Maof

Saturday
Sep 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
часть 1. ВОЗВРАЩЕНИЕ В «КФАР ДАРОМ»


ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ГАЗЕ

http://www.hevel-katif.org.il/Html%20Files\Hebrew\History_Perek_2.html

Кажется, трудно найти другой город в стране, настолько глубоко духовно чуждый большинству израильского общества, как город Аза. Ещё с прошлых времён пристал к городу образ города иноверцев – филистимлянский, или палестинский. Созвучие этих двух слов неслучайно, ведь слово «Палестина» родилось тогда, когда римляне решили истребить любое напоминание о присутствии евреев на Земле Израиля и назвали эту страну – Палестина, что означает – страна филистимлян. В ТаНаХе, как известно, Аза упоминается как один из пяти городов филистимлян, вместе с Ашдодом, Ашкелоном, Гатом и Экроном. Как сказано в книге пророка Йеhошуа (13.2-3): «Вот земля оставшаяся: все округи пелиштимские и весь гешурийский. От Шихора, что перед Египтом, и до предела Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: Азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский и аввийцы...». (Цитата приведена по книге «Первые и последние пророки». Издательство «Мосад арав Кук», Йерушалаим, 1978 год).
Именно поэтому, является неожиданностью вдруг обнаружить, насколько история города Аза богата событиями и следами еврейского присутствия на протяжении всей истории: древних времён, периода расселения, периода героя Шимшона, периода тех, кто перенёс Ковчег Завета из Газы во времена Эли и Шмуэля, во времена Шломо и Йехезкиягу, в период Хашмонаев, в период Мишны и Талмуда, в средние века и до нынешнего столетия.
Чувство отчуждения по отношению к Азе не соответствует важности стратегического значения района как к воротам в Землю Израиля с юго-западной стороны. Говорят же, что если и существует в Земле Израиля место, которое без всякого сомнения можно назвать «Ворота в Израиль», то это район Азы. В Земле Израиля нет другого такого места, которое на протяжении всей её истории использовалось бы воротами в страну, как со стороны суши, так и со стороны моря. Важность района Азы на протяжении всей истории обусловлена тем, что он расположен на международном перекрёстке – между дорогой, известной под названием «приморская дорога», используемой в качестве основной трассы вдоль берега в направлении с запада на юг, и дорогой, называемой «Путь благовоний», которая шла с юга, с Аравийского полуострова, в порт Газы – южные морские ворота страны Израиль во многие периоды древности.
По этой причине район Азы со времён ТаНаХа на протяжении всей истории являлся ареной кровопролитных боёв. Не случайно на пртяжении всей истории воевали многие народы, начиная с Аменхотепа Второго, египетского царя, завоевавшего Израиль во втором тысячелетии до н.э., примерно за сто лет до выхода из Египта, за владение этим районом. Они знали хорошо известное нам сегодня, - что власть над воротами позволяет предотвратить вторжение врагов в Землю Израиля. Большинство завоевателей Земли Израиля, и среди них – фараон Кейшок, Талмай Первый, Наполеон и генерал Алленби, начинали завоевание страны с района Азы на своём пути вглубь страны. (В противоположность им Санхерив и Александр Македонский воевали в Азе с другого направления – по пути из Израиля в Египет). Армия Египта во время Войны за Независимость 1948г. также начала своё вторжение в Израиль в этом месте – районе Азы.
Отсюда можно понять, почему в ТаНаХе мы также находим упоминания о Азе в основном как о границе и так, или иначе как о поле боя. Одно из объяснений названия Аза – это «азут» и «оз» (дерзость и смелость). Войны за город и противостояние его во многих случаях против вражеских вторжений в определённой степени оправдывают это толкование.
Многие войны, происшедшие на территории Азы, оказали решающее влияние на еврейское присутствие в городе. Это началось в вихре войны, когда Йонатан Хашмонаи, брат Йегуды Маккаби, занял Азу в 145 году до н.э., а его брат Шимон поселил в неё евреев. Со временем жители Газы освободились от Хашмонеев, но Аза была занята вторично во времена Александра Янная в 96 году до н.э..
Около 50 лет продолжалось правление Хашмонеев – до захвата римлянами страны, когда Габиниус, губернатор Сирии по поручению Помпея (римского полководца), отделил города, населённые неевреями, от еврейской территории и аннексировал их для сирийских наместников. Этого Габиниуса будут вечно помнить все поколения города, «благодаря» изгнанию всех евреев из Азы в 61 г. до н.э., во время восстановления заново города. Для того, чтобы увековечить уход евреев из Азы, её жители установили определённое летоисчисление. Запомните этот календарь. Мы ещё встретимся с ним в очень интересном контексте.
Если во времена Второго Храма и несколько позже в Израиле Аза считалась враждебным городом для того, чтобы селиться в нём евреям, то в период Мишны и Талмуда началось революционное изменение в статусе города, и даже возникла в нём достаточно большая еврейская община. Ещё несколько лет тому назад в самой большой мечети Азы на одной из колонн можно было видеть надпись – «Хананья-Бар-Яков», на греческом и на иврите, а под ним высечены семисвечник и шофар с одной стороны и этрог – с другой стороны. Эта важная археологическая находка, обнаруженная в 1870 г., уничтожена руками арабских националистов через некоторое время после вспышки интифады в 1987 г.


САМАЯ БОЛЬШАЯ СИНАГОГА В СТРАНЕ

Представление о размере еврейского присутствия в Азе можно получить при изучении неудачной попытки Константина Великого установить в Азе христианство. Константин хотел построить церковь в Азе, но благодаря еврейской общине, самой сильной здесь, ему это не удалось, т.к. каждый раз после начала строительства евреи разрушали фундамент. Константин отказался от своей попытки и вместо того, чтобы устанавливать христианство в Азе, он решил восстановить развалины портового города Газа-Маюмас (Газы Морской) и воздвигнуть на берегу моря самостоятельный город, без евреев.
Планы Константина не осуществились. Через некоторое время евреи поселились и в Газе Морской, и несложно понять – почему. В те годы Аза была главным портовым городом на юге страны, а т.к. есть товар, то есть и купцы, а если есть купцы, то как не быть евреям среди них. Так в Азе сформировалась большая еврейская община, занимающаяся торговлей в порту Суэц.
Одним из напоминаний о существовании еврейского поселения в то время является древняя синагога еврейской общины в Газа-Маюмас, в которой обнаружен большой и красивый мозаичный пол. Пол этот обнаружен на морском берегу, неподалёку от восточной части порта Азы. На мозаике изображены африканские животные, украшенные медальоном. У входа в центральный зал обнаружено изображение персонажа, играющего на лире и усмиряющего игрой диких животных. Над ним видны ивритские буквы имени Давид. В ценральной части мозаики написано по-гречески: «Мы, Менахем и Иошуа, сыновья покойного Ишая, торговцы лесом, пожертвовали эту мозаику в месяце леваус 569 года. Дата эта соответствует особому летоисчислению Азы, установленному, как уже было сказано, во времена наместника Габиниуса для того, чтобы увековечить дату изгнания евреев из Азы.
В соответствии с этим, синагога построенав 508 или в 509 годах н.э., т.е. в период римско-византийской оккупации. Трудно не разглядеть в этом особый юмор евреев Азы. Они построили одну из самых больших синагог, обнаруженных когда-либо на территории Израиля, именно в том месте, о котором Константин провозгласил, что оно будет «юденрайн» (выражаясь более поздней терминологией), т.е. "очищенной" от евреев. И не только это. На надписи в этой синагоге они отметили год, напоминающий изгнание евреев из Азы, как будто хотели сказать: «Габиниус страстно желал выселить нас из Азы, а мы здесь».
Синагога, видимо, была разрушена во время арабского завоевания, в 7-м веке н.э., когда была разрушена Газа-Меюмас.
Свидетельства о важности Азы во время византийской оккупации наряду с Иерусалимом (!!!) имеются у нас в двух письменных источниках, из которых можно узнать, что евреи совершали паломнмчество в Азу из-за запрета, оставшегося со времён римлян, совершать восхождение в Иерусалим.От периода первого завоевания мусульманами у нас имеются чёткие свидетельства тому, что в Азе находилось еврейское поселение и в нём – люди, получившие известность, как знатоки традиций Писания, то чего никогда бы не произошло, если бы там не находились ешивы по изучению Торы. В известной Каирской генизе имеются многочисленные рукописи, упоминающие еврейское поселение в Азе в те годы.
Однако первый мусульманский период характерзуется также многочисленными войнами и завоеваниями между Египтом и Сирией, и когда страну захватили крестоносцы в 1099 г., они нашли Азу в развалинах, покинутую жителями.


ВОЗОБНОВЛЕНИЕ РАСЦВЕТА В ПЕРИОД МАМЛЮКОВ

Наступил период мамлюков, и ситуация резко изменилась. Город, являвшийся по сути сонной деревней в период крестоносцев, превратился в управленческий центр, бурлящий жизнью. Ведь центр мамлюков находился в Египте, и статус Азы, расположенной на границе Израиля и Египта, вновь приобрёл особое значение в качестве торгового города. С того времени у нас имеются многочисленные свидетельства о проживании евреев в городе – повествования о путешествиях как евреев самих, так и евреев вместе с иноверцами.
Наиболее интересным свидетельством о периоде мамлюков является свидетельство еврейского путешественника из Флоренции , господина Мешулама из Вольторы. Так описывает господин Мешулам Азу: «Ишмаэлиты называют Азу – Газа, и это место хорошее и обильное, и фрукты здесь очень хорошие. И имеются там хорошие хлеб и вино, но вино делают только евреи. И там – 60 евреев домовладельцев, у которых есть небольшая красивая синагога, имеются у них и виноградники, и поля, и дома, и они уже начали делать новое вино.
Особенно уважительно ко мне отнёсся сефард, г-н Моше Бен Йеhуда, и сефард, г-н Меир – ювелир ..., и евреи, живущие на возвышенной части района, - хвала Господу. И дом Далилы на возвышенности – глава иудаики». Следует отметить, что прозвание «сфаради» дано г-ну Мешуламу за 11 лет до испанского изгнания.
Известный толкователь Мишны, г-н Овадья из Бартанура посетил Азу через 7 лет после Мешулама из Вольторы, в 1488 году, и описал своё путешествие в книге «Путешествие в Эрец Исраэль». «Мы находились в Азе 4 дня, и там сейчас проживает ашкеназийский рав – г-н Моше из Праги, бежавший из Иерусалима, и мы поневоле пришли в его дом, и жили там всё время нашего пребывания в Азе. А в субботний день пришли туда все старейшины общины и прушим на трапезу с нами, и принесли пироги с виноградом и фрукты согласно их обычаю, и выпили мы 7 – 8 бокалов вина перед едой и были веселы». Также и по описанию господина Овадьи из Бартануры в основе трапезы в Азе всегда были пироги с виноградом и фрукты, являвшиеся, по-видимому, обычными в еврейской среде Азы.
Ещё один факт, на который следует обратить внимание – это упоминание о «главе иудаики», холме, в котором согласно г-ну Мешуламу находится домик Далилы, в котором жил герой Шимшон (Самсон). Даже сейчас, во время экскурсии по городу, видно, что самым возвышенным местом в нём является место, называемое до сих пор арабами «Харт-Эль-Йяхуд» - еврейский район. Г-н Мешулам из Валторы упоминает также о существовании в городе синагоги. Путешествующий сегодня по городу увидит, что в самой высокой его точке находится католическаая церковь. Эта церковь интересна направлением молитвы – вход в церковь расположен с восточной стороны, а лица молящихся обращены на запад, явление редкое, как в стране, так и во всём мире. Во дворе церкви несколько лет тому назад обнаружены несколько обломков мраморных решёток, на одном из которых написано по гречески: «В память об Якове Элиэзере, построено для благодарения Бога на святом месте». На втором обломке, в виде колонны, обнаруженном евреями Азы 100 лет тому назад, высечены слова: «Избавляюший меня от всего плохого удостоит меня придти в Иерусалим». Выяснилось, что церковь построена на обломках древней синагоги и поэтому имеет необычную конструкцию.
Среди изгнанных из Испании и Португалии в 1492 году было немало семей, избравших местом жительства Израиль, но часть их решила поселиться в г.Азе. Еврейское поселение в Азе быстро выросло. В качестве примера можно привести семью Кастель (7 братьев были в ней), как одну из семей, направлявшихся в Израиль, но по дороге осевших в Азе.


ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ РАВВИНОМ ГАЗЫ

Проходит менее 20 лет. Эрец Исраэль захвачена властителем Оттоманской империи, Салимом, в 1517 году. Начались 400 лет турецкой оккупации Земли Израиля. Началась большая репатриация евреев в страну, что отразилось на еврейской общине в Азе. Источником заработка евреев Азы в то время являются торговля и сельское хозяйство. Занятие сельским хозяйством естественно возбуждает многочисленные проблемы что находит отражение в книгах «Вопросы и ответы раввинов» (респонсы), переполненные вопросами, с которыми обращались к ним евреи Азы. Рав Давид Бен Зимра (РАДБАЗ), находившийся в это время в Египте, упоминает в одной из своих книг «Вопросы и ответы» вопрос, заданный ему евреем из Азы: «Учитель и рав наш, должны ли мы, жители Азы, давать пожертвования и отделять десятую часть, т.к. здесь очень мало людей, имеющих земельные участки?»
Кто из нас не знаком с песней «Адон Олам», распеваемой и сегодня за каждой вечерней субботней трапезой, как в ашкеназийской, так и в сефардской общинах. Это стихотворение рабби Исраэля Наджара. Рабби Исраэль Наджара был сыном цфатского рава Моше Наджара, который был учеником Ари (каббалист Луриа Ицхак бен Шломо Ашкенази) и переехал в Дамаск, чтобы служить там равом города. Там, видимо, и родился рабби Исраэль.Рабби Исраэль был раввином Цфата и оттуда переехал в Азу на должность главного раввина города.
5 лет восседал рабби Исраэль Наджара в почётном кресле раввината Азы, до своей смерти в 1625 году. ...Он был рохоронен в Азе и после него в почётном кресле кресле раввината сидел его сын – г-н Моше Наджара. Период раввинов из рода Наджара – один из периодов расцвета еврейской общины Аза
Но ситуация эта изменилась за короткий срок во времена известного Азского еврея, прославившего Азу так, что об этом помнят и сегодня, но не в хорошем смысле. Имеется ввиду Натан Азский, бывший помощником лже-машиаха - Шабтая Цви. Фальшивое коронование Шабтая Цви как машиаха также происходило в Азе. Это событие, как известно, привело к глубокому разделению в народе Израиля и причинило большой вред еврейской общине Азы. Важность еврейской общины, которая расцвела как духовно, так и экономически, в начале того века, в конце его упала очень низко.
Но еврейское поселение в городе воспряло с похвальной быстротой. Еврейское поселение в Азе возродилось в начале 18-ого века, по- видимому благодаря Шмуэлю Кастелю, одному из членов семьи Кастель, проживающих в городе. В руках потомках семьи (среди них тот, который был военным губернатором Азы в конце 70-х годов, бриг.генерал запаса Йосеф Кастель) имеется рисунок ворот из книги «Песнь песней», на котором имеется надпись, сделанная Шмуэлем Кастелем, в которой говорится: «Эта книга «Песнь Песней» с арабским переводом переписана заново, здесь, в Аза, в 5475 году от сотворения мира в месяце шват, мной – Шмуэлем младшим, для отца моего престарелого мудреца Моше Каштиля, да продлятся дни его, да удостоит меня Всевышний написать еще многие книги». Это был 1715 год, и с этого времени еврейская община Азы снова укрепляется.
Дополнительные свидетельства этому мы находим в книге путешествий Хаима Йосифа Давида Азулая (ХИДА), который прибыл в Азу в месяце Шват, в 1753 году, по дороге из Хеврона в Египет. Из его слов можно узнать, что в этом месте в те годы был миньян и синагога.
Дополнительные свидетельства того периода рассказывают о том, что в Аза была значительная еврейская община.
Но хороший период в истории евреев Азы продолжался недолго, и на этот раз не из-за внутренней, а из за внешней причины – Наполеон. Неудачный завоевательский поход Наполеона в Израиль отразился тяжело на Аза и привёл к тому, что через некоторое время после этого евреи покинули этот город. Снова не осталось евреев в Азе.
В 1835 году египетский властитель Израиля, Ибрагим Баша, приказал разобрать здание Синагоги, стоящей на вершине холма, и из её камней построить крепость в городе Мадждель, называемом сегодня Ашкелон. Остатки еврейской общины Азы, проживавшие в Хевроне, и во главе них – семья Каштель, тайком пробрались в Азу, забрали с собой разукрашенные двери синагоги и вернулись в Хеврон. Там они повесили двери в синагоге «Авраам Авину». На картине, изображающей синагогу до 1929 года, видны двери, установленные у входа в синагогу.
Менее, чем через 100 лет после этого, во время погрома, учинённого арабами над евреями, в ТАРПАТ (1929 году), синагога «Авраам Авину» была подожжена и разрушена. Красивейшие ворота из дерева исчезли, и не ясно – то ли сгорели, то ли были украдены. Не осталось от них никакого воспоминания.
Аза была покинута её жителями-евреями, но не навсегда. Когда в точности начали возвращаться евреи в Азу? На это нет точного ответа.
Ицхак Бен Цви рассказывает, что слышал, будто уже в 1870-1872г.г. в Азе были евреи. Йехиэль Бриль, редактор газеты «аЛеванон», первой газеты на иврите в Эрец Исраэль, который посетил Азу в 1883 году, рассказывает, что еврейское поселение возобновилось в 1882 году, и жили в нём 4 семьи. Не ясно, до какого времени оставались они в Азе, и, вполне вероятно, что через некоторое время после этого они покинули город.
ХАХАМ НИСИМ ЭЛЬКАЯМ ВОЗРОЖДАЕТ ОБЩИНУ

В 1885 году, в разгаре Первой алии, в страну приехал Зеэв Калонимус Высоцкий - один из руководителей Ховевей-Цион (известный торговец чаем, имя которого фигурирует на чайных упаковках до сегодняшнего дня). Высоцкий поездил по стране, осмотрел сельскохозяйственные посёлки, обещал помочь всем, чем сможет и высказал «революционную идею» - создавать еврейские городские поселения в арабских городах. И это после того, как стало ясно, что сельскохозяйственные поселения в те годы, годы Первой алии, не подходили для обеспечения заработком многочисленных олим из России.
Свою идею Высоцкий высказал перед центральными личностями еврейского общества в Яффо и в Иерусалиме. Важно отметить, что, когда Высоцкий говорил об «арабских городах в Израиле»,он имел ввиду также такие города, как Лод, Нацрат, Шхем, Аза, Рамалла, Бейт-Лехем, Ашкелон, Рабат-Амон, Цур и Цидон (нынешние иорданский Амман, ливанские Тир и Сайда). Это природная Эрец Исраэль, которую они знали. На двух заседаниях, которые провёл Высоцкий с этим форумом, было решено, что 3 первых города, в которых выйдут поселенческие ядра (на языке того времени ядро называли «миньян», т.к. считалось, что поселение не является таковым, если в нём нет миньяна, т.е.10 человек – мужчин) – это Аза, Лод и Шхем.
Первое ядро было основано в Лоде, в начале 1886 года. Через несколько месяцев после этого выехала группа в Шхем и пополнила крошечное еврейское поселение, находившееся там.
Группа, выехавшая в Азу, была самой большой. Во главе её стояли Авраам Хаим Шалуш и Хахам Нисим Элькаям, сын рабби Моше Эликаяма – одного из руководителей общины в Яффо. В конце 1886 года в Азе насчитывалось более 30 семей.
Евреи Азы получали доходы от работы в торговых домах и в передвижных ларьках. Все прилично зарабатывали и жили обеспеченной жизнью. Поселение в Азе, будучи очень религиозным, содержало двух резников, раввина, обучавшего также в Талмуд-Тора, имело собственное кладбище и микву.
В 1908 году Хахам Элькаям приехал в Иерусалим и встретился там с Элиэзером Бен Йегудой. Тот предложил ему организовать в Азе современную ивритскую школу, как в Иерусалиме и в Яффо. Когда Элькаям вынёс на обсуждение жителей города это предложение , мнения разделились надвое – за и против. Элькаям, который сам поддерживал это предложение, убедил большинство людей и с помощью Бен Йегуды в Азу прибыли 2 учителя. И 14 числа месяца яира 5670г. (1910 г.) первая ивритская школа в Азе стала непреложным фактом.
Торговому сектору Азы требовалось банковское учреждение, и по инициативе Левонтина, руководителя Англо-Палестинского банка, организованного Всемирной Сионистской организацией (ныне банк Леуми) в 29 ияра 5764г. (1914г.) в Азе был основан филиал банка. Руководителем его назначили Авраама Элимелеха, который до этого был руководителем общественной еврейской школы и секретарём раввина в Дамаске. Всё шло своим путём до конца 1914 года, когда вспыхнула Первая Мировая война.
Когда турки увидели, что английская армия, приближается из Египта в район Азы, они поспешили выгнать всех жителей города и с ними вместе также и евреев. Часть евреев даже изгнали за пределы страны. Так описывает это писатель, повествующий о поселениях, Моше Смилянский, в книге «Воспоминания»: «В Азе ещё были некоторые еврейские семьи. Уже с начала войны то тут, то там раздавался плач. Только 3 семьи остались свидетелями изгнания. Одна из них не забыла старый обычай: имущество они не смогли спасти, но три свитка Торы спасли во время переворотов»... . Ещё один период пребывания еввреев в Азе, продолжавшийся 50 лет, подошёл к концу.


ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ – МЕЖДУ ВОЙНОЙ И ПОГРОМОМ

Закончилась Первая Мировая война. Британцы, принятые с воодушевлением евреями, устанавливали свою власть в Эрец Исраэль. Арабы Азы вернулись в свои дома. С начала 1919 года , капля по капле начало восстанавливаться еврейское поселение в Аза. Скорость восстановления была черепашьей. Тогдашнее руководство еврейского Ишува не демонстрировала горячую поддержку заселения Азы в те годы. Представители говорили, что они не видят особой важности в том, чтобы возвести еврейские поселения в арабских городах. Возобновлнный посёлок не был прямым продолжением прежнего. Надо было всё воссоздать заново с новыми бюджетами, а руководство еврейского Ишува не очень то было заинтересовано. Так, например, не среагировали главы администрации на непрекращающиеся просьбы евреев Азы возобновить в городе работу отделения Англо-Палестинского банка.
С возобновлением еврейского поселения, возобновлена также работа еврейской школы, название которой в те годы очень подходило её нахождению в Азе, - «Шимшон» (Самсон). Сионистское руководство побеспокоилось, чтобы послать в Азу учителей. В период расцвета школы в ней занимались не более 14 учеников, в остальное же время в ней насчитывалось менее миньяна (10) учеников. Благодаря пожертвованиям в школе открылась библиотека с небольшим количеством книг.
Экономические причины явились фактором, приведшим к немногочисленности еврейского поселения в Азе. В 1927 году еврейская община Азы насчитывала всего 50 челоек. Они жили в арабском окружении, сохраняя хорошие дружеские отношения со своими соседями.
Через 2 года всё изменилось. В месяце ав ТАРПАТ (август 1929 г.), во время погромов, британцам удалось защитить евреев и под покровом ночи вывезти их в Лод, а оттуда в Тель-Авив.
Пришёл конец еврейскому поселению в Азе. Все последующие попытки возоновить еврейское присутствие в Азе оканчивались неудачей. Еврейская община Азы перестала существовать. Но тоска евреев именно по этому району не прошла и спустя много лет – они только ждали подходящего времени, чтобы возобновить еврейское присутствие в Азе.

Перевод с иврита Р.Ш., МАОФ