Осмотревшись, "олим ми-руссия" заняли собственную позицию в самом главном
вопросе, в котором любое уважающее себя общество обязано занимать - в вопросе
о том, каким именно общество хочет видеть свое молодое поколение.
То, что систему образования еврейского государства "олим ми-руссия"
представляли совсем иной, стало очевидным сразу же, как только признаки
ее разрушительного влияния обнаружили у собственных детей и внуков мамы-папы-бабушки-дедушки,
которые, собственно, и есть народ.
(отрывок из эссе)
Прореагировал народ соотвествующим образом - "олим ми-руссия" начали
организовывать собственные школы, на собственные деньги, собственными силами.
На глазах у изумленных израильтян "русские" дети, отзанимавшись утром
в израильской школе, шли после обеда в свои "русские" физико-математические
школы, чтобы воссоздать все то, что за железными занавесом стало основой...
еврейской культуры.
Все это произошло стихийно, по зову сердца, по тому, что подсказал
коллективный инстинкт. И когда движение разрослось и охватило всю страну,
даже израильское общество, которое жаждало видеть "олим ми-руссия" бедными,
слабыми, несчастными и обездоленными, а себя благородными спасителями,
не могло не заметить это странное явление.
"Моих детей утром в школу не загнать, а тут дети сами бегут в школу
после школы" - недоумевали уроженцы страны, включая членов самого кнессета.
На встрече с организоторами всеизраильской сети "русских" физико-математических
школ генеральный директор министерства абсорбции только и могла изумленно
воскликнуть: "Как же вы все нашли друг друга?"
А вот нашли! И этот факт однозначно свидетельствовал о том, что за
70 лет заточения за железным занавесом выковалось особое еврейство, которого
все остальные евреи, там не побывавшие, и вообразить себе не могли.
2
Сами того не ведая, все, кто приняли участие в движении "русских школ",
попали в самую болевую точку еврейского Возрождения - борьбу за школы.
· Традиционное еврейское образование ставило перед собой совершенно
очевидную цель - подготовить молодое поколение к жизни внутри автономной
еврейской общины. Невозможно представить себе жизнь этой общины, с ее синагогами
и судами, общенациональными праздниками и личными бар-мицвами и свадьбами
без всеобщей грамотности по крайней мере всех мужчин. Это была жизнь, основанная
на текстах, и нужно было прежде всего научить молодежь эти тексты читать
и понимать.
Изменения, происшедшие в Европе в Новое время, нанесли сокрушительный
удар по этой, казалось бы, незыблемой традиции. Во-первых, открылся неограниченный
доступ к знаниям об окружающем мире, из-за чего вся жизнь в Европе, а затем
и на всей планете начала стремительно меняться. Во-вторых, сами европейцы
пригласили евреев принять участие в освоении этих знаний и их приумножении.
И евреи откликнулись. В начале осторожно, уверяя и себя, и других,
что "европейские" знания можно успешно сочетать с еврейскими традиционными.
Евреи-"маскилим" (просвещенные, образованные), которые придерживались такого
мнения, заложили основы движения "hаскала" ("Просвещение" от ивритского
слова "сехель" - "разум, интеллект").
Казалось бы, ну что плохого в том, что евреи к традиционному Талмуду
добавят еще и знание законов Ньютона? Но ортодоксальные раввины заняли
непримиримую позицию по отношению к тем, кто собирался нарушить статус-кво.
И не потому что знания о мире могут повредить евреям, а потому, что эти
знания неизбежно выведут евреев за ограду традиционной общины и традиционных
интересов, в результате чего вся традиционная общинная жизнь окажется разрушенной.
Как же правы они оказались! В течении жизни двух поколений традиционная
еврейская община развалилась, как карточный домик. Но "маскилим" этим не
удовлетворились. Они взяли на себя ту роль, которую на протяжении веков
играли раввины - роль воспитателей, объединяющих своей деятельностью рассеянный
народ.
· Если в прежние времена связь между общинами осуществляли раввины,
то теперь этим делом занялись "маскилим".
Каким образом? При помощи школ.
В середине XIX века эмансипированнные евреи Франции создали общество
"Альянс", которое через организованные обществом школы смогло приобщить
к европейскому образованию евреев Марокко, Алжира, Туниса, Ирака, Египта
и Ирана. К началу Первой мировой войны в школах "Альянса" занималось более
40 000 детей.
Естественно, что своим вниманием европейские евреи не обошли и родину
предков - Эрец-Исраэль, тем более, что во второй половине XIX века еврейское
население там стало увеличиваться.
Однако здесь была своя специфика. На протяжении веков сложилась традиция
оказания помощи тем евреям, которые, несмотря на тяжелейшие условия существования,
продолжали жить на земле предков. Эту помощь называли "халука", потому
что ее делили между членами общины.
Но если для евреев-сефардов эта помощь не отменяла необходимость трудиться,
чтобы прокормить свои семьи, то у евреев-ашкеназов идея "халуки" выродилась
в убеждение, что ничем иным, кроме изучения Торы евреи вообще не должны
заниматься на Святой земле. Тот, кто отвлекался, чтобы заняться еще каким-либо
видом деятельности, лишался своей доли. Естественно, что такая трактовка
"халуки" порождала нищету и не слишком способствовала общественной морали.
Это обстоятельство привело к появлению евреев, постепенно осознавших
новую реальность, с которой они столкнулись на земле предков: здесь нет
тех неевреев, которые, как это было в странах рассеяния, решали основополагающие
проблемы бытия - сеяли, жали, мостили дороги, строили города... В новых
обстоятельствах евреям необходимо научиться все делать самим. Впрочем,
всего лишь научиться заново делать то, с чем наши предки прекрасно справлялись
2000 лет назад.
Как научиться? Ну естественно, при помощи школ.
И школы появились. Их организовывали и Моше Монтефьере, и австрийское
семейство Леммель, и семейство Ротшильдов как английская ветвь, так и французская.
И, разумеется, все та же организация французских евреев "Альянс". Все они
всего лишь хотели дать евреям базисные знания, необходимые человеку в современном
мире, а также обучить евреев ремеслу и земледелию.
Стремились привлечь к учебе и девочек, и даже приз учредили для той
героини, которая прозанимается аж целых три года и продержится, не выйдет
замуж до 15 лет.
Увы! Такие жесткие требования не многие выдерживали.
Как же прореагировала на это невиданное надругательство над традицией
наша ортодоксия? Негодование было так велико, что каждый, кто решался на
такое святотатство как изучение реальных предметов, подвергался херему.
(Для непосвященных: "херем" - это тотальный байкот человека и всей его
семьи; в патриархальном обществе, в котором все со всеми связаны, это означает
смерть заживо.)
Однако, народ уже было не остановить. Процесс, как говорится, пошел
и вскоре проблемы профессиональной подготовки ремесленников и земледельцев
оказались пройтенным этапом. Зато возникли новые проблемы: школы, которые
призваны были укрепить молодые поселения Эрец-Исраэль, подтачивали их основы.
Учителя-европейцы были настолько очарованы своим новым статусом французских
граждан Моисеевой веры, что невольно передавали своим ученикам восхищение
Францией и пренебрежение землей предков. И тогда новые деятели еврейского
Просвещения-Хаскалы поставили новую задачу - привить поселенцам чувство
патриотизма.
Каким образом? При помощи школы.
Было решено изучать историю родного края по ТАНАХу (Священному Писанию).
А это посягало уже на те тексты, на которые у ортодоксии по умолчанию было
естественное и единоличное право. Ортодоксия решала, как изучать эти тексты,
как их понимать, как применять. Использование Священного Писания в учебных
целях было истолковано как вторжение на чужую территорию.
И тем не менее оно состоялось и до сих пор методика преподавания ТАНАХа
в израильских школах не имеет ничего общего с традиционной, по которой
евреи изучали его поколениями.
В 1913 году проблема школы уже породила настоящую войну между "маскилим",
которая так и вошла в историю под именем "война языков".
Общество "Эзра", организованное немецкими евреями, создало Техникум
(впоследствии знаменитый Технион) - высшую школу для изучения точных и
естественных наук. Языком преподавания они решили сделать немецкий язык,
так как в иврите не было необходимой терминологии.
Это решения вызвало настоящее восстание поселенцев. Иврит для них был
больше, чем язык. Он стал символом возрождения нации и объединения рассеянного
народа. Посягательство на иврит, независимо от кажущейся разумности аргументов,
они воспринимали как посягательство на самосознание народа и соотвественно
прореагировали: учителя демонстративно уволились, родители перевели своих
детей в другие школы, туда, где преподавание шло на иврите.
И дирекция дрогнула: иврит утвердился как язык преподавания и в высшей
школе тоже.
Корень всех наших бед
1
Достаточно беглого взгляда на изложенную выше историю борьбы за школу,
чтобы можно было сделать два вывода.
Вывод первый. Современное образование не является естественным
развитием нашей собственной еврейской национальной традиции. Оно привнесено
в наш народ извне евреями, лишь приобщившимися к европейскому Просвещению
и отторгнувшими нашу традицию в силу того, что она оказалась с идеалами
европейского Просвещения несовместимой.
Что же касается самого европейского Просвещения, то его идеалы как
раз являются результатом духовного развития, только чужой для нас традиции
и чужой для нас веры.
По этой причине эти идеалы и оказалось чуждыми нашим собственным традиционным
учителям, объявившим современному образованию ожесточенную войну, которую
они с треском проиграли.
Вывод второй. Израильская школа с момента своего зарождения
использовалась как средство для решения конкретных идеологических задач,
возникавших перед поселенцами. И этим она принципиально отличается от национальных
школ европейских народов, чьи педагогические традиции аккумулировали в
себе духовный опыт каждого конкретного народа по мере его постепенного
органичного развития.
2
Эти выводы дают возможность понять, что собой представляет израильская
система образования, против которой восстали "олим ми-руссия".
На первый взгляд - по изучаемым предметам, по профессионально подготовленным
учителям, по учебным пособиям - создается впечатление, что в Израиле создана
система современного образования, принципиально отличная от традиционных
хедеров и ешив.
Но это большое заблуждение, потому что современное образование отличается
от традиционного вовсе не одной лишь только сменой изучаемых дисциплин.
Современное образование отличается от традиционного изменением взаимоотношений
между человеком и окружающим его миром и как следствие этого изменением
взаимоотношений между людьми.
· Целью традиционного образования является передача наследия предков
потомкам. Поэтому знанием признается лишь то, что соотвествует традиции,
заложенной предками.
Социальные последствия такого понимания знаний совершенно очевидны.
Во-первых, такое понимание знаний порождает социальную иерархию
и неравенство между людьми.
Авторитет старейшин, мудрецов и наставников воспринимается народом
совершенно естественно, так как человек с возрастом накапливает не только
знания, но и необходимый жизненный опыт, которого лишена молодежь.
Однако сами старейшины, мудрецы и наставники являются отцами не только
всего народа, но и собственных кровных отпрысков, которым они и передают
традиционные знания и жизненный опыт. Возникает культ "уважаемых семей",
практически наследственная власть, и сын мудреца почему-то тоже оказывается
мудрецом.
Во-вторых, такое понимание знаний препятствует объединению людей.
Из-за того, что традиционные знания являются лишь трактовкой реального
мира - а трактовки эти у всех разные - люди объединяются вокруг тех, кого
признают своими духовными авторитетами. Их почитают как отцов семейства
и соотвественно подчиняются им.
Разные трактовки реального мира, передающиеся по традиции из поколения
в поколение, делают несовместимым опыт людей, принадлежащих к разным народам.
А если внутри одного народа появляются авторитеты, каждый из которых уверен
в том, что именно он является носителем истинной традиции предков, то единство
людей разрушается уже внутри народа.
· Цель современного образования принципиально иная - передача знаний
об объективно существующем мире. Знанием признается лишь то, что не противоречит
фактам и опыту. И если появляются новый опыт и новые факты, опревергающие
традиционные взгляды на мир, то пересматривают традицию.
Естественно, что и такое отношение к знаниям неизбежно вызывает соотвествующие
социальные последствия.
Во-первых, разрушается привычная традиционная иерархия, так
как перед объективной реальностью все люди равны.
Старейшины и мудрецы теряют свою власть авторитетов. Теоретически любой
начинающий студент может опровергнуть теорию маститого профессора и лауреата
многих премий, если докажет, что теория этого научного авторитета неверна.
И авторитету ничего не поможет - ни требования уважать профессорские седины,
ни ссылка на регалии и должности, ни аппеляция ко многим поколениям предшественников,
разделявших его точку зрения. И "уважаемая семья" не может гарантировать
своему потомству, что ему по праву наследования положен высокий статус
в научном мире.
Во-вторых, такое отношение к знаниям является основой единения
людей, но лишь в том случае, когда люди стремятся к знаниям ради самих
знаний.
Тяга к знаниям об объективно существующем мире всегда объединяла и
продолжает объединять людей, независимо от их национальной и конфессиональной
принадлежности. Происходит это просто потому, что этот мир является общим
для всех и потребность понимать его является универсальной.
Но если в прежние времена обретение этих знаний было лишь уделом одиночек,
но в наше время оно становится всеобщей и насущной потребностью, не в последнюю
очередь из-за той угрозы человеческому существованию, которую люди сами
навели на себя, используя добытые ими знания о мире.
Необходимость решать универсальные проблемы общего мира объединяет
людей, независимо от того, стремятся они к этому, или нет.
3
Как невозможно не заметить, что резкая смена традиционного понимания
знаний на современное произошла только в Европе, так невозможно и не отметить,
что произошла она в результате революционного переосмысления фундаментальных
вопросов бытия - что есть мир и человек в этом мире.
А события такого масштаба происходят только лишь в той сфере, где формируется
сакральное понимание Б-га и представление о Его Воле. Именно такое событие
и произошло в Европе во времена Мартина Лютера - с его протеста против
посредников между Б-гом и человеком, обладавших неоспоримым правом решать,
что есть истина и что именно человеку нужно знать, началась эпоха Реформации.
· У нас, евреев, это событие, потрясшее весь христианский мир, вызвало
не меньшее потрясение. Хоть и не сразу, но оно привело к смене элит.
Наша традиционная элита сформировалась на Востоке, в лоне мусульманской
культуры и достигла пика своего величия в Испании ("Испания" на иврите
"Сфарад", отсюда и "сфарадим" или "сефарды", как мы их называем по-русски
- общее название всех восточных евреев). Именно там возникли самые крупные
центры еврейской традиционной учености и практически все выдающиеся и общепризнанные
авторитеты - рабби Альфаси, Рамбам, рабби Иосеф Каро - были евреями-сефардами.
Это вовсе не означает что выдающихся, признанных всей диаспорой знатоков
традиции не было в Европе. Они были, но элитой еврейского мира европейские
евреи-ашкеназы (от "Ашкеназ" - "Германия" на иврите) стали не благодаря
своему вкладу в традиционные знания, а исключительно благодаря тому, что
сидя в Европе смогли приобщиться к европейскому Просвещению.
Поэтому все достижения евреев за последние века - в науке, технологии,
литературе, искусстве, спорте и т.д. приходятся на долю европейских евреев-ашкеназов,
которые научились всему этому у европейцев-неевреев.
И государство создали европейские евреи тоже благодаря тому, что скопировали
его у европейцев. Естественно, что именно они были создателями израильской
системы образования, так как обучились современным знаниям в Европе.
Однако бесплатных завтраков, как водится, не бывает. За то, что современные
знания не вызрели в недрах еврейского опыта, еврейскому народу пришлось
заплатить высокую цену пороками, органично присущими системе образования
нашего собственного еврейского государства.
4
Первый порок - сложившееся в еврейском государстве извращенное
представление о педагогике, что самым пагубным образом определяет характер
всего общества.
Причиной этому является легкость, с которой нам, евреям, достались
плоды европейского Просвещения, вовсе не так легко доставшиеся самими европейцам.
На протяжении веков эти плоды созревали на древе, корнями которого
был христианский монастырь, определивший индивидуалистический характер
европейского отношения к знаниям. Век за веком шло накопление знаний и
совершенствовалась методика их передачи. И все это происходило в полном
соотвествии с развитием религиозных идей и постоянно изменяющимся жизненным
стандартом, к которому система образования приучала каждое новое поколение.
В этом долгом процессе созревала традиция, сам дух которой освящал
плоды Просвещения и порождал мотивацию учиться и учить.
· Получив в Европе доступ к современному образованию, евреи впитывали
не только знания, но и дух европейского Просвещения. И то, и другое они
перенесли в собственное государство. А стремление установить в своем новом
государстве европейский стандарт жизни (а это не только быт, который определяется
уровнем развития технологии, но также и духовные потребности, атмосфера
в семье, виды досуга и проч.) порождало и в этом случае мотивацию учиться
и учить.
Пока в израильской системе образования трудились именно эти евреи,
в ком современные знания естественно сочетались с духом европейского Просвещения,
проблема "даровых плодов" себя не обнаруживала.
Но как только им на смену пришло новое поколение учителей, получивших
от предыдущего поколения знания, но не дух европейского Просвещения, который
впитывается из самой среды, проблема "даровых плодов" обнаружила себя тотчас
же, причем как проблема, от решения которой зависит судьба общества и государства.
Фантастический успех в возрождении еврейского государства, высочайшее
развитие передовых областей науки и технологии, уникальная концентрация
талантливых и подготовленных к современной цивилизации людей - все, что
стало возможным исключительно благодаря опыту, который евреи диаспоры принесли
в собственное государство из нееврейской среды, было воспринято всем народом
и уроженцами страны как естественное проявление врожденной еврейской гениальности.
Однако достаточно задать себе вопрос - почему же большинство выдающихся
евреев, увековечивших свое имя в тех областях знаний, без которых современное
государство создать невозможно, родилось на земле Германии, Венгрии, России,
а не Марокко или Туниса, чтобы сразу же стало понятно: кроме еврейской
гениальности нужна еще и традиция, среда. А соотвествующие традиции и соотвествующую
среду создавали европейцы-неевреи.
Увы! Сами евреи оказались не в состоянии ее создать. В противном случае
еврейская гениальность проявляла бы себя везде и в равной степени.
Можем ли мы отсюда сделать вывод, что евреи Востока оказались пригодными
только для наших традиционных знаний, которым старшее поколение всегда
обучало младшее в любом самом отдаленном уголке диаспоры? Может у них есть
какие-то особые качества, не позволяющие им овладевать знаниями современными?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не только вспомнить, сколько евреев-выходцев
из стран Северной Африки проявили свои таланты в странах Запада, но и просто
всмотреться в старые фотографии учеников марокканского отделения гимназии
"Альянс", живущих нынче в Израиле: ясные глаза, выражение лица мыслящих
людей, весь облик, излучающий внутреннюю собранность.
Вот такими мы и представляли себе евреев еврейского государства!
Однако в реальности еврейского государства все это испарилось, не оставив
и следа на их потомках. И по потомкам живущих в Израиле немецких евреев
никак нельзя догадаться, что их деды и прадеды принадлежали к самому элитарному
в прошлом еврейству Германии.
· Даровые плоды не пошли на пользу. Более того, они принесли только
вред. Легкость, с которой они достались евреям, породила у деятелей израильской
системы образования иллюзии, будто педагогика это вообще дело простое и
легкое.
Самомнение и произвол этих деятелей не знает границ.
Любая отсебятина воспринимается ими как акт творчества;
хаотичный набор сведений как научная дисциплина;
втиснутые в учебную программу предметы, которые относятся к категории
хобби, как полноценная замена тех предметов, которые являются основой подготовки
молодого поколения к реалям современного мира.
Увлеченность наукой эти деятели путают с облегченностью, радость творческого
напряжения - с развлечением. Не на счастье общения в гениями настраивают
они молодежь, не на приобщение к великим достижениям человечества, а на
получение удовольствия от потребления результатов этих достижений; не на
приумножение знаний, а только лишь на на их использование для укрепления
своих позиций в обществе.
Такая цель определяет содержание учебного процесса - он вовсе не направлен
на усвоение учебного материала, а исключительно на подготовку к постоянным
аттестациям. Поэтому и внимание учеников сосредоточено не на овладении
самими знаниями, а на выучивании того единственно правильного ответа, за
который можно получить наибольшее количество очков в соотвествии со сложной
системой, специально для аттестаций разработанной.
И это народ Книги, который провозгласил, что Учение необходимо человеку
ради самого Учения!
В традиционной системе еврейского образования по крайней мере в качестве
идеала такое отношение к традиционным знаниям сохраняется. И оно совершенно
отсутствует в израильской системе образования, которая утратила традиционные
ценности, обнаружив при этом, насколько ей чужды и ценности европейского
Просвещения.