Итак, выбор сделан. Первый итог – состав Кнессета – известен. С достаточной точностью. Чего не скажешь о правительстве. Это, словно алгебраическое уравнение высокой степени. Коэффициенты у степеней неизвестного ясны, а вот, корни уравнения? И много их, соответственно степени, и не все могут оказаться действительными, а часть – комплексными, где, кстати сказать, мнимая часть может довлеть над действительной… Такая вот, алгебра, господа!
Но оставим ее пока что в стороне и вернемся к простой электоральной арифметике. А она показывает несколько отрадных, на мой взгляд, моментов, которые, грех, было бы, растерять.
Момент первый. Избирательная активность. Если брать относительно, то она выросла, по сравнению с предыдущими выборами, примерно на 10%. О чем это говорит? А о том, что шок шароновского погрома, безусловно, давивший на избирателей 2006 г., проходит. Это говорит о недовольстве в обществе и желании перемен, ибо в среде довольных на выборы не рвутся, особенно, в очень плохую или очень хорошую погоду, предпочитая им тепло домашнего очага или дымок пикника. Во всяком случае, именно на этот раз явка избирателей была самой высокой в нынешнем (столетии, тысячелетии – выбирайте на свой вкус!). А уж, в мою бытность гражданином Израиля и избирателем – точно!
Момент второй, с моей точки зрения, очень важный. Весьма условная, но принятая у нас для оценки доля депутатов Кнессета из так называемого «правого» лагеря. Представительство «правых» увеличилось в Кнессете на 10 депутатов, а процентная доля их выросла с 45.8 до 54.2%, переведя из относительного меньшинства в большинство. Таковой оказалась наша избирательская воля. Битиё кадимовской власти по своим, многократно усиленное безнаказанным арабским террором, определило сознание электората.
Оговорюсь сразу. Как вы уже сами догадались по моим кавычкам и обороту «так называемого…», оценка сделана формально, согласно принятым в Израиле ярлыкам, надолго прилипающим к партиям, независимо от проводимой ими текущей политики.
Но, все равно, приятно в не прошедшей еще эманации электоральной эйфории!
И, момент третий – связанный со вторым. Электоральное поражение «левых» и примыкавших к ним более двух десятков заведомо непроходимых списков откровенных балабонов и политиканов, сверхзадачей которых было сожрать как можно больше голосов, снизив, тем самым эффективность выборов. В этой компании персонально отмечу не прошедший электоральный барьер список г-на Алекса Тенцера, неутомимого борца за права человека и «русского» репатрианта, собравший чуть более семи сотен голосов (своеобразный рекорд!) и список «Лидер» путинских израильтян. И, разумеется, обрушение МЕРЕЦа и Аводы, потерявших представительство на 30-40%. И это - при том, что на левые партии традиционно, по зову сердца и кармана работала вся «большая» пресса. И это - при том, что МЕРЕЦ перед выборами как бы «обновился» и размахивал именами местных суперпрогрессивных гениев, израильских шолоховых, не снизошедших, однако, до грязной работы на политической ниве.
В общем, получилось почти по предвыборному лозунгу МЕРЕЦа: «Больше МЕРЕЦ, меньше Биби и Либермана!». Разве что, с точностью, до наоборот!
Короче, спасибо электорату! Неплохо, сдается мне, мы на сей раз сработали.
А вот, дальше – тупик. И он вызван дурью нашей системы власти. У нас никак не выходит, чтобы управленческие усилия сбалансировались и работали слаженно. По крайней мере, в течение межвыборной каденции. Причина – в отсутствии разделения между законодательной и исполнительной властями, при полной автономности и, по сути, неподзаконности, власти судебной. Об этом много пишут, но сдвигов особых нет. Несбалансированная власть часто теряет равновесие и падает. За мою бытность все выборы были досрочными. И дерганья с экспериментами не спасают. То ввели отдельные выборы премьера, то назад вывели. Замучился когда-то премьер Шарон с Кнессетом, выбранным ранее его, и снес он, бульдозерной атакой закон, просуществовавший до того лет семь. Знал, что его Ликуд в тот момент доминировал, и новые выборы продолжению Шароновой власти не угрожают.
Но зато, на этот раз получена то ли ничья, то ли, вообще пат.
28 мандатов у Кадимы, 27 - у Ликуда. Но Кадима, при примитивном раскладе на «левых-правых» может наскрести коалицию, едва-едва, мандатов на полсотни, а Ликуд – все 65. Потому обе партии объявили себя победителями, обе зовут к себе в правительство и продолжают, пока что, делить шкуру неубитого медведя. Потому, что решать, кому поручить формирование правительства, будет президент Перес, выходец из левой Аводы и левоцентристкой Кадимы, поближе к концу начинающейся недели.
И, угадайте с трех раз, кому он, скорее всего, поручит формирование правительства: Ципоре Эйтановне или Бениамину Бенционовичу?
А пока что, в политическом змеюшнике расползаются всевозможные модели коалиций, вплоть до откровенно фантастических. Но будет то, что будет. Недаром Бениамин Бенционович еще задолго до выборов начал кампанию по деэкстремизации Ликуда и центровке будущей коалиции. Все – ради желания потрафить вкусам прогрессивного человечества – вдруг полюбят? Это уже обошлось Ликуду в несколько мандатов, однако любовь так и не пришла. Правда, кое-какие права за Ликудом признали. Например, на гражданский и не вполне кашерный брак с Кадимой, отдающий инцестом. И из Обамистана сигналы подают, и из Европистана. Наш большой хавер Солана вчера об этом заявил, можно сказать, официально.
Молодоженам остается лишь поселиться в доме израилевом, принадлежащем Авигдору Львовичу, кстати, тоже выходцу из Ликуда и залезать в спальню по ротации…
Не знаю, как кого, но меня такой исход пугает. За что боролись на выборах?
И, по мне, так в оставшиеся дни, Бениамину Бенционовичу пора бы перестать юлить и заигрывать с кем попало, а договариваться с естественными партнерами, в первую очередь, с Ихуд Леуми и Авигдором Львовичем, который уходя от нас в кратковременный отпуск, оставил обрученным в евро-обамовском серале ультиматум из пяти пунктов:
- добиваемся прекращения террора, ликвидируем в Газе ХАМАС!
- никаких переговоров с террористами! (Интересно, кого он имеет в виду? «Умеренный» ФАТХ, скажем?)
- принимаем закон «Нет гражданства без лояльности!»
- изменяем избирательную систему! (В который раз и насколько эффективно?)
- создадим спецкабинет правительства по приему олим из Европы и США (достали их, видать, кризис и Обама с Саркози! Впрочем, совершенно секретному бывшему министру стратегического планирования из правительства Ольмерта, виднее).
Хотя, лично я не против ни одного из пунктов. Хотя и не забываю о стратегической либермановской идее «обмена территориями и населением», весьма напоминающую преступную «женевскую инициативу» левых экстремистов. И боюсь только, что ультиматум этот только подтолкнет к инцестной свадьбе Ликуда с Кадимой. И какой тогда монстр от нее уродится?
Но от нас, избирателей, дальнейшее развитие событий уже не зависит. Мы свое дело сделали. Мы можем уходить. В межвыборную спячку… Демократия-с, однако!
До
скорых очередных внеочередных!
(*)
Молния на иврите –
«барак». Такова фамилия
одного из главных наглецов
предвыборной гонки,
до последней минуты
утверждавшего, что
именно ему будет поручено
формирование правительства.
Впрочем, при нынешнем
президенте, все может
случиться
Иерусалим 14.02.09.