В далеком 1602 году итальянец Томмазо Кампанелла написал свою утопию "Город Солнца". В ней он описал свое видение идеального общества. Он не указал пути достижения этого общества и даже не задался вопросом об устойчивости этого общества, если бы оно чудесным образом возникло как готовая данность без промежуточных стадий. Эта тонкая брошюра послужила одним из элементов одного из "трех источников" марксизма – а именно утопического социализма (к чему, кстати сказать, брошюра имела самое малое отношение и больше описывала общество религиозной, а именно католической, диктатуры с элементами концлагерного колхоза). Мы не будем разбирать эту брошюру, а напишем свою утопию (или, если хотите, проект) – модель идеальной, с нашей точки зрения, еврейской Школы. Мы не будем рассматривать пути перехода к этой Школе от имеющихся многочисленных школьных систем, имеющихся в еврейском (и не только) народе, а просто постулируем, что создание такой Школы возможно, причем этот процесс может быть быстрым, легким и естественным при наличии минимального желания и минимального количества директоров, такие школы возглавляющих, - все составные кирпичи для постройки такой Школы уже имеются и требуется только несколько иное, чем сегодня, их сложение.
Но сначала – несколько общих вводных замечаний.
1. ТОРА
Всю еврейскую историю Тора являлась и является стержнем, фундаментом, атмосферой еврейской жизни. Изучение Торы было главным делом жизни еврея. Поведение еврея, его жизнь от самого начала и до самого конца строились в соответствии с этой Книгой. Мы названы народом Книги не потому, что мы много книг читаем, много разных книг пишем, много их издаем и ежегодно в начале лета устраиваем книжные ярмарки. А лишь потому, что мы – народ, неразрывно связанный с одной – единственной Книгой. Народ Книги – это народ Торы. Собственно, главной, если не единственной задачей еврейского народа является исполнение заповедей Торы (для чего неплохо бы их изучить, чтобы знать что, как и почему выполнять). Поэтому ее глубокое изучение не должно и не может быть отменено или заменено легкими рассказами из "еврейского эпоса по мотивам древнего еврейского культурно-литературного памятника". Ежедневное и массивное изучение Торы, привитие любви к Ней и к ее непрерывному изучению, глубокое проникновение в ее бесконечную сложность и бесконечную же красоту должно быть важнейшей частью образования и воспитания каждого еврейского ребенка. Что, кстати, при правильном использовании не закрывает, а, наоборот, расширяет возможности ребенка познать этот мир во всей его полноте, повышает шанс получить хорошую специальность и в ней преуспеть, построить крепкую и теплую семью и тем самым полностью реализовать себя в осмысленной и высокодуховной жизни.
В светских школах о Торе изредка вспоминают по особым событиям (чаще – в связи с каникулами, которые совпадают с еврейскими праздниками). Там, впрочем, и Хануку с ее огромной сложной философией и борьбой идей внутри еврейства, часто – борьбой трагической, обратили в детский веселый праздник волчков и пончиков с милой "древней" традицией зажечь свечку. Там, в светской школе, и великую победу безнадежно обреченных на смерть евреев, вернувшихся к Тв-рцу, обратили в детский же пуримский карнавал по типу бразильского, только голых поменьше. Продукт этого типа воспитания называется "пленный младенец", то есть тот, кто, попав в лоно чужой культуры, так и не узнал о своем великом и бесценном наследстве и даже с младых ногтей приучен его изначально отвергать и им демонстративно пренебрегать, НЕ ЗНАЯ, ЧТО ОН ВЫБРАСЫВАЕТ. Они чисты от любого знания Торы. Пожалеем их.
Еще хуже обстоит дело в государственно-религиозных школах. Там Тора – предмет. Предмет в школьном расписании уроков. Один из многих. Не самый важный. Второго уровня важности. Там на уроках рассказывают внешний слой Торы – сюжетные рассказы о действиях праотцов и выходе евреев из Египта, заполняют типографски отпечатанные тетради с оставленными местами для вписывания отдельных слов и предложений (заполнение ховрОт), даже устраивают обязательные коллективные утренние молитвы.
Но мы, выходцы из Союза, знаем то, что не знают родившиеся здесь – часть предметов в той школе мы изучали так, ЧТОБЫ ИХ НЕ ЗНАТЬ. Само построение "изучения" при внешней правильности воспитывало пренебрежение к ним. Типичным примером является английский язык. В той стране были отличные учителя английского (лучшие в мире – они знали МЕТОДИКУ преподавания, а не только сам предмет), там были неплохие учебники, но огромная масса учеников не могла спросить по-английски даже адрес на улице. Просто та власть считала (и обоснованно) язык – оружием, возможностью прильнуть к информации и литературе, которую "по понятным причинам" не переводили на русский, понять что происходит в мире и в стране. А этого нельзя было допустить. И изучение языка было направлено (не на поверхности – в глубине, по сути) на его незнание. Только единицы им овладевали, да и то – чаще в спецшколах или внешкольных системах изучения.
Примерно так изучается Тора в государственно-религиозных школах. Тора не может быть "одним из предметов", даже среди важных. Можно привести такой пример. Есть в мире два предмета – воздух и капуста. Исчезновение капусты, конечно, обеднит этот мир, но не приведет к его гибели. А вот, исчезновение воздуха… В списке приоритетов изучения нельзя Тору приравнивать к овощу, делая рядовым предметом. Неудивительно, что по официальной статистике 30% носящих вязаную кипу, снимают ее в армии. А у скольких еще сохранивших ее на голове (из уважения к папе и к дедушке) она так слабо на ней держится, что не будет передана следующему поколению!
Известно, что человеку легче прийти к тому, чего он не знал, чем к тому, что он немного знал и отверг. Поэтому выпускникам государственно-религиозных школ, снявшим кипу, труднее вернуться к соблюдению заповедей Торы, чем светским людям, ничего изначально не знавшим о Торе и Традиции, перейти к соблюдению заповедей. Еще труднее сделать такой переход к серьезному изучению и соблюдению тем, кто заповеди соблюдает (как ему самому кажется), но на поверхностном, сверхоблегченном уровне, без изучения, без вкладывания души.
Серьезно изучают ее и открыто это декларируют только в харедимных (ультраортодоксальных) системах (мы временно не затронем ни идеологию этих систем – это обсудим дальше, ни качество изучения Торы в большинстве талмудей-тора (хейдерах), о котором тоже много чего можно сказать).
Сразу скажем (хотя и повторим это ниже), что еврейская Школа, без сомнения, подразумевает длинный учебный день с серьезным и глубоким, по возрасту, изучением Торы всю первую половину этого дня. Изучение, по значению приравненное к воздуху, а не к овощу.
2. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сегодня очень модно пространно и красиво рассуждать об индивидуальности ребенка, о том, что каждый развивается со своей скоростью, своей глубиной, в своей неповторимости. Эта бесспорно правильная мысль противопоставляется советскому школьному "инкубатору", где якобы всех стригли под одну гребенку. Не все так однозначно и с советской школой, но даже в самом утверждении (повторим – внешне бесспорно правильном) не хватает его важнейшей части. Конечно, ребенок развивается индивидуально. Но для развития этого (каждого!) ребенка его нужно РАЗВИВАТЬ, непрерывно с ним заниматься, создавать все время небольшой подпор, некоторое давление информации, ставить перед ним учебные и жизненные задачи чуть более высокого уровня, чем тот, на котором сегодня находится ребенок (и, конечно, не забывать об отработке выученного, его повторении и закреплении). Этой части в израильском воспитании практически нет. И каждый развивается как цветок – куда ветер дунет, по своим желаниям, когда ребенок еще не знает и не может знать, что правильно желать. В Израиле имеется огромное количество отличных обучающих игр для дошкольников – "Профессор аКатан" (Маленький профессор) – 4 набора (фактически – 4 игры) по уровням с возрастающей сложностью, "Шилюв" (Сочетание) – 6 наборов возрастающей сложности с блестящей системой самоконтроля через неосознанное собирание определенного рисунка ("пенальчик"), что годится для очень многих задач и обучающих игр. Есть еще много других обучающих игр для разных возрастов. Фактически можно при занятии с ребенком почти исключить игры, помогающие ПРОВЕСТИ (впустую) время и наполнить эти занятия обучающими играми (ИГРАМИ!), учащими, среди прочего, ИСПОЛЬЗОВАТЬ время. Но этими играми с ребенком должен заниматься взрослый. Сам ребенок много в них не наиграет. Конечно, ребенку нужно и строить из кубиков, и проводить сюжетно-ролевые игры (погудеть, как увиденная Скорая помощь, поиграть в дочки-матери, никто не призывает исключать физические игры с беготней), но главное и основное – учеба через игру. Да, каждый ребенок освоит дидактическую игру за очень разное время, но эта разница – не повод пускать дело на самотек. Причем такая доведенная до крайности индивидуальность, педагогическая работа с каждым отдельным ребенком – удел дома. Школа останется относительно коллективным обучающим центром, который будет учить ГРУППЫ детей, пусть и выровненные, насколько возможно, по уровню.
Приведу жесткий пример о детской мозаике. Слышал в Израиле, что ребенок должен свободно развиваться, создавать из мозаики свободные картины по мере своей фантазии. Собирание по образцу заданных и приложенных к набору мозаики картинок только сужает возможности ребенка самовыражаться. Понятно, что такие "свободные" дети даже после долгих "занятий" с мозаикой не могли ничего собрать из нее, кроме цветных или пестрых бесформенных пятен и полос, но лучше всего у них получалось разбрасывание мозаики. Мы своих детей учили собирать по картинке, считать клеточки, заранее иметь в мозгу еще не созданный рисунок, контролировать себя, находить и исправлять ошибки в сборке картинок. Это было долго и трудно. Но вершиной этого была сборка картинок, на которые НЕ БЫЛО приложено заданных рисунков, чистое "рисование" детей средствами мозаики. Дети, овладев инструментарием творчества, могли ТВОРИТЬ. И так во всем обучении – серьезная и напряженная работа взрослого для освоения ребенком (В ИГРЕ!) новых инструментов творчества, нового уровня знания. Работа мамы дома со своими детьми, их обучение и развитие (а не только стирка, уборка, готовка) – это тяжелая, самоотверженная, часто нудная работа НА ПОЛНУЮ СТАВКУ!
Затронем еще один важнейший аспект обучения. Сейчас широко известно, что определенные навыки должны усваиваться в строго определенном возрасте. Не усвоенные вовремя навыки мышления позже не могут быть усвоены вообще или могут быть усвоены с большим трудом на более низком, чем позволяли изначальные способности ребенка, уровне. Типичный пример – ребенок, от рождения попавший в среду без человеческой речи (Маугли у зверей) и вызволенный в возрасте 4-5 лет НИКОГДА НЕ НАУЧИТСЯ ГОВОРИТЬ – пропала возможность освоения этого важнейшего, как нам казалось, естественнейшего навыка. Эта способность научиться говорить хотя бы на одном человеческом языке была только до определенного возраста. Сказка о Маугли – только сказка.
Но это касается не только умения говорить, а очень многих навыков мышления (хотя каждый навык – в свое время). Это касается и логического мышления, и пространственного, и многих других аспектов сложного мышления, затухание способности к развитию которого приходится на возраст 9 – 11 лет. Попробуйте начать учить ребенка в 15 лет играть на фортепьяно или серьезно играть в шахматы – какого-то уровня он, несомненно, достигнет, но высоты ему уже не покорятся. А ведь, возможно, способность покорить эти высоты была в него изначально заложена. Но не реализована вовремя, а потому и безвозвратно пропала.
Из сказанного следует та же идея – необходим подпор, некоторое (небольшое, не разрушающее) давление на ребенка по задачам и навыкам, которые он должен освоить. Одна из ошибок харедимной (ультраортодоксальной) системы образования – именно неучет этих свойств развития ребенка. Там сначала (много лет) апеллируют к памяти (чтение, новые слова, заучивание огромных текстов), но не развивают логическое мышление, анализ. А когда начинают развивать – для многих уже становится поздно. Это начало происходит при изучении Талмуда (частично – при изучении Мишны), который из-за своей огромной сложности не может быть предложен детям до определенного, немалого возраста и требует для НАЧАЛА своего изучения огромный пласт пассивно накопленной информации. А харедимная система не знает иного инструмента развития логического и аналитического мышления, кроме Талмуда, и ей нечего предложить в этом плане начальной школе, когда именно в начальной школе такой инструмент жизненно необходим, чтобы не упустить ВРЕМЕННУЮ способность ребенка такое мышление освоить. И упускают. Самое печальное состоит в том, что не знают, что что-то упускают и не знают – что именно упускают. В этом – одна из огромнейших, но не осознанных проблем классического ультраортодоксального образования. Из нее последует дальше практическая невозможность большинства харедим учить Тору на глубоком уровне в условиях взрослой йешивы.
А такой инструмент, прекрасно заточенный, есть, но его в ультраортодоксальной среде не признают. Это – математика. С ее словесно сформулированными задачами (как решить жизненную ситуацию, когда три груши в одном ящике, два яблока в другом, а разделить фрукты нужно на пять детей). С ее логическими задачами, когда при минимуме необходимых математических инструментов требуется усилием мышления решать довольно сложные ситуации. С ее головоломками, создающими и игру, и конкуренцию. С ее бесконечным разнообразием, приспособляемым к любому возрасту и любому уровню. Нужно хорошо понять, что все это богатство не является отдельными темами в математике, а является частью каждой темы. Темы математики (дроби, проценты и проч.) дают инструменты решения задач, а сами словесно сформулированные и логические задачи должны задаваться в каждой теме в соответствии с уровнем группы учеников. Это не делается сегодня и в иных школьных системах – идет наполнение детей инструментами без приспособления инструментов к решению серьезных задач.
Только не следует думать, что в светской школе все хорошо с развитием логического и аналитического мышления. Там часто его серьезно и не начинают, наполняя мозг детей математическими инструментами без умения их использовать. Приведу печальный пример. Магазин. У кассы стоит мальчик возраста 5 – 6 класса. Мама дала ему 20 шекелей, а он набрал товаров больше, чем на 40. Кассирша просит отобрать товары на сумму 20 шекелей. Цена написана на каждом товаре. Я вижу испуг мальчика – он не знает, что делать, как отбирать товары, у него и мысли не было, что школьные примеры на сложение имеют хоть какое-то отношение к оплате за несколько товаров в реальном магазине. Школьная арифметика – отдельно, реальная жизнь – отдельно. В его мозгу они не пересекаются.
И только природно-одаренные дети ВОПРЕКИ системе выходят на приличный уровень. Может быть, поэтому у нас сегодня так мало серьезных мудрецов, как в светских науках, так и в Торе?
3. КАК УЧИТЬ В ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОЧЕНЬ РАЗНЫХ ПО УРОВНЮ ДЕТЕЙ
Израиль показал нам прекрасное изобретение. Одной из проблем советской школы был вопрос – как учить очень разноуровневых детей в одном классе, чтобы получить от каждого по способностям. А ведь в классе всегда были разные дети от отличников до двоечников. Израиль сказал: "АкбацОт" (группы по уровням). Объясним для слышащих об этом впервые. Допустим, в школе есть три пятых класса и всего два предмета – математика и биология. В каждом классе есть сильные по математике, средние и слабые. Собрать их всех в классы по уровням нельзя – на биологии распределение сил иное и в "слабый" класс (отнесенный к слабым по математике) могут попасть дети, действительно слабые по математике, но сильные по биологии. И наоборот. Поэтому можно построить расписание так, чтобы у всех трех классов одновременно была математика, а в следующий час у всех – биология. Тогда можно на математику собрать детей по уровням в математике, а на биологию – по уровням в биологии. Это делает границы классов гибкими, правда, требует трех учителей биологии (так биология идет одновременно в трех пятых классах), трех учителей математики, но позволяет каждому ребенку каждый предмет учить в соответствии со своим уровнем в коллективе (временном, только на этот предмет) себе подобных. Переходы из группы в группу всегда возможны (при достижении уровня следующей группы или его падении до уровня предыдущей). Нужны большие школы с тремя (или двумя для разделения на два уровня) параллельными классами, но это легко решить в городах даже при существующих школьных зданиях – ведь можно в одном здании (ныне – школе) иметь, например, только третьи и четвертые классы, а в другом – пятые и шестые. И занятость учителей легко регулируется – было бы желание. Конечно, эти группы малоприемлемы для первых и вторых классов, когда расслоение детей по уровням еще не произошло, а общая задача класса – научить учиться, слушать и воспринимать объяснения учителя, писать в нужных местах и в нужном порядке в своих тетрадях, терпеливо сидеть, вовремя вставать.
К сожалению, это важнейшее изобретение и в самом Израиле в последние годы сходит на нет – просто не ставится задачи получить успехи в учебе от всех по способностям (иначе слишком умными станут и поймут что вокруг происходит).
4. ИДЕАЛЬНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Школа готовит детей стать членами общества. Нужно рассмотреть, какое общество мы считаем идеальным. Без представления об идеальном обществе нельзя нарисовать образ идеальной школы. Без доказательства принимаем постулат, что особость, выделенность еврейского народа является огромной ценностью и идеи ассимиляции (от "быть как все народы", до "смешаться с народами и больше не быть бельмом у них на глазу") мы отбрасываем сразу. Как мы уже указали, еврейский народ выделен именно Торой, ее изучением и соблюдением, а потому и изучение Торы всеми членами общества, соблюдение заповедей, строительство семьи и всей жизни, воспитание детей по Торе является обязательным, иначе задачи народа Израиля как отдельного, особого, Б-гоизбранного народа не могут быть выполнены.
Но общество харедим (ультраортодоксов) при близком и детальном его рассмотрении вряд ли кого-нибудь прельстит. Лозунг "Все учим Тору и только учим Тору" красив, но нереален (и при этом внешне неплохо реализован). Изучение Торы как специальность, как единственное дело жизни – слишком тяжело. Не все могут годами изучать медицину и инженерию, столь же очевидно, что не все могут на должном уровне (как специальность жизни) изучать Тору – слишком тяжел для очень многих такой труд (особенно с учетом упускания возможностей развития глубокого мышления, о чем мы сказали выше). Поэтому существенная часть "учащихся" в йешивах этот труд и не выполняет, а "присутствует при учебе". О печальных последствиях такого "присутствия" (как экономических, так и моральных) можно много написать, но наша задача – иная. Нам нужно прорисовать контуры идеального еврейского общества.
Идеальным состоянием еврейского общества (до наступления эры Машиаха. После прихода Машиаха мир поменяется неузнаваемо - другие народы будут решать все проблемы материальной жизни евреев, а евреи будут только учить Тору, причем другие народы будут заставлять евреев это делать. Но пока эта эра еще не наступила) является такое состояние, когда еврейский народ живет отдельно от других народов, имея в своем составе очень ограниченное число представителей других народов. И весь народ учит Тору и соблюдает ее заповеди. Но тогда сразу встает вопрос – а кто лечит заболевших? Таким врачом может быть только еврей, изучающий и соблюдающий Тору – других в округе просто нет и быть не может. Значит, кроме учебы Торы он на высоком уровне должен овладеть медициной (ведь нам слабые врачи-дилетанты не нужны). А кто строит дома? Таким строителем может быть только еврей, изучающий и соблюдающий Тору – других в округе просто нет и быть не может. Значит, кроме учебы Торы он на высоком уровне должен овладеть строительной инженерией (ведь нам слабые инженеры-дилетанты не нужны). А кто разносит почту? А кто ремонтирует раковину? А кто водит автобус? Ведь вокруг только евреи, изучающие и соблюдающие Тору – и только они могут выполнить всю работу общества. Конечно, нам нужны и профессора во всех специальностях, в том числе и в Торе (в этой области они называются раввинами и их преподавательский и исследовательский труд должен соответственно оплачиваться обществом), нам нужны университеты Торы (йешивы), нам нужны научно-исследовательские институты Торы (Батей мидрашим). Нам нужны вечерние кОлели, чтобы врач, инженер, водопроводчик и шофер могли там после работы учить Тору. И большинство евреев должно (ДОЛЖНО!) получить специальность, сегодня ошибочно именуемую "светской", а на самом деле – необходимую для нормальной жизни общества. Эти специальности ошибочно называются светскими, потому что они не отрицают ни Тв-рца, ни Его Тору. Мы вообще полагаем, что знание мира, его законов (физических, химических и других), его устройства, устройства его творений (например, анатомия и физиология) является частью слов Тв-рца и подлежит изучению именно как Его слова. Одно из оснований этому можно найти в начальных стихах 19-го псалма Давида. В определенном смысле можно говорить, что кроме Устной и Письменной Торы есть еще и третья, открытая человеком Тора устройства и законов Его мира, которая требует РЕЛИГИОЗНОГО изучения. Физика и анатомия вполне могут считаться РЕЛИГИОЗНЫМИ предметами, так как раскрывают замысел Тв-рца, заложенный Им в наш мир при его творении.
Идеальный путь ребенка – школа – йешива (с параллельной учебой специальности вечером (во второй половине дня. Такие системы уже есть, например, Иерусалимский институт технологии – Махон Лев. Несколько по иному решает этот вопрос академический колледж "Оно" в городе Ор – Йегуда, разделяя неделю на части йешивную и академическую, но каждая часть – на целый день. Возможно, для сложных специальностей типа медицины понадобится продолжение такой учебы целый день после трех – четырех лет йешивы). Далее - работа по специальности с вечерним изучением Торы. Понятно, мы не рассмотрели очень многие вопросы, например, призыв и службу в армии, которая должна строиться совсем по-другому, чем сегодня.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А теперь, если читатель еще не забыл, с чего начали – с проекта идеальной еврейской школы, вернемся к начатому.
Итак, обучение ребенка, несомненно, раздельное и с учителями того же пола, что и ученики, должно начинаться в 3 года ребенка с детского сада, который даст начальные знания и плавно перейдет в школу с 6 лет. Школа при длинном учебном дне и с минимумом времени для дворовой беготни после уроков, первую половину дня посвятит Торе, а вторую – научным дисциплинам (чтение не нужно – читают на уроках Торы (в отличие от светских систем, у ультраортодоксов нет детей не умеющих читать), но нужны иврит (письмо, грамматика, позже – сочинения, умение формулировать и выражать на письме сложные мысли, что сольется с изучением Торы), математика, природоведение (которое в дальнейшем разделится на физику, химию и биологию, которая, в свою очередь, разделится на ботанику, зоологию, человека), физкультура, труд, искусство. Далее появится иностранный язык, география (в том числе и экономическая), история. Большие споры вызовет нужность или ненужность литературы как предмета. Не будем высказывать определенное мнение. А вот обществоведение, знание устройства различных человеческих обществ и построение различных систем государственных механизмов – понадобится, правда, не в сегодняшнем израильском варианте, когда коррумпированная до предела, олигархически - анархическая система предстает образцом демократии. Понятно, что с третьего класса учеба будет проходить по группам успеваемости по каждому предмету (труд, физкультура, искусство такого разделения не потребуют, разделение учебы Торы по группам-уровням произойдет позже).
И вот такой симбиоз Торы и науки в школе представляется нам идеалом. Число таких школ (старших, с 9-го класса) множится с каждым годом, они существуют и процветают – это уже не утопия! Школа "Йешув аХадаш" в Тель Авиве существует уже более 30 лет! Эти школы (йешивы! На научные предметы выделено только 3 часа в день – с 16:00 до 19:00, а с утра и до 15:00, а также с 20:15 до 21:30 – Тора. Да, до 21:30! Каждый день!) дают аттестат зрелости (багрут) высокого уровня, позволяющий поступать в любые университеты, причем получают аттестат практически все, по сравнению с 50% в светской системе (в харедимной системе младшая школа имеет 8 лет обучения, а не 6, как в светской и государственно религиозной системах).
Приведем только некоторые названия из быстро множащегося числа таких школ – НеордЕа (поселок Нехалим, около Петах Тиквы), НеОйра (поселок Мево Хорон, около Модиина), МаарАва (город Модиин – Илит), МеорОт (город Бейт Шемеш), есть ХАБАДская школа в Кармиэле, и еще, и еще.
Следующий шаг – создание НАЧАЛЬНЫХ школ такого типа. У них будет дополнительно к изучению Торы еще две очень важные задачи – развивать сложное мышление в ранний, единственно – пригодный для этого период (нужно начать не позже, чем в 8 - 9 лет, но чем раньше, тем лучше) и создать, а затем расширить знания детей о нашем мире, созданном Тв-рцом, об устройстве этого мира, о его законах, о многочисленных и разнообразных творениях, которыми Он наполнил данный нам мир. Дать детям знание о нас самих.
Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»,
15 декабря 2008 года.