлинного определения
евреев. Хорошо сказал об этом Лев Толстой:
«Еврей вечен. Он – олицетворение вечности».
Оригинал
на английском опубликован
на сайте http://www.JewishWorldReview.
Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
Январь 2010 г.
Статья на английском