Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Опубликовано на www.sedmoykanal.com

“Новости недели” 25 Декабря 2001

В ноябре 1993 года, группа членов “общества защиты природы” совершила прощальную экскурсию в вади Кельт. На улице стояла эйфория первых дней “Осло”. Завсегдатаи кафешек на ул. Шейнкин поздравляли друг друга с победой, а радетели Эрец Исраэль заметно погрустнели и бросились прощаться с милыми сердцу пейзажами. Кто знает, когда можно будет побывать там снова?

Окрестности Иерихона издавна приглянулись христианским аскетам и изобилуют монастырями. Жемчужина вади Кельт – православный монастырь святого Георгия (ему уже 1400 лет) гостеприимно открывает ворота перед туристами, пожелавшими утолить жажду, сделать пару классных снимков или купить незатейливый монастырский сувенир.

Брат Феодосий поселился в обители еще в пятидесятые годы. Он приехал из далекой Австралии и довольно сносно говорил по русски, но ко мне обращался по арабски “хаваджа (господин)”. Когда я сообщил ему, что скоро закончится еврейский гнет, Феодосий трижды перекрестился и злобно плюнул.

Нам было очень несладко при иорданцах. Они приходили когда хотели и брали, что хотели. Били братию, ломали утварь. Двадцать шесть лет мы жили спокойно, а теперь здесь будут хозяйничать эти “джахш (скоты)-палестинцы”.

Примерно то же, почти теми же словами, сказал мне отец Жозеф из соседнего франко-католического монастыря “Каранталь”. Ему и его коллегам, перспектива попасть под власть мусульман вообще и палестинцев в частности, явно не улыбалась.

Мусульмане ненавидят христиан, - сказал мне учитель православной школы в Назарете Сулейман. – Впрочем, и самих себя они любят по большим праздникам. В прошлом, христиане не отличались особой веротерпимостью, но по сравнению с магометанами…

До 1967 года, в Израиле проживало семьдесят пять тысяч христиан (из них – 1500 армян). Селились они в Глилее (Гуш-Халав и окрестности, Назарет) и Иерусалиме. После шестидневной войны, под израильской эгидой оказались еще сорок тысяч христиан различных конфессий. Поначалу они приуныли, но вскоре поняли, что еврейский черт совсем не страшен. В христианском городе Бир-Зейт появился университет, расцвел туризм, а с ним и достаток торговцев сувенирами в Бейт-Лехеме и Иерусалиме. Появились новые виллы в деревне Бейт-Джалла. Мэр Бейт-Лехема Элиас Фрейдж стал любимцем израильских властей и получал все, что просил. Молодые христиане не спешили становиться под знамена палестинской революции, поэтому уже тогда на них смотрели косо в руководстве ООП. Правда, в середине восьмидесятых годов был арестован и осужден на 12 лет заключения греко-католический епископ Илларион Капуччи, но его быстро освободили по личной просьбе римского папы Иоанна Павла I.

Христиане чувствовали себя уверенно за широкой спиной израильского солдата, но положение круто изменилось после подписания соглашений в Осло. Арафат потребовал платы за хорошие отношения с евреями. Он накладывал на христианское население контрибуции, запретил все христианские общественные организации и, где это было возможно, прибрал к рукам церковную и монастырскую недвижимость. Террор разогнал туристов и паломников и ударил по благосостоянию производителей и продавцов сувениров. При автономии, христианам живется плохо. Нет личной безопасности, нет заработков, есть страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Бейт-Лехем уже не христианский город. Из проживавших в нем двадцати семи тысяч христиан осталось только тысяча семьсот. Остальные переехали в Канаду и в США. Та же картина наблюдается ив других местах. Под давлением исламского движения, резко сократилось христианское население Назарета.

Рождественская месса транслируется во все уголки христианского мира уже больше тридцати лет. Присутствие представителей израильских властей придавало событию официальный характер и намекало на возможное сближение двух монотеистических религий. В период “мирного процесса”, на экранах замелькала небритая рожа раиса, который категорически потребовал удаления с церемонии израильтян. Нет, Арафат не собирается становиться последователем распятого. Христианство он считает глупым суеверием, а христиан не держит за людей, но полагает, что Фаластын стоит мессы. В эти дни, когда друзья-европейцы смотрят на раиса косо, а американцы не смотрят вообще, Арафату необходимо заприсутствовать на рождественском действе и явить свою рожу широкой мировой общественности. Чтобы не забывали.

На пути встал Арик Шарон и не пущает. Ему наплевать на раиса, на автономию и на весь мир, но верный оруженосец Арафата Шимон Перес поднял крик в прессе и организовал международное давление на израильское правительство отпустить хозяина автономии в Бейт-Лехем. Месса состоится и без него, но его отсутствие означает скорую политическую кончину.