В эти напряженные дни, когда чуть ли не ежедневно по всему миру разносятся Ахмади-Неджадовы пророчества о скорой гибели "сионистского образования", наше внимание естественно сосредоточено на стратегической угрозе, исходящей из Тегерана.
Однако Вторая Ливанская война обязывает нас обратить внимание на другую стратегическую угрозу, исходящую от нас самих. Этой стратегической угрозой является состояние нашего общества.
Мы давно уже привыкли к израильской расхлябанности, но были убеждены, что в армии все иначе. Война открыла нам глаза на расхлябанность, царящую в армии. Для нас давно не является секретом, что руководящие должности достаются не тому, кто этого заслуживает, а тому, у кого хорошие связи. Но война показала нам, что кумовщина дошла уже и до армейского руководства. Нас давно удручает интеллектуальный уровень израильской элиты. Война показала нам во всей красе политическое руководство, выпестованное этой элитой. Жалкая беспомощность этого руководства превратила всех нас в посмешище и вынудила даже союзников Израиля пересмотреть взаимоотношения с нашим государством.
И никто не может сказать, что это произошло из-за Ахмади-Неджада.
Катастрофическое состояние нашего общества, которое война всего лишь проявила, обязывает задать вопрос - закономерно ли это состояние?
2
Вспомним середину 90-х годов, когда Большая Алия своим коллективным чутьем фактически указала на причину того положения, которое теперь очевидно уже для всех. Простые граждане - папы и мамы, бабушки и дедушки, да и сами дети - сорганизовались и создали сеть "русских школ", потому что поняли то, чего до сих пор так и не поняли те, кто находится у руля государства, включая и наших "русских" политиков - все мы родом из детства.
Никто не рождается ни солдатом, ни генералом, ни инженером, ни премьер-министром. Их выращивает общество и начинается этот процесс с раннего возраста. Приучите человека с детских лет к расхлябанности и вы получите расхлябанного солдата и его командира. Лишите человека с детства качественного образования и вы получите неадекватного премьер-министра, глупого министра обороны и ограниченного министра иностранных дел.
Общество формирует его система образования и наш народ, как никакой другой это доказал. Даже без государства, как выяснилось, можно прожить, если образование детей сделать основой культуры.
Проблема в том, что наши традиционные учебные изаведения - хедеры и ешивы - по понятным причинам не ставили перед собой цель выращивать специалистов, необходимых государству. У нас своего государства не было.
Этому обстоятельству мы значения не придавали, так как не без основания полагались на наши хваленые еврейские способности. Однако мы не обратили внимания на один основополагающий факт: наши способности раскрывались лишь там, где была создана соотвествующая культурная среда.
Увы, не наша собственная.
Всему, что нам необходимо было для воссоздания государства, мы учились у европейцев, воспользовавшись их педагогическими традициями. Наша же собственная культурная среда таких традиций не создавала и это видно по тем евреям, которые от рождения вовсе не лишены хваленых еврейских способностей, однако влачат жалкое существование только лишь потому, что им не посчастливилось родиться в среде, где эти способности культивируются.
3
Поэтому неудивительно отсутствие культурных корней у израильской педагоги. Удивительно то, что наш народ до сих пор не понял: без культурных корней педагогика не может развиваться, а деятели системы образования не имеют возможности выполнять возложенную на них функцию - растить граждан развитого современного государства.
То, что отцы-основатели нашего государства, родившиеся и воспитанные в Европе в традициях европейской педагоги, смогли скопировать у европейцев их систему образования, вовсе не означает, что их дети и внуки, родившиеся в Израиле и по наследству получившие командные посты в израильской педагогике, понимают, что собой представляют европейские традиции, и могут продолжать начатое отцами-основателями дело.
Опыт, накопленный нашим государством, уже позволяет сделать совершенно определенный вывод относительно последствий этого положения: если первые поколения еще были способны копировать чужой опыт и использовать его готовые результаты, то в третьем поколении наследственных руководителей вырождается даже эта способность - копировать и пользоваться готовым.
Самое прискорбное то, что израильское общество не отдает себе отчет в существовании этой проблемы, хотя именно она создала стратегическую угрозу нашему существованию.
Об этой проблеме свидетельствует лишь закономерный результат деятельности израильской системы образования - вместо того, чтобы развиваться, общество и, соотвественно, государство деградируют. И это происходит несмотря на то, что еврейское государство постоянно подпитывается евреями диаспоры, которые привозят в Израиль готовые результаты своей образованности.
4
В этом состоит абсурд положения, в котором оказалась Большая Алия.
В то время, как израильское общество с вожделением пожирало готовые плоды, которые Алия привезла в Израиль благодаря системе образования страны исхода, дети Алии оказались в израильской системе обреченными на насильственную люмпенизацию. И старшему поколению, которое выбивалось из сил, чтобы поставить на ноги семью в тяжелых условиях, созданных все тем же израильским обществом, оставалось только лишь наблюдать за тем, как дети Алии постепенно отстают в развитии, теряют навыки трудолюбия и мотивацию учиться.
Не нужно полагать, что судьба детей Большой Алии, по поводу которой теперь уже забили тревогу, не была предрешена. Она была предрешена, потому что система израильского образования строится на определенной идеологии.
Достаточно принять как норму облегченное обучение в младших классах, и мы неизбежно получим общественное расслоение, характерное для стран Третьего мира. Причина очевидна - скачок в старших классах могут выдержать только дети элиты - они воспитываются в той культурной атмосфере, которая элита установила в обществе в качестве "общеизраильской", получают по наследству систему культурных кодов, навязанную элитой обществу, у их родителей есть деньги на репетиторов и т.д. Все остальные, и прежде всего дети олим, из системы выпадают и остаются внизу.
Достаточно разрушить язык общения семьи, не обучив при этом языку новой среды, и дети-олим оказываются в вакууме, лишенные права на личное развитие. Обращают на них внимание лишь тогда, когда они начинают обществу мешать - сбегают из дому, приобщаются к наркотикам, начинают хулиганить и воровать.
А где все были раньше? Или может они не понимали, к чему ведет варварское отношение к детям, ставшее в еврейском государстве нормой?
5
У нас принято в качестве контр-примера указывать на тех, кто пройдя через все трудности, "выбиваются в люди". Но ведь личных достижений человеку недостаточно. Человек хочет жить в культурной и благополучной среде. А среду как раз и обеспечивает общий уровень населения и там, где он нижайший, те, кто "выбились в люди", складывают чемоданы и ищут более достойную среду.
О том, что в нашем государстве дело обстоит именно так, говорят данные. В последнее время они сыплются со всех сторон, и нет тех, что внушали бы оптимизм.
Так из исследования, проведенном д-ром Амноном Френкелем из Хайфского Техниона, следует, что израильская промышленность и хай-тек живут достижениями 20-летней давности. Количество студентов, избравших для изучения технические специальности выросло за 25 лет на 160%, в то время как в промышленно развитых странах на 700-900%. Надежда возлагается на новых олим и ... гастарбайтеров, причем именно для работы в хай-теке, так как израильтяне учиться не хотят.
И это после Большой Алии, которая подарила огромное количество готовых специалистов именно в этих областях!
Стремительно падает рейтинг израильских университетов, что не удивительно, если учесть, что Израиль покинуло количество ученых, равное академическому составу всех израильских вузов, а 50% обладателей ученых степеней, отправившись на учебу или работу заграницу, в Израиль не возвращаются.
Разумеется, будет создана очередная комисия, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать соотвествующие выводы. Однако не нужно быть наивными и надеяться, что от этой комиссии будет хоть какой-то прок. Ведь в этой комиссии окажутся именно те люди, которые обрекли израильскую систему образования на деградацию, а общество на "утечку мозгов". Естественно, что эти люди ничего не будут исправлять. И не только потому, что у них нет резону, но и потому, что они считают созданный ими беспредел нормой.
Сказанное в полной мере относится и к "русским" политикам, которые за все эти годы палец о палец не ударили, чтобы спасти детей Большой Алии, многие из которых вынуждены оставлять родителей в Израиле и возвращаться в страну исхода, чтобы в Израиле не пропасть, а выучиться на "нормального человека".
6
Поэтому остается один-единственный выход - гражданская инициатива. Большая Алия, которую когда-то называли в Израиле "благословением", обязана начать наступление на всю систему израильского образования, идеологи которой создали стратегическую угрозу пострашней иранской, так как несут прямую ответственность за катастрофическое состояние нашего общества и государства.
Широкая общественная дискуссия по поводу всего, что происходит в израильской системе образования - ее идеология, методика, учебники и программы, по которым обучают детей нашего государства, и проч. - это то, что, сегодня обществу необходимо, но сделать может только Большая Алия.
Мы обязаны проанализировать причины, по которым "русские" школы были подавлены израильской элитой, несмотря на то, что Большая Алия стремилась всего лишь сохранить плодотворные традиции страны исхода. Как могло это произойти в государстве, щедро субсидирующем целые образовательные системы, о которых всем известно - там растят будущее проблемное для государства население?
Пришло время понять, что бессмысленно делать вложения в государство, в котором, как в черной дыре, все вложения пропадают исключительно из-за порочности идеологии израильского общества, прежде всего выражающей себя там, где общество само себя воспроизводит - в системе образования.
Нужно категорически выступить против узаконенной в Израиле практики бессовестной и безотвественной эксплуатации достижений еврейства диаспоры, и научиться, наконец, эти достижения ценить, сохранять и развивать.
На нас, израильтянах Большой Алии, лежит прямая обязанность изменить существующее положение, если мы действительно считаем себя израильтянами и ответственными граждами своей страны.
Разумеется, нас волнуют наши дети. Но и для тех граждан нашего государства, кого израильская система образования вышвырнула на обочину жизни, в нашей гражданской позиции единственный шанс вернуть себе человеческое достоинство и выбиться из нищеты и безысходности.
Если мы этого не сделаем, то недалек тот час, когда на очередные заявления Ахмади-Неджада о том, что "сионистское образование" разваливается изнутри, нам нечего будет возразить.