Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
История поселенческого движения в Иудее, Самарии и Газе (часть 1) Опубликовано на сайте Совета поселений ЙЕША http://www.moetzetyesha.co.il/arti.asp?id=36




Многие израильтяне зрелого возраста до сих пор наизусть помнят трогательную речь Моше Даяна, министра обороны во время Шестидневной Войны, произнесенную им в день освобождения Иерусалима: "Мы вернулись к наисвященнейшим из наших святынь, чтобы никогда больше не расставаться с ними". Через несколько дней, на церемонии поминовения погибших 1948-го года, он добавил: "Мы возвратились к Храмовой Горе, к колыбели нашей истории, к владениям Праотцов, земле Судей и твердыне царства династии Давида. Мы вернулись в Хеврон и Шхем, в Бейт Лехем и Анатот, к Иерихону и к иорданским переправам".

Однако тогдашнее правительство, включая и самого Даяна, воздержалось от претворения в жизнь этих деклараций и от осуществления нашего права на возвращение в эти места. Оно довольствовалось военным присутствием в Иудее, Самарии и Газе и не проявляло никакой инициативы к возобновлению поселенчества в этих районах. Даже сама идея восстановления поселений Гуш Эциона, покинутых и разрушенных во время Войны за Независимость, не поднималась на обсуждение правительства. Первыми поднявшими эту идею были сами уроженцы Гуш Эциона, такие как Ханан Порат, а также национально настроенные израильтяне, в их числе писатель Ахарон Амир и юрист Эльяким Хаэцни. Они возглавили давление на различные госучреждения и в конце концов добились от правительства разрешения.  В конце Элуля 5727-го года (примерно в августе 1967-го), через три месяца после окончания войны они прибыли на место. США, кстати, решительно осудили возобновление еврейского заселения  Кфар Эциона.

Уже после этого выяснилось, что восстановление Кфар Эциона стало моделью дальнейшего заселения всй горной части Иудеи и Самарии. Почти всегда инициатива заселения исходила снизу, со стороны самих поселенцев или от поселенческого движения, и только после этого давалось разрешение правительства.

Примерно через два месяца после заселения Кфар Эциона, по инициативе тель-авивского поэта Йорама Бен Меира был основан второй поселенческий объект в освобожденной Иудее - Хар Гило. Тогдашний командующий Центральным военным округом Рехавам Зеэви (да отмсит Всевышний за его кровь) вначале приказал выгнать Бен Меира, однако в конце концов изменил свое мнение. Бен Меир, более известный под прозвищем "Пици", до сих пор проживает на том месте. После этого, в Песах 1968-го года наступила очередь Кирьят Арбы.  Правительство поначалу вовсе не выразило никакого энтузиазма, крайне левые яростно сопротивлялись, однако благодаря тогдашнему заместителю главы правительства Игалю Алону (благословенна его память) правительство в конце концов поддержало еврейское заселение города Праотцов. Первые поселенцы, поначалу снимавшие помещение в гостинице "Парк", переместились в здание Военной комендатуры города, а через четыре года поселились в постоянных домах в Кирьят Арбе. Решение об основании Кирьят Арбы было принято весной 1970-го года на пленарном заседании Кнессета подавляющим большинством – 48 поддержавших, 5 проголосовавших против и 7 воздержавшихся. Только через семь лет после этого, во время первого правительства Ликуда (в 1979-м году) был восстановлен еврейский квартал в Хевроне. Группа женщин, во главе которых стояла жена раввина Мирьям Левингер, обосновалась в Бейт Хадассе - еврейском здании, покинутом после погрома 1929-го года. Через год и это место было официально признано правительством.




Перевел Виталий Рабинович