Солдаты бригады «Голани» и десантники спорили между собой, кто больше времени находится на переднем крае, в самых опасных местах. И вот к ним приходят «джобники» и музыканты из армейского оркестра и говорят: «Тьфу! Как вам не стыдно? Все вы уклоняетесь от боевой службы!»
Несмотря на кричащие и резкие заголовки, в Петах-Тикве не было на этой неделе никакого расизма, только болезненные споры по вопросу несения очень тяжёлого бремени абсорбции детей-репатриантов из Эфиопии. Но на этих болезненных спорах поймали тремп и внутренние сведения счётов и беспричинная ненависть. Огорчительным результатом стало то, что государство Израиль не смогло понять, кто тут против кого, и почему, а религиозное образование, в частности, и религиозную общественность, в общем, попросту заклеймили. Родительский комитет государственно-религиозных школ (мемлахти-дати, сокращённо на иврите – МАМАД) выразил удовлетворение достигнутым результатом. Но в глазах подавляющего большинства израильских читателей газет и телезрителей «Родительский комитет МАМАД является загадочным выражением, как «мукарим шеэйнам ришмиим» (разновидность харедимных школ). То, что все поняли, что религиозные в вязаных кипах не хотят у себя эфиопов из-за того, что те – чёрные, а это стыд и позор для государства и как хорошо, что Гидон Саар научил этих религиозных, наставил их на истинный путь, внушив, что они не являются хозяевами в этой стране, и у нас нет места расизму!
Трагедия в том, что все наоборот. Во-первых, религиозно-сионистская система образования единственная, которая взвалила и тащит на своих плечах эти носилки. Дочери Гидона Саара учатся в школах, от которых не требуют никого абсорбировать, они и не абсорбируют ни одного эфиопского ребёнка. Во-вторых, тут не было ни намёка на расизм. На ситуации ни в коей мере не сказалось бы, если бы эти репатрианты из Эфиопии были голубоглазыми блондинами. И вообще не в этом вопрос. Дело в том, что прибывшая из Эфиопии алия прибыла из неразвитой страны, с совершенно другой культурой, дети большей частью почти не знают иврит, не говоря уж об основах иудаизма и о знакомстве с Торой. Большинство детей, которые попали на этой неделе в центр внимания, из семей, которые сейчас присоединяются к народу Израиля после ряда поколений отрыва от него. Их родители или даже родители родителей приняли христианство, по своей воле или вынужденно.
Государство Израиль решило принять их в лоно еврейского народа и привезти в Израиль. Против этого решения никто не возразил, во всяком случае, ни в одном направлении религиозно-сионистских кругов. Также никто не возражал против того, что обучение абсорбируемых детей в обычных школах будет верным путём полной интеграции в коллектив израильских детей. Но великую и важную идею надо ведь и выполнить, и всякие закатывания глаз кверху тут неэффективны – невозможно сделать это, если не установить квоту, которую школа сможет выдержать. Когда переходят допустимый предел, в результате не получается требуемой интеграции детей в коллектив израильских детей, а выходит с точностью до наоборот: то есть возникает эфиопское гетто внутри Израиля. В школе «Нер Эцион» в Петах-Тикве, о чём сообщалось в «МР» на прошлой неделе, в течение 10 лет без ограничений принимали детей репатриантов. В результате там сейчас учатся только эфиопские дети.
Расизм подобен волку. Если мы будет кричать: «Расизм! Расизм!» – при возникновении любой проблемы в абсорбции алии из Эфиопии, - то когда столкнемся с настоящим расизмом, это уже никого не взволнует. И самое худшее – когда усложняют простое или искривляют прямое, дабы не быть обвиненными в расизме. Несколько лет назад газетные заголовки буквально взорвались делом о сдаче крови. Кто-то из работников Минздрава подумал тогда, что нежелательно переливать израильским больным порции крови, сданные донорами из Эфиопии, поскольку в этой стране в несколько раз больший, чем у нас, процент носителей вируса СПИДа. Статистика говорила, что больной, получивший порцию крови, пожертвованную эфиопом, имеет более 3-4-кратную вероятность риска подхватить СПИД. Не имею понятия, верны или ошибочны соображения врачей. Но мне ясно, что аргументы приводились честные и логичные, если бы речь шла, к примеру, о репатриантах из Голландии, им бы всё тихо и доступно объяснили, и у них просто не стали бы брать порции донорской крови. Но что до выходцев из Эфиопии, то наши чувствительные мудрецы подумали, что так делать нельзя – ведь они могут подумать, что их донорской крови не хотят, потому что они чёрные. И что же сделали наши хелмские мудрецы? Они написали инструкцию: принимать кровь у доноров, репатриантов из Эфиопии, как у всех прочих, но после этого, когда донор-репатриант уже не видит, попросту выливать её в унитаз. Естественно, это обнаружилось в один прекрасный день. И тогда поднялся громкий крик эфиопских доноров.
Абсорбция алии из Эфиопии – весьма трудная задача, и цвет кожи тут вовсе не при чём! Эта задача тяжела по причине культурного разрыва, чуждости языка, различия в обычаях, в молитвах, в семейных традициях, в написании Торы и в её чтении. Можно говорить всё это и не быть при этом расистом. А поскольку всё бремя падает на плечи религиозной системы образования, мы должны были видеть мобилизацию всех систем образования к оказанию поддержки и помощи религиозному образованию. Министр образования должен был придти к главам религиозного образования и спросить их, какая помощь им нужна, какие потребности и что в их силах. Если в религиозной системе недостаточно мест для обеспечения всех потребностей, ему нужно было вежливо и уважительно спросить, что ещё можно сделать для этой системы, чтобы они сами увеличили установленную квоту. Вместо этого явилась бригада лицемеров-моралистов, которые не взваливают на себя решение этой тяжёлой задачи, и принялась раздавать команды, оскорбляя тех, кто на самом деле заслужил похвалу.
И государственно-религиозные школы, и частные религиозные школы все годы принимали детей репатриантов из Эфиопии. И те, и те абсорбировали больше эфиопских детей, чем все светские и харедимные школы вместе взятые. Родительский комитет государственно-религиозных школ прав в своём требовании распределить эту нагрузку, взвалив хоть немного ответственности и на частные школы. Но и он не смог удержаться, чтобы не присоединиться к воплям о расизме и тоже ухитрился поймать тремп на эфиопском деле, дабы разжиться несколькими очками на старом споре, но уже с совершенно другой подоплёкой, и бросить несколько комьев грязи на частные религиозные школы. Вязаные кипы поспешили оторвать себе купон. И сеть образования ШАС собрала несколько конфеток на этом торжестве. В конечном итоге грязь забрызгала и самих кидающих её – ничуть не меньше, чем их противников, и вообще всю национально-религиозную общественность. Вместо того, чтобы заслужить похвалу за участие в столь важном деле, все оказались пригвождёнными к позорному столбу.
(Макор ришон 4.09.09)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ