"Гнев – плохой советчик!" - сказал позавчера глава правительства Эхуд Ольмерт. Подобные высказывания всегда кажутся более "мудрыми", чем крики обстреливаемых сдеротцев, взывающих к отмщению. Может создаться впечатление, будто разъяренные жители Сдерота руководствуются слепыми эмоциями, тогда как избранное ими политическое руководство действует рационально, в соответствии с холодным расчетом.
Кстати, бывший председатель Аводы Амрам Мицна тоже высказывался на днях по радио о ситуации в Сдероте и тоже сказал, что нельзя поддаваться эмоциям. "Я жду от правительства рациональных, продуманных действий, потому что излишняя эмоциональность – это не способ решения проблемы". Это интервью завершало передачу о том, как разгневанные люди из Западного Негева требуют сравнять Бейт-Ханун с землей.
"Вывод: руководствоваться нужно разумом, а не только чувствами", - подвела итог ведущая, похвалив господина Мицну за умный совет. Действительно, разум предпочтительнее эмоций. Политики и генералы должны поступать рационально. Не дай Бог, если они будут принимать решения в состоянии раздражения или гнева. Ведь именно этим человек отличается от животного – способностью мыслить. Разумеется, мудрец лучше, чем дурак. Даже жениться и выходить замуж нужно в здравом уме и трезвой памяти, что уж говорить о вводе войск в сектор Газы!
Но беда в том, что у нас часто смешиваются такие понятия, как расчет и эмоции, разум и чувство. Особенно в последние десятилетия. Все наши проблемы – прямой результат этой трагической путаницы. Наши лидеры пытались действовать рационально, но оказалось, что они руководствовались эмоциями. Чувство притворилось разумом, а разум чувством.
Так было, например, в 1993 году, задолго до того, как на город Сдерот упал первый "касам". Левый лагерь, выступавший как бы под флагом рационализма, совершил абсолютно эмоциональный поступок. Левые не сумели сдержать свое инфантильное стремление "помириться". Они привезли из Туниса архитеррориста, вооружили со складов ЦАХАЛа его армию и предоставили в их распоряжение сектор Газы. При этом левые были уверены, что теперь-то на Ближнем Востоке воцарятся мир и спокойствие.
Правый лагерь вопил тогда о том, что правительство свихнулось и совершает ужасные ошибки, но критика Норвежского процесса только закрепила за правыми имидж слишком эмоциональных людей. СМИ восхваляли аналитические способности Ицхака Рабина и посмеивались над его "оторванными от реальности" оппонентами.
То же самое произошло 10 лет спустя. "Рационалисты" в правительстве решили, что лучший способ победить ХАМАС – это удрать из Гуш-Катифа. И вновь пресса сомневалась в интеллекте тех, кто предупреждал о трагических последствиях программы размежевания. Их изображали фанатиками, руководствующимися религиозными мотивами.
Впервые высказываясь в пользу программы размежевания, Эхуд Ольмерт так говорил о своих оппонентах: "Некоторые из моих друзей живут в мире иллюзий, не имеющем ничего общего с реальной действительностью". На вопрос о том, что нас ждет после ухода из поселений сектора Газы, Ольмерт ответил: "После первого бума, который может оказаться очень жестоким, наступит резкий спад террористической активности". (Цитаты взяты из интервью Ольмерта газете "Едиот ахронот", 5.12.2003)
С тех пор в Сдероте и окрестностях раздались тысячи "бумов", но Ольмерт и его соратники все еще верят, будто их действия строго рациональны, а вот оппоненты руководствуются одними лишь чувствами.
"Маарив", 12.02.2008
Перевод сайта "Курсор"