Хорошо помню лето и начало осени 2000 года. В Иерусалиме бушевали многотысячные митинги, неутомимый Бульдозер (кто тогда мог знать!) во всеуслышанье клеймил переговоры в Кемп-Дэвиде, а мэр столицы, один из его ближайших соратников, собирался перенести свою резиденцию к Стене Плача, на случай, если Бараку вздумается спихнуть Арафату Старый город. Для справок: имя этого человека - Эхуд Ольмерт.
С тех пор минуло ни много, ни мало - всего-то почти девять лет. Какая же злая фея взмахом волшебной палочки превратила недавних «ястребов» в «голубей мира» самой жесткой пробы, похлеще еще недавно презираемых ими шалом-ахшавников? Каким образом, скажите на милость, провозгласивший судьбу Нецарим судьбой Тель-Авива, почти сразу же отказался от собственных слов, причем, это стало ясно, едва в эфире зазвучало слово «Дорожная карта»? А недавний мэр… Впрочем, что я говорю? Прослушайте очередную сводку новостей, только не спешите щипать себя - это, увы, не дурной сон.
Помните песню из фильма «Вокзал для двоих» на стихи самого же Э. Рязанова: «Какими были мы на старте, теперь не то - исчезла прыть»? Здесь же прыть исчезла по одной простой причине: неумение и нежелание объяснить всему миру, а почему, собственно, мы здесь? Только ли потому, что еврейский народ здесь обитал тысячелетия назад? Или что-то иное, более глубокое и весомое?
Парадоксально, но факт - христиане и мусульмане безоговорочно признают истиной то, что Всевышний даровал Эрец Исраэль не кому-нибудь, а избранному Им еврейскому народу, а получившие столь бесценный подарок отбрыкиваются от него руками и ногами! Как же - с одной стороны арабы зубы точат, с другой - Америка санкциями грозится. Не оттого ли «правый» Менахем Бегин дрогнул на переговорах с Садатом, поддавшись первому же давлению Картера? Страх перед «старшим братом» оказался сильнее верности своей же земле, доставшейся потом и кровью. Результат - отданный Египту Синай, разрушение Ямита, послужившее выстрелом из стартового пистолета к эстафете последующих уступок. А как же иначе? Один раз прошло гладко, почему бы не повторить?
Эстафета пошла, да и продолжается и по сей день. Не оттого ли костяк сегодняшней «Кадимы» составляют бывшие ликудники - люди, не имеющие за душой ничего святого, готовые, подобно зайцам, скакать то вправо, то влево? Арик Шарон мог бы и отказаться тогда, в 1982 году, отдавать им же завоеванный Синай, как бы не так, поспешил исполнить приказ. А раз так, как же мы, в таком случае, посмели дважды проголосовать за потенциального разрушителя? Как спустили на тормозах столь тягчайшее преступление, ни много, ни мало - отданный врагу целый город?! Неужели мы чисто по-толстовски готовы не противиться злу?!
Лидер нынешней оппозиции тоже не лучше. Достаточно вспомнить хоть тот же Хеврон. Да и сейчас - что-то я не слышал от Биби ни единого четкого аргумента, кому же все-таки принадлежат Иудея и Шомрон. Единожды отдав - кто даст гарантию, что не спихнет еще больше, какие бы цветистые речи ни звучали бы перед выборами?!
А мы сами… Отщелкал я эти слова и рука моя надолго остановилась. Не больше, не меньше, просто в голове не укладывается - знаем же прекрасно, что в стране, мягко говоря, далеко не все слава Б-гу, так нет же, сидим, как мыши, ограничиваясь разве что салонными разговорами. Судите сами - много ли, хотя бы, за последние полгода было массовых антиправительственных демонстраций?! Почему при Рабине Израиль массово выходил на улицы в знак протеста против решений правительства, а ныне?...
Не помню, не помню. Если не считать митинг против Аннаполиса, организованный Советом поселений.
Народ попросту устал от предательств. Он ждет чьей-то посторонней помощи сверху. Только и слышишь: «Придет Машиах, все встанет на свои места». Как это похоже на некрасовскую бабушку Ненилу: «Вот приедет барин…» Да, с Б-жьей помощью, приедет и рассудит, только вот беда, не пришлось бы до этого стенать от боли, а после краснеть от стыда за собственную индифферентность. Ибо чем мы оправдаемся перед Тем, Кому все открыто?!
Что же тогда? Я уже цитировал вначале песню из рязановского киношедевра, остается добавить: «Играйте на рисковой карте, не бойтесь жизнь переменить!» Да-да! Уж коли страна одной ногой в пропасти, кому же, черт возьми, спасать, как не нам с вами?! Отбросив «левых» и «правых», самим встать грудью перед кадимовскими, аводинскими, ликудовскими и прочими бульдозерами! Уж мы-то, надеюсь, не возьмем пример с верхушки, какими были на старте, такими и достигнем финиша. Иначе нельзя, уж извините. Усталость в данном случае смерти подобна.