Как только Израиль, после многих лет добровольной сдержанности, попытался остановить обстрел Хамасом своего мирного населения, ему тут же пришлось столкнуться с волной международного возмущения. С единодушием, которое стало столь привычным, когда дело доходит до осуждения Израиля, политики, масс-медиа, НПО (неправительственные организации) и руководители церкви во всём мире не упустили своей очереди, чтобы осудить этот законный акт самозащиты суверенной демократии против одной из наиболее экстремистских террористических организаций в мире, открыто провозгласившей своё намерение уничтожить Израиль, в течение многих лет обстреливающей дождём ракет и миномётных снарядов его мирное население (если не говорить о длинной цепи терактов самоубийц).
Сопровождаемый
освещением международной масс-медиа
израильских действий в Газе – но сохраняя
при этом полное молчание по поводу кровожадной
идеологии Хамаса и его действий, - этот
хор осуждения «непропорционального»
использования силы Израилем звучит ярким
контрастом к полному безразличию
мира по отношению к намного более кровавым
конфликтам, существующим во всем мире:
от давно продолжающегося геноцида в Дарфуре,
в ходе которого погибло примерно 400 тысяч
человек, и, по крайней мере, два с половиной
миллиона человек стали беженцами, до
войны в Конго с 4 миллионами погибших
или изгнанных из своих домов; до Чечни,
где погибло примерно 150-200 тысяч человек,
а треть населения оказалась изгнанной
из своих мест российскими войсками. Ни
одна из этих трагедий не удостоилась
массовых демонстраций в Лондоне, Париже,
Берлине, Милане, Осло, Дублине, Копенгагене,
Стокгольме, Вашингтоне и Форт Лодердейле
(если привести сокращённый список), как
это имело место в случае с кризисом в
Газе.
Отношение арабских стран к палестинцам осталось незамеченным.
Как это может быть? Почему граждане демократических стран с энтузиазмом становятся на сторону радикальной экстремистской группы, которая не только стремится к уничтожению одной из демократических стран, но и открыто провозглашает своё намерение заменить существующий мировой порядок, основанный на суверенитете национальных государств, всемирным исламским халифатом? Не из сострадания к палестинцам, чья судьба никогда не привлекала подлинного международного интереса, особенно со стороны арабских государств (и, если на то пошло, палестинских лидеров), чьё проявлявшееся в течение десятилетий несправедливое отношение к палестинцам прошло буквально незамеченным.
Между 1949 и 1967 годами палестинцами в Газе и на Западном Берегу управляли, соответственно, Египет и Иордания. Они не только не удосужились повести палестинцев по пути построения государства, они проявили мало интереса к защите их прав и даже к улучшению уровня их жизни – что было одной из причин переселения 120 тысяч жителей Западного Берега на восточный берег Иордана, а около 300 тысяч человек эмигрировали в другие страны в период между 1949 и 1967 годами.
Никто из международной общественности не уделил этому факту какого-либо внимания, так же как и продолжающемуся до настоящего времени плохому обращению с палестинцами в арабском мире от Саудовской Аравии до Ливана, который в 2006 году подвергся осуждению в отчёте организации «Международная амнистия» за «длительную дискриминацию и нарушение фундаментальных экономических и социальных прав палестинских беженцев».
Не прозвучало никакого международного осуждения и тогда, когда в арабских странах происходили массовые убийства палестинцев. В 1970 году король Иордании Хусейн приказал провести неприцельную бомбардировку лагерей палестинских беженцев в ходе подавления палестинского восстания, которое принято называть «Чёрным сентябрём». Было убито от 3 до 5 тысяч палестинцев. Но тот факт, что Хусейн в течение одного месяца убил больше палестинцев, чем Израиль в течение нескольких десятилетий, никогда не стал поводом для его осуждения, и не нанёс ни малейшего ущерба его репутации человека мира. Как написал недавно в своих мемуарах пропалестинский журналист Роберт Фиск, короля Хусейна «часто было трудно выставить в качестве объекта обвинений».
Более двух десятилетий назад Абу Ийяд, человек номер два в ООП, публично утверждал, что преступления сирийского правительства против палестинского народа «превзошли преступления израильского врага». В ходе освобождения Кувейта в 1991 году кувейтцы не только наказали ООП за поддержку оккупации Кувейта Саддамом Хусейном, прекратив свою финансовую помощь этой раздутой и коррумпированной организации Ясира Арафата, но и устроили резню среди палестинцев, живших в Кувейте.
Эта месть
невинным палестинским рабочим, жившим
в эмирате, была настолько жестокой, что
сам Арафат признавал: «То, что сделал
Кувейт в отношении палестинского народа,
было хуже, чем то, что делает с палестинцами
Израиль на оккупированных территориях».
Тем не менее, не было ни специального
освещения масс-медиа тех событий, ни специально
созванных заседаний ООН, ибо внимание
мира пробуждается только тогда, когда
дело доходит до взаимоотношений между
палестинцами и Израилем.
Только взаимоотношения между палестинцами и Израилем привлекает внимание мира
Другими словами, исключительное международное внимание к палестинцам сопутствует их взаимодействию с Израилем, единственным еврейским государством, возродившемся после библейских времён, что отражает тысячелетнюю одержимость проблемой еврейского народа в христианском и мусульманском мирах. Если бы речь шла о конфликте между палестинцами и их арабскими, мусульманскими или любыми другими противниками, они привлекли бы только малую долю того интереса, который они привлекают сейчас.
Иногда, особенно среди набожных христиан-евангелистов, эта одержимость проявляет себя в восхищении и поддержке национального еврейского возрождения на Святой Земле. Однако, в большинстве случаев антиеврейские предубеждения и враждебность, широко известные как антисемитизм, усиливают недоверие и ненависть к Израилю. И действительно, тот факт, что международное освещение арабо-израильского конфликта и наветы против сионизма и Израиля, такие, как подлое сравнение Израиля с нацистской Германией и Южной Африкой времен апартеида, безошибочно указывающие на масштабы интенсивности и эмоционального соучастия, далеко выходящие за рамки нормального уровня, который можно ожидать от объективного наблюдателя, позволяет предположить, что это является не результатом реакции на конкретные действия Израиля, а демонстрирует проявление давних предубеждений, которые превратности конфликта вынесли на поверхность.
У этой
монеты есть и другая сторона. В течение
двух тысячелетий в христианском и мусульманском
мире, где евреи стали воплощением беспомощности,
вечным мальчиком для битья и козлом отпущения
при любой напасти, поражавшей общество,
еврейская кровь была дешёвой, и даже вообще
не имела цены. Из этого вытекало, что нет
никакой причины для того, чтобы Израиль
не следовал примеру предыдущих поколений,
чтобы не раздражать своих арабских соседей
и проявлять сдержанность при любых нападениях
на него. Однако, вместо того, чтобы знать
своё место, это наглое еврейское государство
позволило себе отказаться от этой исторической
роли, выставив цену еврейской крови и
разгромив тех громил, которые до сих пор
могли безнаказанно изводить евреев. Этот
драматический разворот истории не мог
не быть сочтен аморальным и неприемлемым.
Это явилось причиной возмущения глобального
сообщества, и это побудило мировую масс-медиа
посвятить неограниченные ресурсы для
отслеживания каждой минуты «непропорциональной»
реакции Израиля, не уделяя при этом никакого
внимания ущербу, нанесённому израильским
городам и их жителям.
Сионизм не смог разрешить «еврейскую проблему»
Такое утверждение, несомненно, будет отвергнуто многими оппонентами Израиля как «сионистская пропаганда». Но, на самом деле, оно не только противоречит общепринятому среди израильских учёных и интеллектуалов мнению, но и бросает вызов одному из наиболее фундаментальных принципов сионизма – что создание еврейского государства, где еврейская диаспора, собравшись вместе и став нормализованной нацией, решит «еврейскую проблему» и уменьшит, если не покончит вообще с феноменом антисемитизма.
Однако этот ход мыслей отцов-основателей сионизма не смог предугадать, что предубеждение и одержимость, которые до сих пор предназначались для отдельных евреев и отдельных еврейских общин, будут распространены и на еврейское государство. Как написал когда-то поэт Генрих Гейне, который сам был евреем, отрекшимся от иудаизма, иудаизм – это «семейное проклятие, которое длится тысячу лет», и не имеет значения, сколько раз Израиль будет пытаться избавиться от этого проклятия - он никогда не сможет уйти от этой горькой реальности.
Грустная мысль, что и говорить. Но существует ли другое объяснение тому, почему шестьдесят лет после основания в результате международно признанного акта самоопределения, Израиль остаётся единственной страной в мире, на которую изливается непрерывный поток самых диких и нелепых теорий заговора и кровавых наветов; чья политика и действия с одержимостью осуждается международной общественностью; чьё право на существование неизменно оспаривается и подвергается сомнению не только его арабскими врагами, но и частью продвинутого общественного мнения на Западе?
* * *
Профессор Эфраим Карш является главой исследовательского центра изучения Средиземноморья и Ближнего Востока в Королевском колледже Лондонского университета, а также членом Комитета международных экспертов Института вопросов современности при Иерусалимском Центре общественных дел.
Статья публикуется с любезного разрешения Иерусалимского центра общественно-политических исследований.
Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
Январь 2009 г.
Иллюстрация Борис Эренбург