Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Не существует не только хорошего решения проблемы сектора Газа, нет вообще никакого «решения». Но на Ближнем Востоке решения вообще редки; то, что необходимо, так это самый лучший, хотя и несовершенный, вариант из нескольких альтернативных решений.
Первым вариантом является продолжение текущей политики. Израиль страдает от потерь и несчастных случаев в Сдероте и некоторых других населённых пунктах. Пострадало небольшое число людей, но почти вся страна функционирует нормально. Международное давление на Израиль и его потери носят ограниченный характер. Израиль наносит удары по пусковым установкам  ракет, по базам террористов и периодически по лидерам террористов. В конечном счёте, появится и противоракетная оборона.
Но, если оставить в стороне обязанности правительства перед своими гражданами, положение вещей изменится. Хамас будет производить более мощные и с большим радиусом поражения ракеты, направленные против Ашкелона и, в конечном счёте, против Ашдода.
Другой проблемой этой стратегии является то, что западная критика определяет даже минимальные методы самообороны как несоразмерные. Если тебя критикуют за то, что тебя же бьют почём зря,  ты вполне можешь позволить себе  дать отпор. Более того, Запад, в основном, покровительствует власти Хамасa в Газе, несмотря на санкции и дипломатическую изоляцию, которые не могут долго продолжаться.
Так как Хамас становится все более агрессивным, политика Запада, возможно, станет более умиротворяющей. Тем временем, «мягкое» отношение к Хамасу не идет на пользу мирным переговорам, но  зато позволяет Хамасу выглядеть более эффективным, чем менее экстремистские ПА  и Фатх.
В то же самое время израильское общественное мнение будет продолжать оказывать давление на правительство, чтобы оно изменило политику.

СУЩЕСТВУЮТ три предложения, которые пытаются утолить стремление к чёткому решению. Прекращение огня является идеальным решением для «голубей»; свержение Хамаса – это решение, которое взывает к «ястребам»;  и передача всего этого балагана на откуп международным силам, что делает счастливыми сторонников этих обоих направлений.

К сожалению, ни одна из этих идей не будет работать. Прекращение огня изобилует проблемами, приводящими, как это ни парадоксально, даже к большему насилию. Хамас не будет его соблюдать, позволяя и своим собственным членам, и другим нападать на Израиль, в то же время подстрекая к убийствам с помощью всех находящихся в его распоряжении средств. Прекращение огня долго не продлится; Хамас использует его для усиления своей власти и армии, в то же время требуя вознаграждения за свою «умеренность»: прекращения санкций и дипломатической изоляции, и даже помощи от Запада.

СЛЕДУЮЩАЯ альтернатива – повторная оккупация Газы и уничтожение Хамаса - возможно, звучит хорошо. Но как это выполнить?

Израиль не получил настолько сильный удар, чтобы ему имело смысл проводить такую огромную операцию. И Израиль снова окажется вовлечённым в ежедневное управление жизнью более чем одного миллиона враждебных ему людей. Армия будет подвергаться  постоянным атакам со всех направлений. Слишком много проблем было бы связано с решением вопросов надлежащей безопасности на Западном Берегу и ливанской границе. Такой шаг был бы чреват высокими потерями, большим расходом денег и обострением международных отношений.
И, в конце концов, Хамас не будет «уничтожен». Для того, чтобы победить Хамас, его нужно не ликвидировать, а лишь  сохранять его как можно более слабым (посредством нанесения военных ударов, изоляции и т.д.) и ограничить его способность нападать на Израиль.
Кроме того, существует заблуждение, что Газа может быть передана в руки «умеренных» Фатха и ПА. Однако нет никаких шансов на то, что они примут этот дар. В действительности, Фатх скорее пойдет на сделку  с Хамасом, чем станет воевать с ним. И почему  следует считать, что они сделают работу лучше, чем в прошлый раз?

ДРУГАЯ идея является, по существу, своего рода трюком: передача Газы международным силам. Это фантазия. Никакие страны не собираются посылать на тамошнюю войну свои вооружённые силы, чтобы они каждый день подвергались нападениям; и они не станут бросать вызов критике со стороны арабских и мусульманских государств, а также противостоять террористическим актам без всякой для себя пользы.

Кроме того, что будут делать эти вооружённые силы? Конечно же, не арестовывать тысячи жителей Газы, не убивать тех, кто пытается нападать на Израиль, не вершить массовые суды над террористами и не приговаривать их к длительным срокам тюремного заключения. Это определённо не разоружит Хамас и не остановит контрабанду оружия из Египта.
А если ракеты продолжат падать, то международные силы заблокируют израильские военные действия в Газе.
Эта опция также стала бы политической катастрофой для стран-спонсоров, рвущихся к созданию палестинского государства и к переговорам с Хамасом. И, наконец, как отмечалось выше, ПА и Фатх не получат Газу с помощью международных сил.

ТО, что необходимо сделать, напротив, является вариантом, основанным на реальности, а не на принятии желаемого за действительное: следует оттеснить Хамас. Интерес Израиля заключается в минимизации нападений на граждан на своей территории, в то же время сводя к приемлемому уровню расходы на ответную реакцию, необходимую для достижения этой цели. Лучше всего это может быть сделано путём объединения более активного варианта текущей политики с созданием зоны безопасности на севере сектора Газа, чтобы отодвинуть Хамас и его союзников за пределы дальности его ракет.

Такая зона могла бы быть относительно безопасной, так как она охватывала бы узкий фронт, с флангами, защищёнными морем на севере и собственно Израилем на юге и востоке, при контроле Израилем воздушного пространства. Это было бы временным политическим решением до тех пор, пока не будет введена в действие противоракетная оборона, возможно, через три года.
Разумеется, и здесь существует риск. Израильские вооружённые силы могут быть атакованы, но они будут  занимать надежные, укреплённые позиции, и будут знать, что они защищают гражданское население, находящееся за ними. Некоторое количество ракет упадёт на Израиль, но их число значительно снизится, а атакованная площадь будет ограниченной. Израиль продолжит действовать, по мере необходимости, в пределах Газы, находящейся в руках Хамаса.
Так уж сильно ли прореагирует мировое сообщество, которое уже сейчас заявляет, что Израиль оккупирует Газу, если Израиль временно возьмёт себе назад 10 процентов Газы?

ЭТОТ ВОПРОС не будет решён путём переговоров, уступок, умиротворения, применения силы или чего-нибудь ещё. Министр обороны Эхуд Барак прав: «Это не конец, не начало конца или не конец начала».

Та же самая логика применяется в секторе Газа, на Западном Берегу и на ливанской границе. Главной целью армии является снизить до минимума  опасность и ущерб так, чтобы люди могли жить нормальной жизнью и наращивать мощь своей страны, защищаемой своими солдатами.

Автор является директором Герцлийского междисциплинарного центра глобальных исследований по международным отношениям и редактором журнала «Ближневосточное обозрение международных отношений». Он является членом Совета директоров общественной организации «Учёные за мир на Ближнем Востоке» (SPME).

Оригинал на английском опубликован на сайте газеты «Джерузалем Пост»  16 марта 2008 года.

Перевод с английского Игоря Файвушовича, МАОФ.

Март 2008 г.

Фото Лев Левинсон

Статья на английском