Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Между "накбой" и "наксой" неделю назад приложение к газете "Гаарец" вернулось в своему любимому занятию: военные преступления Израиля в 1948г. Согласно утверждению, выдвинутому на этот раз, преднамеренный обстрел евреями арабских районов в Хайфе привел к массовому бегству хайфских арабов.

Кстати, речь не идет о новой клевете. Уже летом 1983г. в 30-м номере журнала "Мацпен" (прим.перев. – журнал левотроцкистской группировки) была опубликована статья под заголовком "Мифическая война" под подписью А.Бентов. По истечении лет раскрыл Бентов себя на интернетовском сайте, посвященном покойным организации и журналу "Мацпен": это Эхуд Эйн-Гиль, являющийся сегодня зам.редактора приложения к газете "Гаарец", приложении, в котором была опубликована нынешняя статья.

Автор Шай Фогельман поставил очень частичную картину, взятую из финала этой истории: арабы бегут, евреи стреляют. Рассмотрение заново исторических фактов дает абсолютно другую картину. Обстрел рынка 21 апреля 1948г. произошел вследствие особенно жестоких враждебных действий хайфских арабов, продолжавшихся на протяжении всей зимы 1947-48. они были направлены в большинстве против мирных граждан. И в любом случае об одном нет спора: в том году в Хайфе протекала тяжелая война. И это газета "Гаарец" хотела скрыть.

В своей известной книге "1948" пишет историк проф. Бени Моррис (прим.перев. – речь идет об очень левом представителе "новых историков"), что большая часть военных действий в первые месяцы войны проходила в главных городах и их окрестностях, и именно арабы были инициаторами большей части столкновений. Согласно Моррису, действия арабов основывались, в основном, обстреле снайперами и закладывании мин. К середине декабря 1947г. еврейское движение между городами уже проходило только в организованных колоннах в сопровождении бойцов Хаганы. Моррис рассказывает, что защитные стены от снайперов были построены у входов в дома и на улицах в еврейских районах городов со смешанным населением. Враждебные действия усиливались с каждой неделей.

4 февраля 1948г. сообщала газета "Давар" (прим.перев – профсоюзная газета), что "кровавое буйство солдат арабского легиона в районе Неве-Шеанан повторилось вновь вчера вечером". Арабы "опустили шлангбаум, остановили движение и отдалившись от шлангбаума в сторону их базы, обстреливали оттуда пассажиров, которые вынуждены были остановиться возле шлангбаума. Четверо евреев были убиты и двадцать ранены от обстрела солдат легиона и других арабских бандитов". В тот период содрогнулась Хайфа, когда большой заряд взрывчатки взорвался у арабского дома в вади Рушмия. Пять арабов погибли и четверо были ранены.

Арабский террор продолжал забирать жизни невинных евреев. Хайфские арабы, стремившиеся убивать евреев, не колебались в выборе любой диверсии, даже если это было связано с гибелью их соплеменников. Так 3 февраля погибли 4 араба, когда машина, начиненная взрывчаткой взорвалась на улице Салах ад-Дина (Саладина) в Хайфе. Водитель машины оставил ее у дома Агуды, сел в такси и тогда прозвучал взрыв. Евреи, мечтавшие о мирном сосуществовании в городе со смешанном населением, страдали от нескончаемых ударов. Например, по дороге в Неве-Шеанан погибла жительница города и десять жителей были ранены, когда солдаты арабского легиона обстреляли колонну автобусов.

В середине февраля 1948г. Хайфа превратилась в сплошное сектор боев. Арабы стреляли бросали гранаты. Ответные действия Хаганы и арабские обстрелы выражали кровавую борьбу за контроль над улицами Адара-Кармеля и подножия Неве-Шеана. С течением времени обострилась борьба: 11 апреля сообщила газета "Давар" о "широких ответных действиях в Хайфе". Согласно газете, "эти действия были проведены в ответ на обстрелы арабскими снайперами еврейских грузовых машин в вади Рушмия и пограничных улицах районов Адар и Кармель". "Маарив" сообщал, что были отброшены арабские нападения на большие мельницы на ул.Нацрат и на кооперативную столярную мастерскую "Кармель". Вади Ниснас и район Халисса были главным местом действий арабских банд. Британские солдаты погибли там от перестрелок с арабскими снайперами (прим.перев. – которым британцы же поставили оружие)

В день обстрела

В Хайфе, кроме солдат арабского легиона, было от 500 до1000 бойцов арабских вооруженных формирований. По тем временам речь шла об очень серьезной силе. В отличие от картины, вырисовывающейся из интервью в газете "Гаарец" милых арабских старичков, город был полем боя между арабами и евреями. С отступлением британских сил из центральных мест города началась война за город. Бени Моррис рассказывает, что "Дом Наджада", контролировавший вади Рушмия и мост над вади, был быстро занят. "Но в течение следующих 17 часов взвод Хаганы, занявший дом, непрерывно обстреливался из пулеметов и винтовок из соседних домов, забрасывался гранатами и в сущности, был в осаде", пишет Моррис и добавляет: "Бой за этот дом вызвал бегство жителей из вади Рушмия в Нижний город. Усилия Хаганы пробиться к осажденным бойцам, среди которых росло число раненых, несли разрушения округе".

Остаток дня 21 апреля посвятила бригада под командованием Моше Кармели подготовке к бою и получению "чешских винтовок", прибывших из Тель-Авива (прим.перев. – Советский Союз был заинтересован в ослаблении Британии и потому дал согласие на небольшие поставки оружия из Чехословакии). Ночью 22 апреля примерно в 1.00 начался обстрел Нижнего города, который продолжался четверть часа. Рота подкрепления, вышедшая в направлении "дома Наджады", продвигалась по переулкам, перестреливаясь с арабскими частями. В 11.00 утра закончилась стрельба. Обстрел был сильным и привел к многим жертвам. Арабы начали убегать в район порта, который был под британским контролем. Ужасные картины на улицах поощряли арабов к бегству. Но все, что произошло, произошло во время боя. И тогда начался сильный обстрел рынка. Но Фогельман "забывает" указать одну важную деталь: арабы все время продолжали стрельбу. Позже выяснилось, что весь Нижний город в Хайфе был огромным складом оружия.

Бегство по указанию руководства

23 апреля сообщала газета "Маарив", что "арабы согласились вчера покинуть Хайфу, но отказались подписать условия прекращения огня, представленные им еврейскими силами, контролирующими сейчас город. Усилия по тройственному прекращению огня между англичанами, арабами и евреями провалились после переговоров, продолжавшихся 6 часов. Генерал Стоквелл, командующий британскими силами в Хайфе и на севере, в сущности, дал указание арабам подписать условия прекращения огня, но члены арабской национальной комиссии упорствовали в своем отказе". Через 2 дня сообщала газета "Давар", что "в операциях по прочесыванию арабских кварталов силами Хаганы найдено огромное количество оружия. Пушки, минометы, противотанковые ружья, тяжелые пулеметы, автоматы, винтовки и много снаряжения".

В статье, опубликованной 25 августа 1948г. в газете "Давар", рассказал представитель новостного агентства Overseas Джон Кимхи: "Я присутствовал при рождении проблемы беженцев. Это было в поздний час 22 апреля 1948г. возле зеленого стола в зале Хайфского муниципалитета. Во главе стола сидел английский генерал Стоквелл, командующий войсками на севере. Справа от него сидели 8 арабов, слева – 8 евреев – представители Хаганы и уважаемые люди города. Генерал Стоквелл был очень зол. Евреи были озабочены и в смятении, у еврейского мэра Хайфы почти текли слезы из глаз… Это была "мирная конференция" Хайфы после взятия города под еврейский контроль. До этого согласились арабы на условия мира, предъявленные евреями… Заседание открылось в 16.00. Вдруг в 17.00 попросили арабы устроить перерыв. Они вернулись через 2 часа и выглядели как люди, вынесшие сами себе приговор. Они сообщили генералу Стоквеллу, что они не подпишут соглашение. "Арабские власти" приказали им дать указание всем арабским жителям города покинуть Хайфу! Стоквелл не мог поверить своим ушам. Мэр города Шабтай Леви умолял своих арабских друзей по горсовету. Но все было напрасно. Арабский "Эксодус" начался!"

Краткий итог истории освобождения Хайфы можно найти в выпуске газеты "Маарив" от 15 апреля 1949г.: "Неожиданное исчезновение "третьей стороны" (британцев) послужило своего рода открытым приглашением арабам и евреям начать войну за город. Арабские банды, получившие перед этим подкрепление из-за границы – в большинстве: сирийцы, иракцы, немцы и просто наемники, собранные на рынках Дамаска, думали, что теперь фронт открыт и что британцы открыто пригласили их напасть на Хайфу и захватить город. Эти банды еще с утра открыли пристрелочный огонь из разных видов оружия. Все попытки атаковать позиции, покинутые британцами, наткнулись на огонь еврейских защитников… В восемь часов вечера осветилось небо Хайфы небольшими всплесками пламени. Это были зажигательные пули, которыми осыпали арабы укрепления в вади Рушмия. В тот час послышались глухие взрывы, это от которых отдавалось во всех уголках города". Согласно "Маариву", "в тот час передавала Хайфская радиостанция "Коль Исраэль" указания арабским жителям города изгнать банды, вывести женщин и детей из районов боев".

Арабы, продолжала газета, "начали убегать из своих домов при виде боев, при этом англичане стоят в стороне и дают указания арабам убегать, кормят их рассказами об ужасах, обещают им, что они вернутся после победы и предоставляют им транспорт для бегства из города". Арабы сами создали свою трагедию. Они не были угнетенным национальным меньшинством, предоставленным нападкам еврейских оккупантов, как это рисует газета "Гаарец", они были представителями народа, который тогда, как и сегодня, отказывается признать право евреев на свое государство.

("Макор ришон" 3.06.11)


Перевел Моше Борухович
МАОФ