Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
часть1. ВОЗВРАЩЕНИЕ В «КФАР ДАРОМ»
часть 2 .ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ГАЗЕ
часть 3 «5 ПАЛЬЦЕВ ПОСЕЛЕНИЙ»
часть 4 "ВОЕННАЯ ТАЙНА: ФОРПОСТ КФАР ДАРОМ"
часть 5.«СИОНИСТСКИЙ ОТВЕТ ТЕРРОРУ»
часть 6. «СКОРЕЕ НА МОЕЙ ЛАДОНИ ВЫРАСТУТ ВОЛОСЫ, ЧЕМ ЗДЕСЬ ВСТАНУТ ПОСЕЛЕНИЯ»
часть 7. «ПЕРВЕНЕЦ ПОСЕЛЕНИЙ – НЕЦЕР ХАЗАНИ»
часть 8. ПОСЕЛЕНЦЫ УБЕДИЛИ ЭЗЕРА ВЕЙЦМАНА.
часть 9. ГОРСТОЧКА ПОСЕЛЕНЦЕВ СОЗДАЁТ СОВЕТ.

ЧАСТЬ10. «2000 ПАР БРЮК».

http://www.hevel-katif.org.il/Html%20Files\Hebrew\History_Perek_10.html


Ночь 21. 01.1979 года была особенно дождливой и ветренной. Шёл проливной дождь и густой туман покрыл дороги сектора. В тумане, на дороге, ведущей в Рафиах, мерцали огни военного грузовика, который ехал в сторону одной дюны на юге Сектора, и в нём 8 "нахалаим" (бойцов НАХАЛь) – командир и 7 солдат, которые сидели закутавшись в куртки.
Когда они остановились на небольшом песчаном холме недалеко от рыбацкой деревушки Тель Рафиах, расположенной к северу от Рафиаха, то их встретил рокот бульдозера инженерных войск, которые занимались выравниванием территории и прокладкой подъездных дорог. В свете коптилки первопроходцы установили 5 первых палаток. Когда же приехали остальные люди, то все палатки уже стояли на своих местах, и проволочное заграждение окружало форпост. В центре палаточного городка стоял флагшток и на нём гордо реял флаг НаХаЛь, чтобы каждый араб, живший в этом районе, знал, что здесь встал новый еврейский форпост молодых бойцов-первопроходцев. Катиф-6 обосновался на земле.
Как и на любой военной базе, в тот же день укрыли посты охранников пункт мешками с песком, а в воротах встал часовой. В последующие дни "нахалаим" продолжили строительство укрепления. Ещё немного арматуры, ещё немного краски, ещё немного стройматериалов, и вот уже готова палатка-клуб.
Обо всех этих действиях не было известно жителям Израиля. Правительство Бегина вело тогда деликатные переговоры с президентом Садатом о мирном договоре между Израилем и Египтом, вслед за Кемп-Дэвидским соглашением, которое был подписано за 4 месяца до этого. В такой деликатной ситуации правительство Израиля не хотело публикаций о создании нового форпоста в Секторе. Поэтому и не была проведена церемония становления на землю. Официально говорилось не более, как о создании военного форпоста. Также и решение о создании его было принято не Комитетом Министров по делам поселений, а Комитетом Министров по вопросам обороны 3.01.1979 года.
Это решение было нелёгким. В финансовом отношении сразу же стало ясно, что поселенческий отдел ВСО не может финансировать из своего бюджета создание этого форпоста, и деньги были получены из бюджета министерства обороны. Но всё-таки месторасположение было выбрано при поездке чинов, отвечающих за поселения, за неделю до прибытия. Ведь всем уже было ясно, что собираются делать там в отдалённом будущем. И это будущее не было уж настолько отдалённым.
Через 2 недели после создания форпоста, 7.02.1979г, межведомственная комиссия по поселенческому движению, совместно с правительством и ВСО, принял решение о превращении 3-х форпостов НаХаЛь в поселения, начиная с 1 апреля. Катиф-6, названный к этому времени Гадид (временное имя, о чём будет рассказано далее), был одним из них. Вследствие этого решения члены поселенческого отдела прибыли для обследования места. Теперь, когда было официально решено, что говорится о форпосте НаХаЛь, и они могли открыть «створы плотины», результатом обследования было то, что в течение недели будет выделен бюджет для Гадида – около 100 000 лир. Координатор хозяйства (было решено) получит немедленно небольшую кассу для совместного управления. Оборудование для клуба было закуплено координатором заранее. Тендер «Пежо» был заказан в апреле 1979 года. Решение относилось также к проблеме занятости на месте. Была возможность немедленно принять на работу часть "нахалаим" в упаковочный цех посёлка Нецер Хазани. Решено также проверить возможность доставки ещё одной цистерны объёмом 10 куб.м и водонапорной башни для сбора воды, чтобы обеспечить капельное орошение 2-3 дунам. Также необходимо было проверить возможность создания питомника для растений, произрастающих на песке, как декоративных, так и лесопосадок, на 30 000 саженцев. Была также утверждена сумма 2000 лир на краски.
Это постановление содействовало решению проблемы занятости. Отчёт о проделанной работе от июня 1979 года рассказывает о бурной деятельности в данном пункте: огород – 10 дунам капусты, 2 дунама салата, 2 дунама кукурузы; мастерские – филиал завода Китан из Димоны для пошива 2000 пар брюк. Завод Регев – 40 дней работы.
Кроме производственной работы, "нахалаим" были также заняты боевой деятельностью, как принято у людей, облачённых в военную форму. Охрана и разведка совместно с соседями бедуинами, с которыми находились в хороших отношениях, вдобавок были вовлечены в ещё одну войну – войну с генералом «зима». Зима в 1979г. была в особенности тяжёлой, а один раз форпосты были вырваны с корнем и воздвигнуты заново. Это было после бури, какой до этого не знали. В один из четвергов все палатки были сорваны и улетели, а питомник разрушился. Назавтра, в пятницу, Гадид уже снова стоял на земле в прямом смысле этого слова.
Но трудности не пропали и, примерно через год после становления форпоста, сидел инструктор по хозяйству и писал финансирующм их разгневанное письмо: «НаХаЛь Гадид должен финансироваться из бюджета Сохнута, несмотря на это за последний месяц мы столкнулись с рядом препятствий, мешающих поизводству различных действий на нормальном уровне. Хозяйство не спланировано надлежащим образом – при проектировании огорода не приняты во внимание расходы на удобрения. Нет никаких средств на строительство и содержание зданий. Часто портится генератор. Поэтому все культурные мероприятия сталкиваются со множеством трудностей. Несмотря на трудности запроектировано: 20 дунам – капуста, цветная капуста и кабачки, питомник растений, произрастающих на песках, мастерская по производству подушек и кукол, развитие места, озеленение и улучшение условий. Также и в вопросе рабочей силы имеются трудности из-за давления со стороны Армии, большая часть членов отряда занята боевыми действиями.
Через 2 месяца после этого, 14.04.1980 года, Рафаэль Шефер, глава Отдела молодёжи и НаХаЛь, жаловался Генеральному директору Поселенческого отдела Шимону Равиду о проблемах будущего этого места и его бюджете. Трудно поверить, что ответ Равида его особенно порадовал: «Да, верно,что в феврале 1979 года думали, что создание Катифа-6 войдёт в бюджет на 1979-1980 годы, но этого не произошло. Между тем принято решение о создании Катиф-4, и имеется бюджет для его строительства. Для Катиф-6 нет бюджета и в 1980-1981 годах. Решили снисходительно позаботиться о занятости НаХаЛь в Катиф-6, провести водопровод и т.д.. Более этого не можем сделать, пока Катиф-6 не войдёт в бюджет. И не думаю, что это произойдёт в ближайшем будущем». И будто не хватает других бед, ещё один ураган прошёл ночью, все жилые палатки улетели, и, не имея другого выхода, "НаХаЛаим" перешли в близлежащие бараки, которые получили от Армии. Пришлось также заново присоединить генератор, т.к. все электропровода оторвались после той 2-й ночной бури.
Занимаясь ежедневными проблемами, сменили также название места. В июле 1980 года Государственный Комитет по названиям решил, что этот населённый пункт будет называться Бдолах, а название Гадид переместится немного севернее, в новый пункт Катиф-4.
Мысль о создании Катиф-4 возникла уже в апреле 1979 года, сразу после подписания мирного договора с Египтом. Заместитель министра обороны Мордехай Ципори дал указание подготовить проект форпостов НаХаЛь и среди них – Катиф-4, «из-за политической необходимости удержаться в секторе Аза». Накануне Дня Независимости, 30.04.1979 года, Межведомственная Комиссия по поселениям приняла решение о создании форпоста. Через 3 месяца, 19.07.1979 года, был подан проект, описывающий строительство зданий для форпоста, которые будут использованы в качестве центра для будущего посёлка. Проект включал стоительство жилых зданий для 80 солдат и офицеров, командный пункт, склад, туалет, медпункт, столовую и кухню, клуб и синагогу.
В декабре того же года офицер штаба Военного Управления постановил: Перевести в распоряжение ВСО и поселенческого отдела 12 дунам государственной земли, расположенной поблизости от форпоста, для огорода. 2.07.1980 года форпост был установлен под новым именем – Гадид. В государственном Комитете по названиям решили, что среди разнообразных сельскохозяйственных имён, украшающих поселения Гуш Катиф – Катиф, Моран, Нецарим и т.д., необходимо отдать должное также и финиковым пальмам, тысячами высаженными между Дир-Эль-Балах и Рафиах (ведь и Дир-Эль-Балах назван по финиковым пальмам, «балах» - по-арабски финик) и дать поселению имя по названию сбора фиников – а-Гадид. Официальная церемония, как принято, была проведена только через 2 месяца после этого, 4.09.1980 года, с участием заместителя министра обороны - Мордехая Ципори, главы Отдела молодёжи и НаХаЛь – Рафаэля Шефера, нового командира НаХаЛь – генерала в отставке Амнона Эшколя, родителей членов НаХаЛь и многочисленных приглашённых. «Хевель Аза, Йегуда и Шомрон – это не Синай. Здесь не было еврейских поселений, служащих темой переговоров», - заявил Ципори.
7.10.1980 года представители НаХаЛь и поселенческого движения обследовали место. «Плитки прибудут за 10 дней для мощения дорожек и волейбольной площадки», - писали в отчёте, подготовленном к концу визита. - «Разрешена установка 4-х солнечных бойлеров для душей. Присоединение форпоста к Государственной электросети будет произведено в ближайшее время. Ещё не заказан телефон. Форпост получил ткань для пошива штор».
Всё это время терпеливо ждали в Кфар Даром с мая 1979 года 5 семей и 10 холостяков разрешения на заселение этого форпоста и превращение его в новый посёлок. Это произошло как раз накануне эвакуации Хевель Ямит в Синае. Однако до этого произошло ещё несколько событий в еврейском поселенчестве в районе Аза.
В июне 1980 года, после заселения форпоста Моран, движение «Объединение кибуцев», к которому относился Мораг, само взяло на себя заботу о форпосте НаХаЛь, Нецарим, без того, чтобы объязаться заселить его. Решение не понравилось руководителю Отдела молодёжи и НаХаЛь, Моше Наораи, который писал в Отдел поселений: «С заселением Морага в секторе Аза остался 1 форпост НаХаЛь – Нецарим. На этом этапе не видится никакой возможности заселения его, т.е. изменения статуса этого форпоста. Мы намереваемся вернуть ему дни «величия» как форпоста, который держат не только для военных целей, но также как орудие для создания хозяйства в случае необходимости. С приходом нового движения, нового поколения руководителей, нам стало ясно, что трубы для полива, данные в «долг» для Кфар Даром, нужны сейчас в Нецарим, но не возвращаются, а бюджет очень мал. Состояние жилых зданий плачевно. Просим посодействовать форпосту по всем перечисленным проблемам. Мы, со своей стороны, и с помощью Движения ищем также подходящую отрасль ремесла».
Изменения не произошли быстро. Ещё 2 года (всего 8 лет) Нецарим был форпостом НаХаЛь. Только летом 1980 была предоставлена возможность для заселения Нецарим. Это произошло после организации ядра, насчитывающего около 20 семей, которые собирались строить свои дома в Гуш- Катиф, в коллективном посёлке Ган Ор, однако, строительство постоянного населённого пункта в Хевель Катиф замешкалось, и тем временем поселенцев вынудили переехать во временный населённый пункт. Руководитель Отдела поселений Шимон Равид предложил группе быстро заселить Нецарим.
19.07.1980 года Отдел поселений решил превратить Нецарим в переходный подготовительный лагерь для поселенческих ядер, предназначенных для Гуш-Катифа. Вместе с этим Отдел согласился разрешить НаХаЛь держать на месте командный пост по управлению форпостом, что решало частично проблему безопасности. Уже назавтра, 20.07.1980 года, в Нецарим вошли первые члены ядра Ганей Ор, и посёлок был официально заселён.

Перевод Р.Ш., МАОФ