Maof

Monday
Jan 13th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
часть 1. ВОЗВРАЩЕНИЕ В «КФАР ДАРОМ»

часть 2 .ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ГАЗЕ

часть 3 «5 ПАЛЬЦЕВ ПОСЕЛЕНИЙ»


часть 4 "ВОЕННАЯ ТАЙНА: ФОРПОСТ КФАР ДАРОМ"

http://www.hevel-katif.org.il/Html%20Files\Hebrew\History_Perek_4.html


Через несколько дней после церемонии прибытия в Кфар-Даром на месте уже стояли жилые здания, возникшие с молниеносной быстротой из готовых элементов. Овощные плантации росли и ширились, и это были 6 дунамов огурцов и арбузов. Первый урожай огурцов составил всего 7 ящиков, а третий сбор урожая – уже 32 ящика. Для обработки им также были предоставлены сельскохозяйственные угодья, расположенные немного дальше. Через несколько месяцев в Кфар Даром уже росли помидоры, баклажаны, были небольшая цитрусовая плантация, оливки, и, как подобает району Дир-Эль-Балах - финики. Вдобавок к этому поселенцы выращивали голубей и индюшек. Были проблемы с водой. Имелся старый колодец, использовавшийся кибуцем для полива в 40-х годах, но насос не всегда работал.
Из-за отсутствия земель для развития сельского хозяйства были построены индюшатник на 1400 птиц, и также цех для пошива обуви, филиал обувного завода кибуца Гив'ат а-Шлоша.
Граждане Израиля ничего не знали об этом в то время. Израиль относился к поселенческому движению по ту сторону «зелёной линии», как к военной тайне. Из-за опасения международной реакции, в особенности США, были запрещены отчёты о церемониях прибытия в форпосты. 9.11.1970 года, за три недели до официального прибытия в Кфар Даром, Шломо Газит, координатор действий на территориях, послал письмо, в котором говорилось: «Нет изменений по отношению к решению содействовать устройству поселения в Кфар Даром, во всяком случае до полнового его обустройства на земле. Надо удостовериться, что церемония будет скромной, с минимальным участием посторонних людей».
Как раз с соседями-арабами не было проблем. Дир-Эль-Балах в те дни приветливо встретил еврейских поселенцев. Через некоторое время после возникновения форпоста, гражданское управление (подразделение военной администрации) сектора Аза послало письмо в Поселенческий отдел Сохнута со следующей рекомендацией: «У входа в форпост следует построить дом, деревянный или из сборных элементов, или, хотя бы, красиво меблированную палатку, которые можно было бы использовать для приёма почётных арабских жителей из соседних посёлков. Окружающее население старается завязать отношения с жителями форпостов. Командир форпоста приглашён посетить дом мэра Дир-Эль-Балах, а остальные жители посетили форпост. Непринятие гостей расценивается как обида, с другой стороны, нежелательно позволить гостям войти в поселение. Тесные связи с местным населением помогут нам также во всём, что касается земельных вопросов». Эти действия, разумеется, сочетались с армейскими операциями, которые время от времени происходили по тревоге для преследования террористов. Т.к. в Израиле 70-х годов еврейско-арабская борьба за Израиль была ещё очень далека от завершения.


КАРТА БОЛОТ ОПРЕДЕЛЯЕТ КАРТУ ПОСЕЛЕНИЙ

Когда в конце 19-ого века началось возобновление поселения евреев в Израиле, арабы, проживающие в стране, воспротивились ему. Это – официально. А тайком они продавали свои земли евреям. И это не совсем точно: хорошие земли арабы приберегали для себя, а евреям за полную стоимость продавались болота.
Большинство земель в районе Аза были плодоносными. Единственное болото в этом районе, Бисат-А-Дир, - болото Дир-Эль-Балах, к северо-западу от города. Это самый большой водоём на побережье, образовавшийся в результате затопления песков в дождливое время, т.к. из-за песчаных холмов воды не могут стекать в море. Глубина воды в этом водоёме местами достигает роста человека, и вода иногда не испаряется даже до конца лета. В зимние дни этот водоём привлекает стаи птиц, а в летние дни он представляет собой болото, являющееся источником различных болезней, в том числе и малярии. В 1862 году возникла эпидемия среди местных жителей. Карантинный врач не знал, что делать, и не смог предложить ничего лучшего, как засыпать стоячую воду землёй. Весной 1943 года был вырыт канал по проекту израильского еврея-инженера, служившего в армии. Ширина канала была 1 метр, глубина – 2.5 метра и длина – 770 метров. Объём воды, которая прошла через него, составил более 3-х тысяч кубометров. Зимой 1944-45 годов, которая была особенно дождливой, участок вновь заполнился водой. Лишь в начале 50-х египтяне, оккупировавшие тогда район, окончательно осушили болото.
Но наш расказ ещё в 30-х годах. Благодаря этому болоту, садовник из Реховота Тувья Зискинд Миллер смог купить землю в этом районе. Миллер, уроженец Южной Африки, репатриировался в Израиль, обосновавшись в Реховоте, и был одним из депутатов Сионистского Конгресса. Он приобрёл много земель на юге страны вместе со своим соседом по Реховоту, Моше Смелянским. Так он приобрёл участок земли рядом с Дир-Эль-Балахом, посадил там цитрусовую плантацию и хорошие сорта фиников, выкопал колодец, глубиной 38 метров, дававший около 100 кубометров воды в час. Однако труды эти были напрасны. В «интифаде» 30-х годов (1936-1939 годы) арабы выкорчевали плантации цитрусовых и финиковые пальмы и засыпали колодец.
В 1944 году этот участок приглядел Еврейский Национальный Фонд. «Мы производили возле Дир-Эль-Балаха обследование земель, которые в своё время приобрёл Миллер из Реховота и посадил на них финиковые пальмы, уничтоженные во время «беспорядков», - описывает в наши дни генеральный директор Национального Фонда Израиля Иосиф Вайц обследование, произведённое 3 февраля 1944 года. «Несмотря на то, что площадь земли всего около 400 дунам и она разбита на отдельные участки, стоит за неё держаться, т.к. она расположена на перепутье дорог и может быть использована промежуточной станцией между Ирбией и границами. Решили провести переговоры с Миллером о приобретении этой земли и, самое главное, выявить возможность приобретения ещё 600-800 дунам. Тогда можно будет здесь поставить посёлок, т.к. на месте имеются пресные воды, и море недалеко – 2.5-3.0 километра. Может появится возможность присоединить море к суше …»
После утомительных переговоров с Тувией Миллером и его представителями, и после большого разочарования, когда выяснилось, что площадь земли составляет всего-навсего 262.5 дунама, в августе 1945 года Национальный Фонд Израиля приобрёл этот участок. Перед покупкой был ожесточённый спор между Национальным Фондом и представителями Тувьи Миллера о денежной стоимости земли. Продавцы даже угрожали, что если покупатели не согласятся с предложенной ими ценой, то они продадут землю арбам. «Мы установили, что евреи, которые купили землю в Дир-Эль-Балах и вложили в неё средства, терпят убытки от ликвидации этого бизнеса даже сейчас, когда цена на землю в стране выросла очень сильно»,- писали представители Национального Фонда адвокату Киршнеру из Тель-Авива, являвшемуся представителем Тувьи Миллера по продаже земли, - «но даже сейчас цена, предлагаемая вами - 35-40 фунтов (палестинские фунты во времена британского мандата) за дунам, является неоправданно высокой, хотя можно найти арабов, согласных платить такую цену, но мы полагаем, что евреи, покупающие землю, не покупают её для того, чтобы продавать арабам, в особенности, когда земля находится в районе «А» (так назывались районы, где в соответствии с «Земельным указом» Белой книги Макдональда в 1939году, запрещено продавать земли тому, кто не является израильским арабом). Возможно найдутся покупатели-арабы, которые специально (подчёркнуто в первоисточнике) дадут высокую цену с тем, чтобы вырвать земли из рук евреев, но мне кажется, что хозяева земли не согласятся, так как они прежде всего сионисты. С другой стороны, вы можете потерять этот участок, если арабы будут держаться за землю, и так скорей всего и произойдёт, т.к. вряд ли найдутся евреи, которые смогут обработать такую площадь земли, раздробленную на отдельные участки, рассеянные вокруг, удалённые от еврейского поселения. В этом смысле, с точки зрения частного покупателя, цена земли сильно падает, и только Национальный Фонд Израиля может видеть в ней какую-то ценность, как трамплин для других действий в этом районе».
Как уже было сказано, в общей сложности это была небольшая площадь, недостаточная для строительства основательного и постоянного поселения, но в конце Судного Дня, в октябре 1946 года, когда Сионистское руководство и командование «Хаганы» решили за одну ночь возвести 11 еврейских поселений в Негеве в ответ на «Программу Морисона», угрожавшую отделить Негев от еврейской страны; и один из этих посёлков был на окраине Дир-Эль-Балах. Земля эта стала «трамплином для дальнейших действий в этом районе», как планировали в Национальном Фонде. Кибуц, как детище кибуцно-религиозного движения, получил старое талмудическое имя – Кфар-Даром, так называлось здесь еврейское поселение во времена Мишны. Немногие помнят, что в период Талмуда почти весь Северный Негев был населён евреями и назывался «Герартика» - Земля Грар. Талмуд описывает Кфар Даром как населённый пункт на юго-западе района. Талмуд также упоминает в Масехет Сота мудреца Элиэзера Бен Ицхака, жителя Кфар Даром.
«Даром» было названием города, расположенного здесь в период крестоносцев, - один из периодов расцвета района. Исследователь Аштури Апархи, репатриировавший в Израиль из Франции в начале 12-ого века и исследовавший места и древности страны, упоминает в своей книге город Даром, расположенный в двух часах ходьбы из Аза, и что некоторые называют его Дарон. Название Даром появляется в литературе средних веков и, в основном, среди арабских географов. Они напоминают, что название это произошло от Дир-А-Ром (монастырь римлян). Название Дир-А-Ром сократилось до А-Дир. ХИДА (рав Хаим Йосеф Давид Азулай), например, в описании своего путешествия по стране в 1753 году, писал: «Мы выехали на исходе святой субботы, а днём остановились в месте, называемом Дир. В более позднее время, очевидно в 19-м веке, к слову «Дир» добавилось слово «Балах», означающее плод финика., по видимому, из-за ухоженных финиковых пальм, растущих там. Это Дир-Эль-Балах, недалеко от которого расположен кибуц Кфар Даром.
Полтора года простоял кибуц на месте, до 1948 года. Во время Войны за Независимость египетская армия, как и другие армии на протяжении истории, начала захватнический поход на Израиль через район Аза. И тут она обнаружила «клин», застрявший у неё, «как кость в горле». Осада была длительной и закончилась только тогда, когда чёткая команда нач.генштаба отступить вынудила жителей Кфар Даром покинуть поселение.
Когда сектор Аза вернулся в руки Израиля, возобновление поселения в Кфар Даром, даже ввиде форпоста НаХаЛь, воспринималось, как восстановление исторической справедливости. Кфар Даром естественным образом стал первым форпостом НаХаЛь, воздвигнутым в секторе Аза после Шестидневной войны, с опозданием в 3 года.
В отделе сельского строительства Минстроя решили построить Кфар Даром именно в том месте, где стоял кибуц в 1947 году, месте, где были расположены в своё время сельскохозяйственные угодья, теплицы и другие сооружения. Министерство строительства даже проложило специально дорогу от перекрёстка Дир-Эль-Балах до ограждений «зелёной линии» для того, чтобы был доступ со стороны Негева. Но министерство обороны, с точки зрения безопасности, воспротивилось этому месторасположению и приказало возвести форпост на дороге Аза – Рафиах. Оно также запретил поездки по дороге, проложенной из Негева, опасаясь свободного вьезда арабов на территорию Негева, в посёлки, расположенные вдоль ограждения сектора.


РЕЛИГИОЗНЫЙ КИБУЦ В СЕКТОРЕ АЗА

Как и во множестве других поселений, и здесь вспыхнула длительная «ссора» между поселенческими движениями за владение этим местом. В обсуждении о «целях поселенческого движения», состоявшемся 10 ноября 1971 года, с участием представителей поселенческого отдела Сохнута и Объединения кибуцев (прим.перев. - Ихуд кибуцим - одно из существовавших тогда кибуцных движений – позднее ТАКАМ), было решено, что «перед совместным комитетом поселенческих движений, требующим предложение для утверждения места поселения, было решено предоставить участок поселений Кфар Даром и Хан-Юнес. В случае, если комитет разрешит это, в Кфар Дароме будет создано ядро форпоста НАХАЛь в мае 1972 года и к осени 1974 года там будет создано гражданское поселение.
Когда об этом узнали "нахлаим" бойцы НАХАЛя), раздались голоса: «Религиозные были в Кфар Даром в 1948 году, соблюдающие заповеди продолжат их дело». Религиозно-кибуцное движение, которое видело моральный долг в возобновления поселения Кфар-Даром, т.к. в 1947 году оно было их собственным кибуцем, продолжало присылать группы людей для обоснования в этом месте. У Движения кибуц дати (религиозный кибуц), имевшего тенденцию возводить посёлки в поселенческих массивах, был проект – создать на юге комплекс из трёх кибуцев: Саад, который был тогда молодым кибуцем на севере Негева; Беэрот Ицхак, немного более старший, и Кфар-Даром. Война за Независимость нарушила программу: сектор Аза попал в руки к египтянам, а с ними и Кфар-Даром. Бээрот Ицхак был оставлен после отчаянной битвы, унесшей многие жертвы, и был заново поставлен возле Петах-Тиквы. Кфар-Даром был возведён заново возле Ашдода и со временем превратился в мошав по имени «Бней-Даром». Кибуц Саад остался единственным в этом районе.
Одно из наиболее малоизвестных событий произошло после Синайской кампании, через 10 лет после становления Кфар Даром. В 1956 году религиозные НаХаЛаим, члены религиозно-кибуцной группы, воздвигли форпост НаХаЛь возле Рафиаха с целью превращения его в религиозный кибуц. Нахалаим выращивали на месте 350 кур, 80 овец и 8 коров. Они успели вспахать 1000 дунам земли, из них 60 дунам засеяли различными овощами. В Сохнуте уже закончились приготовления для создания постоянного посёлка «Нахаль Рафиах», когда правительство решило возвратить сектор Аза Египту. Долгие годы история этого поселенчества сохранялась в секрете по указанию военной цензуры ЦаХаЛь.
За год до Шестидневной Войны был построен ещё один кибуц в этом районе – кибуц Алумим. Не прошло и года, как сектор Аза вновь вернулся в руки Израиля, и религиозно-кибуцное движение вновь стало поглядывать в сторону Сектора. На дополнительном обсуждении в конце января 1972 года с участием представителей Поселенческого отдела, Молодёжного отдела, НаХаЛь и движения Кибуц дати последние сообщили, что «религиозный кибуц придерживается мнения о необходимости ещё одного поселения, как дополнение к поселениям Саад и Алумим». 18.02.1972 года на обсуждении в сельскохозяйственном центре у Авраама Герцфельда, предложено представителям религиозного кибуца получить участок с форпостом НаХаЛь Нецарим, который начал строиться через неделю после этого в утро праздника Пурим, и перевести Кфар Даром в Объединение кибуцев (позднее переименованное в ТАКАМ – тнуат кибуцим меухедет – подшефное Маараху). Там уже были к этому готовы, при условии, что постоянный посёлок будет построен внутри "зелёной линией», в месте, называемом «Высота 86». Причина была идеологической: Объединение кибуцев отрицало поселенчество в секторе Аза. И несмотря на то, что оно годами держало там несколько форпостов НаХаЛь, опасалось превратить их в гражданские поселения. Дополнительной причиной, менее идеологической, было желание возвести ещё один кибуц вблизи двух уже имеющихся, Кфар-Аза и Нахаль-Оз, а Кфар Даром, в своём теперешнем месторасположении, была слишком далека от них.
Полученный ответ был отрицательным и повлёк за собой ответную отрицательную реакцию. В письме руководителю Молодёжного отдела и НаХаЛя в ЦАХАЛе Йосефу Яалому и руководителю поселнческого отдела Сохнута, Йехиэлю Адмони сообщил секретарь Объединения кибуцев: «После того как не было принято наше предложение разместить Кфар-Даром на "высоте 86", мы должны вам сказать, что в теперешнем расположении Кфар-Даром мы не видим возможность создать там форпост или поселение Объединения кибуцев». Вслед за этим письмом Адмони сообщил Яалому, что в свете проекта заселения района Смейри, предназначенного для заселения выходцами из мошавов движения а-Поэль а-Мизрахи (религиозные сионисты), он предложил использовать Кфар Даром как подготовительную базу для групп Объединения мошавов и посёлков в районе, как подготовительный и перевалочный лагерь.
Между тем выяснилось, что невозможно создать на месте гражданское поселение из-за отсутствия значительных земельных участков в районе форпоста. В середине декабря 1972 года состоялось обсуждение в поселенческом отделе генштаба с представителями поселенческих движений и Земельного управления Израиля на тему постоянного месторасположения поселения. Данные, приведённые на том обсуждении, были следующие: площадь лагеря – 30 дунам, орошаемые земли возле лагеря – 12 дунам, обработанные орошаемые земли – 240 дунам, необработанные земли – 88 дунам. Все участки были разъединены землями местных жителей, которые также были разрознены: часть из них не собиралась продавать эти земли, а те, которые были готовы, заломили бешенную цену – около 8000 лир за дунам.
Представители Сохнута утверждали, что с их точки зрения необходимо возвести посёлок на землях Сомайри (сегодняшний Катиф) или рядом с Кисуфим, и оставить форпост НаХаЛь на теперешнем месте, чтобы охранять поселенческий лагерь и земли. Мнение представителей Командования Центрального Округа, под ответственностью которого тогда находился сектор Аза (как будет сказано дальше) было следующим: из соображений безопасности, необходимо необходимо возвести постоянное поселение в данном месте и основать ещё одно поселение возле Сомайри. (В конце-концов так и произошло: вдобавок к существующему постоянному посёлку Кфар-Даром, встал посёлок возле Сомайри. Это был Нецер-Хазани).
Всё это время кибуцно-религиозное движение продолжало посылать свои группы НаХаЛь в Кфар-Даром. Значение поселения возрастало. План хозяйственного развития на 1963-64 годы выглядел так: земля – 300 дунам, из них 15 дунам плантаций, предназначенных для корчевки; вода – местный источник с 75 метров кубических в час без ограничения во времени, с минерализацией – 650 миллиграмм на литр; птичник для выращивания индюшек – 3500 птиц за один цикл; обувной цех – 6 станков, 15000 пар обуви; огород – 20 дунам помидоров, 30 дунам баклажан, 15 дунам кабачков, 50 дунам лука на экспорт; хлебопашество – 100 дунам пшеницы; 25дунам хлопка в порядке опыта.
Несмотря на это, было ясно, что Кфар-Даром не хватает жизненно необходимой земли для ведения правильного сельского хозяйства, и в кибуцно-религиозном движении не пренебрегали возможностью произвести обмен на новое поселение, возникшее через 2 года после Кфар-Даром, - Нецарим.

Перевод Р.Ш., МАОФ