Вначале рассказ моего внука, записанный в 2004 году:
"Бабушка, завтра у нас в школе хаг, приготовь мне хульца лавана. Хаг называется Ицхакрабин. Как? Ты не знаешь, кто это?? Он же был рошмемшала! Он хотел шалом, и арабы тоже хотели шалом. Но какой-то не то еврей, не то араб (не помню) взял и убил Ицхакрабин. И теперь у нас мильхама.
Вчера первый урок был хэшбон, потом два урока Ицхакрабин. А потом спорт на последнем уроке. И сегодня тоже было два урока Ицхакрабин. Я буду на хаг говорить: «Кен ле шалом, ло ле алимут». И ещё: «Ани мацбиа ле шалом». А другой мальчик скажет... И ещё песни будем петь...
Бабушка, ну что ты пристала со своим: «У вас целый месяц нет уроков?». У нас же репетиции Ицхакрабин! Лучше найди мне фотографию Ицхакрабин, а то меня завтра в школу не пустят! Да, да, всем надо обязательно принести.
Ну, бабушка, найди немедленно фотографию, что ты сидишь?"
Тогда, три года назад, возмущённая отсутствием уроков у внука, пусть и по столь важной причине, я умудрилась дозвониться до русскоязычного пресс-секретаря Министра образования г-жи Веры Рыжиковой. И задала ей вопрос, правильно ли, что в школе внука, расположенной в центре Хайфы, время столь расточительно отдаётся подготовке тэкеса, посвящённого годовщине убийства Рабина? Вера Рыжикова мне объяснила, что да, есть Циркуляр за подписью Министра просвещения Лимор Ливнат (Ликуд), предписывающий в обязательном порядке в каждой школе провести тэкес, посвящённый...см. выше. Помню, мне стало не по себе услышать, что Министр, депутат от партии Ликуд, ратует за внушение молодому поколению понятий о величии Ицхака Рабина, сказок о его творческом наследии, не обнаруженном до сих пор, и за придание личности Рабина статуса национального достояния. Но факт налицо - такой Циркуляр был распространён по школам. А уж руководству школ осталось разработать, как претворить указания свыше, как провести соответствующие мероприятия.
В школе моих внуков в качестве жертвы учебному процессу каждый год выбирается один "дежурный" класс, который и подготавливает общешкольное торжественное действо. В 2004 году "дежурным" оказался класс моего девятилетнего Моньки.
Свой тогдашний текст я закончила фразой:
"Спасибо, сара Ливнат, за внуков счастливое детство!"
* * *
Что же теперь, в 2007 году, через три года, кроме того, что мальчик стал двенадцатилетним, годовщина убийства нынче двенадцатая, а Министром просвещения стала бывшая шаломахшавница, депутат от партии Авода, Юли Тамир?
Так ведь ничего не ново под луной. Моя внучка, шестиклассница, на днях пришла из школы задумчивая. Оказалось, в школе прошёл тэкес, посвящённый той самой годовщине. На мои осторожные вопросы, а тебе не жалко те полторы тысяч жертв мира, погибших при взрывах автобусов и в молодёжных кафе, - после договора, подписанного Рабиным, - моя внучечка, вздохнув, ответила: "Ицхакрабин мне жаль больше, потому что он был рошмемшала". (??)
Ну, а Монька? Он же теперь стал семиклассником и перешёл учиться в другую школу, в системе бейнаим. Как большой, швитует уже четвёртую неделю. Не жизнь, а сплошной кайф! За всё время швиты ни разу не был в школе, кроме одного утра, в которое ему по телефону было передано указание прибыть к третьему уроку. Оказалось, швита была нарушена ради урока памяти Ицхака Рабина! Вернувшись домой, мальчик повторил мне старую версию: "Ицхакрабин хотел ШАЛОМ, из-за этого его и убил Игаль Амир, который сам ШАЛОМ не хотел." (??)
Заканчиваю текст уже знакомой фразой:
"Спасибо, сара Тамир, за внуков счастливое детство!".
Перевод для нездешних.
---------------------------
Хаг - праздник
Хульца лавана - белая рубашка
Рошмемшала - глава правительства
Мильхама - война
Хэшбон - математика
Кен ле шалом, ло ле алимут - да-миру, нет-насилию
Ани мацбиа ле шалом - я выбираю мир
Тэкес - собрание
Сара - министр (жен.)
Бейнаим - школа 7-9 классы
швита - забастовка
"Живой журнал" jennyferd