Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Я давно собиралась привести здесь текст старого судебного постановления, аж 1951 г. Оно меня, честно говоря, удивило. История известная – Исраэль Эльдад против Бен Гуриона, но подробности мне были новы.

Итак, 50-е годы, время, которое мы считаем "диктатурой МАПАЯ" или "диктатурой Бен Гуриона", лица, "неправильной"политической ориентации или "неправильного" прошлого не принимаются в Гистадрут, больничную кассу, не могут найти работу, история пишется по заказу и т.д. (И все же – как, к счастью, еще было далеко до Советского Союза).

Бывшие члены "подполий" находятся в тяжелой ситуации, с одной стороны, вроде получили государство, за которое боролись, а с другой стороны, как-то это не совсем то, за что боролись, да еще их никуда не берут, не подпускают, не признают…
Исраэль Эдьдад , будучи доктором философии , выпускником Венского Университета, имея большой опыт преподавания, долго не мог найти никакой работы. (Директор гимназии в Хадере, встречаясь с Эльдадом по поводу ставки учителя ТАНАХА, потребовал от него обещания, что он не будет привносить ЛЕХИ в ТАНАХ, но что тот ответил "Адони, ТАНАХ привел меня в ЛЕХИ." … Работу он не получил).

Наконец, ему удалось устроиться учителем ТАНАХА и ивритской литературы в тель-авивском тихоне. Но его радость продолжалась ровно две недели. Личным приказом Бен Гуриона он был уволен.

Эльдад подал БАГАЦ против Главы правительства и Главы министерства обороны (в одном лице).
БАГАЦ вынес решение в пользу Эльдада. Из постановления судьи Хешина :
"… никто в Государстве не подвергает сомнению достоинство Главы Министерства обороны и ответственность, лежащую на нем, но вопросы образования не находятся в его компетенции". Что касается обвинения против Эльдада в подстрекательстве к бунту против ЦАХАЛЯ , то судья заключил, что "если это действительно так, то не только работы можно его лишить, но и свободы, но наше государство основано на власти закона, а не на личной власти, и если цензура не нашла ничего опасного в статьях обвиняемого… то даже если его взгляды ошибочны, его жизнь ценна ("хаим эйнам эфкер"), его кровь не разрешена и не закрывают перед ним ворота заработка (какие выражения!) и не досаждают ему на административном уровне."
(Ох, далеко Бен Гуриону до Сталина!).

Конечно, победа Эльдада была только моральной победой. Зная позицию Бен Гуриона, на работу его все равно никто не решался брать.

Во время суда Эльдаду слова не дали, выступал только его адвокат. С точки зрения его самого, это был правильный шаг, так как, учитывая его характер, он мог только навредить себе. Зато в статьях в "Суламе" он не сдерживался.
"Есть возможность того, что я как гражданин и как еврей буду видеть себя обязанным восстать и даже с оружием в руках, и даже против правительства Израиля… Какая гарантия того, что за вывесками «правительство» и «армия» будет также содержание «независимость Израиля»?… Я не могу гарантировать, что если в один из дней я увижу все больше признаков, что действительно государство без независимости – я не могу гарантировать, что и тогда я воздержусь от участия в войне за освобождение, как я делал это прежде. И так как первая из Десяти заповедей высечена в моей крови, я не становился на колени перед вывеской, на которой было написано «Еврейское агентство», под которым часто были «британские агенты», и также я не стану на колени перед другой вывеской, которая прикрывает что-то что не соответствует почетным названиям «правительство Израиля» и «Армия обороны Израиля». Но все время пока я не стреляю в Израиле, почему запрещено мне быть учителем в Израиле?» («Сулам» № 11 (23), 1951 г.). (перевод И.Стрешинского).
Текст судебного постановления я цитирую по книге "Самбатион" Ады Амихаль Евин.


"Живой журнал" itzhak-imas