Статья в последней "Бешеве" о школьных учебниках истории (основанная на докторской работе Яэль Клайн из Бар Илана) напомнила мне мое старое намерение поделиться впечатлениями от сдачи моей старшей дочерью багрута по истории в прошлом учебном году. Как -то я тогда так и не собралась написать. Но все же, поскольку не у всех, наверное, дети только что закончили йуд алеф, то может быть, им будет интересно познакомиться. Отмечаю – йуд алеф религиозной ульпаны.
Какие-то детали, конечно, можно вспомнить и по ходу учебного года. Так она готовится к очередной "матконет", я как раз распечатала себе книгу И.Лапидота, она увидела листочки: " а, вот это как раз нам надо – начало английского мандата, основание Хаганы… это нужно… а это не нужно – "здесь рыбу заворачивали" (биография Жаботинского)".
Или долгое обсуждение у них на уроке последних слов Трумпельдора – скзал он "Тов ламут…" или послал всех матом на великом русском… - Какое это имеет значение? – Ну, как какое?! Это очень важно! (С моей точки зрения важно, как человек жил и что он сделал, а в последние минуты жизни, с кишками наружу, позволительно и матом…).
Ну, это все детали. А потом пришел микуд к багруту. Для тех, кто не знает – каждый год на багрут оставляется только часть тем, часть просто не включается совсем, это называется "микуд". В этом году им повезло особенно, в связи с забастовкой учителей в начале года количество сокращений было еще значительней.
Дочь готовилась к экзамену, а я у нее время от времени служу "благодарным слушателем", которому проговариваются темы экзамена ("Три источника и три составные части"… пять отличий Третьей алии от Второй и т.д.). Она мне рассказывает, что не вошло в микуд:
-все темы, непосредственно связанные с Британским мандатом (возникновение и т.д.)
-первая и вторая Белые Книги
- из всех погромов ("праот") остался только 36 год
-развитие и становление арабского национализма, арабское восстание
- все подполья
- вся (вся!) война за Независимость, а заодно и все другие войны - Шестидневная, Судного Дня и т.д. Из всех израильских войн осталась только Мивца Кадеш.
- Так что же у вас осталось,?! - Как что, например, Катастрофа. -А, ну ладно, тогда расскажи мне про восстание в Варшавском Гетто (я, действительно, знаю про него мало и хотела узнать) - Нет, это тоже исключили. -Так что же есть? - Ну, уничтожение евреев…
Ув. Профессор Кляйн отмечает в своем исследовании, что в учебниках, изданных в Тель Авивском Университете, нигде не употребляется термин Война за Независимость, основное внимание при ее описании уделяется арабским беженцам и т.д. и т.п. Но какая разница, назови ее Война за Независимость, гражданская война, Накба и т.д., если в конечном счете она не изучается вовсе?!
Ну а если кто по наивности думает, что исключенные из багрута темы в школе все равно учат, то пусть вспомнит свои школьные годы. Упоминается кое-что, если уж совсем непонятно без этого, но в целом – нет, нет времени на необязательные темы.
Ну а результаты? К 60-летию Израиля Центр Академических исследований провел небольшой опрос среди тихонистов (не уверена, конечно, что он был репрезантативен). 75% ответивших не знали, что Хаим Вейцман был первым президентом Израиля, 60% не слышали об Альталене, 75% не знают, кто такой Авраам Штерн, 50% не могли объяснить, что такое Пальмах и т.д. Бен Гуриону повезло больше, 75% знали, что он был первым главой государства (но остальные 25%?!!)
Что можно еще сказать? И так все понятно.
В ситуации, когда мало кто из нас, может рассказать как его дедушка/прадедушка здесь коз пас и ему этим все, в общем, понятно, осознание права евреев на эту землю может быть основано только на религиозной/ исторической составляющей (а для меня "исторической" применительно к истории евреев означает одновременно и религиозной), и если этого нет, то на это легко ложатся любые "универсалистские" , "либеральные", "пост-сионистские" и какие хотите концепции. И это в лучшем случае. А в худшем – просто полное невежество и плевать мы на все хотели.
И что с этим можно делать?