Больше тысячи лет прожили евреи в Литве. Литва стала духовным и культурным
центром восточно-европейского еврейства. Иерушалаим де-Лита – так называли
Вильно. Ученики и последователи Виленского Гаона открыли много прекрасных
ешив: Мир, Тельше, Слободка, Кейдане, Вилкомир, Пинск и Слуцк. В Литве
появились первые еврейские типографии. В первые годы существования молодого
государства литовские власти были заинтересованы в использовании международных
связей и способностей литовских евреев. В 1926г. в результате государственного
переворота к власти в Литве пришли националисты, которые стали вытеснять
евреев из экономики страны. Участились нападения на евреев. 1936год ознаменовался
новыми атаками. Не отстала и Литва: там ввели процентную норму и на медицинский
факультет в Ковно не приняли ни одного еврея.
План операции «Барбаросса» составлялся с учетом настроений местного
населения. Надежды фашистов на помощь прибалтийских народов в уничтожении
евреев оправдались с избытком. Еще до прихода немцев литовцы начали грабить
и убивать евреев: в сотнях маленьких деревень ни осталось в живых ни одного
еврея. В Слободке, где была знаменитая ешива, 25 июня было убито 800 евреев,
сожжены дома и осквернены синагоги. Вскоре были зверски убиты 4 000 евреев
Каунаса и 2 000 евреев Вильнюса. До середины октября литовцы вместе с немцами
погубили более 80 тысяч евреев. Десятки тысяч были убиты в Панарах. Литовцы
и украинцы выискивали евреев на чердаках, в стогах сена и в подвалах. Только
24-25 октября были схвачены 3 700 евреев, из них 885 детей и отправлены
на Понары или убиты на месте. К концу 1941г. в Литве осталось только 40
000 евреев. За четыре месяца латыши, литовцы, украинцы и эстонцы вместе
с немцами уничтожили более 250 000 евреев Прибалтики. Из 220 000 евреев,живших
в Литве до войны, было погублено 90%. За время войны немцами были сформированы
41 латвийских, 26 эстонских и 23 литовских полицейских батальона. Несмотря
на энтузиазм при расстрелах еврейского населения, литовский легион СС так
не был создан. Зато литовцы, латыши и эстонцы вместе с украинцами, белорусами
и поляками браво служили Рейху в концлагерях и в гетто. Конечно, они, несмотря
на довоенную близость к еврейскому населению, не годились для некоторых
деликатных поручений: украинцев и поляков специально привозили во Францию
и Италию для распознавания евреев.
В 1941г. лучшая баскетбольная команда Литвы соревновалась с немцами
в маленьком городке возле Вильнюса. Литовцы победили немцев и вместо почетного
кубка им предложили расстрелять евреев. Радости игроков не было предела.
Они согнали евреев из ближайшего городка к башне и каждый баскетболист
расстрелял по 10 человек, мужчин, женщин и детей. Это было для спортсменов
гораздо интереснее упражнений в тире.
После приобретения независимости в 1991г. Литва не отдала под суд ни
одного пособника нацистов. Единственный осужденный за убийство евреев был
Казис Гимзаускас, которого даже не посадили в тюрьму, потому что у него
болезнь Алцхаймера. Какими болезнями страдали люди, у кого он отобрал жизнь,
никому не интересно.
Литовцы, как и все прибалтийские народы, любят спорт, особенно баскетбол.
И когда приезжают спортивные команды из Израиля, литовцы, как их отцы и
деды, бегут на стадион. В марте 2002г. во время игры израильской и литовской
баскетбольных команд, болельщики в Вильнюсе кричали «Juden raus!» и другие
немецкие призывы, и многие, многие размахивали «палестинскими» флагами.
И в августе 2001г. была такая же история. Крики с проклятьями в адрес евреев
были слышны даже телезрителям, но охрана не шевельнула и пальцем.
Та памятная баскетбольная игра 1941г. описана в книге Иосифа Гара.
А недавно нашлись два брата-баскетболиста, любителя живой мишени, живущие
в Америке. Сегодняшние прибалтийские государства наследники рейхскомиссариата
«Остланд». За службу немцам там начисляют пенсии, с почетом хоронят останки
бывших эсэсовских командиров и открывают им памятники. При этом присутствуют
представители правительства. И как недавно сказала госпожа премьерша Латвии:
«У людей есть право строить кладбища солдатам, которые погибли во время
войны. В том числе и тем, кто погиб, сражаясь на фронте на стороне немцев.
У них тоже есть семьи, которые хотели бы прийти на кладбище и почтить память
погибших. Это мемориалы павшим на войне». Другие рисуют кровавую картину
в туманном импрессионистском стиле: «Действительно, молодые эстонцы, латыши,
литовцы, добровольно или по принуждению служили в войсках СС. Они выполняли
свой долг, как они понимали его в неясном сумраке того трагического времени.
Необходимо разрешить им использование демократического права собираться
и делиться воспоминаниями о минувших днях».
На днях министерство иностранных дел Израиля вывало литовского посла
Альфонсоса Эйдинтаса, чтобы заявить ему протест по поводу серии антисемитских
статей в газете «Республика». Одна из статей называется «Кто правит миром?»
На карикатуре нарисован верующий еврей и голый гомосексуалист. Министерство
попросило Эйдинтаса, профессора истории, который писал о Катастрофе и участии
его страны в уничтожении евреев, передать его начальству «глубокое разочарование,
гнев и шок», испытываемые в Израиле по поводу этой статьи, написанной редактором
газеты Витасом Томкусом.
Помним ли мы о Катастрофе? Помнят ли о ней евреи, поехавшие жить в
Германию? Помнят ли о ней те, кто усиленно помогает немцам на проклятой
немецкой земле или на земле Украины стирать память о Катастрофе? Помнят
ли о погибших Кадойшим, об уничтоженных почти семи миллионах еврейских
мужчин, женщин и детей те, кто на немецкие деньги едет собирать информацию
по уничтоженным немцами еврейским местечкам, помнят ли о ней те, кто принимает
подачки из кровавых немецких рук? Помнят ли об загубленных еврейских жизнях
и их никогда не родившихся потомках те евреи, которые придумывают сладкие
мифы о никогда несуществовавших немецких «спасителях» евреев? «Несмотря
на горы пепла, океаны крови, мы, евреи и немцы, ничего не забывая, осуждая,
скорбя, вновь и вновь осмысливая прошедшее (как и почему такое могло случиться?!),
перешагнули через пропасть, еще недавно, казалось, навсегда разделившую
нас. Дети и внуки тех и других протянули друг другу руки. Не в этом ли
самый важный урок прошедшего столетия? Напоминание и Надежда?» - пишет
г-н Хандрос.
Евреи, растрелянные, повешенные или задушенные вгазовых камерах, погибшие
бойцы сопротивления в лагерях и гетто, потерявшие своих близких, которые
растаяли в воздухе дымом крематория или были пущены с типично немецкой
аккуратностью на мыло, перчатки, тапочки, одеяла и прочие поделки немецкого
изобретательного гения, преданные всеми народами Европы, на земле которых
они прожили сотни и тысячи лет, а иногда даже поселились там раньше коренных
народов, - эти евреи завещали нам не забыть и не простить. Тора не зря
требует от нас: «Помни, что сделал тебе Амалек при выходе твоем из Египта.
Как застал он тебе на пути и перебил у тебя всех отставших, а ты был изнурен,
и не побоялся он Б-га. И когда избавит тебя Б-г от всех врагов твоих на
Земле, которую Господь Б-г твой, дает тебе в удел для овладения ею, изгладь
память Амалека из поднебесной, не забудь».
Сочинение мифов, обеляющих антисемитов и убийц, или повторение уже
созданных, касающихся самой страшной трагедии еврейского народа, является
просто преступлением. Преступлением перед памятью 6 миллионов Кадойшим.
Ведь как писал Д.Орвелл: «кто управляет прошлым, тот управляет настоящим,
а кто управляет настоящим, тот управляет будущим».
Урок 20-го столетия состоит не в братании с нацией убийц и не в предательстве
памяти замученных. В годы войны мир разделился на две группы: тех, кто
хотел смерти еврея, и тех, кто не хотел ему помочь остаться в живых. И
еврей понял: все, что веками помогало ему выжить, больше не существует.
Он не сможет убежать, перейти в другую веру или ассимилироваться. Он не
сможет больше просить рахмонес: ему остается взять в руки оружие на своей
земле или умереть. И в еврее оказалось достаточно жизненной силы, чтобы
выбрать жизнь и построить свое государство.
После массовых убийств в 586г до н.э. евреев вавилонянами
и в 66-70г.г. н.э. римлянами, после истребления евреев в арабских странах,
после крестоносцев, испанской инквизици, бандитов Хмельницкого и сокрушительной
мясорубки советской власти, - урок 20-то столетия заключается в Освенциме,
в организованном с чисто немецкой педантичностью и размахом геноциде еврейского
народа. И в подтверждении вечного Завета Всевышнего с еврейским народом:
«Тогда вспомню Я завет мой с Яковом, завет мой с Ицхаком, и завет мой с
Авраамом вспомню, и землю вспомню. (В'икра, 26:42) И в удивительной жизнеспособности
евреев, афцелойхес але сонем (назло всем врагам), сумевших создать свое
государство.
Одежда и одеяла, сделанные из человеческих волос, наверное,
сносились. Но поля, удобренные когда-то пеплом и костями евреев, продолжают
приносить хороший урожай. Не знаю, сладок ли вкус этих плодов для немцев,
но дорвавшиеся до немецких пособий российские евреи, кажется, довольны.
И не чувствуют нестерпимо смертельной горечи.