ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем документе подробно рассматривается широкий диапазон фактологических и международных юридических проблем, касающихся военной операции, осуществленной Армией Обороны Израиля (“АОИ”) в секторе Газы в декабре 2008 года -январе 2009 года (операция “Газа”).
2. Настоящий документ подготовлен с целью рассмотреть операцию "Газа" в соответствующем фактологическом и юридическом контексте. По ряду проблем в документе предлагается лишь предварительный анализ, поскольку АОИ все еще проводит всесторонние полевые и уголовные расследования обвинений касательно поведения солдат и офицеров во время этой операции. Результаты расследований будут изучены военным юридическим советником и переданы для дальнейшего рассмотрения Генеральному прокурору. Кроме того, в рамках судебного надзора могут быть поданы ходатайства в Верховный суд Израиля (выступающий вкачестве Высшего суда справедливости).
3. В настоящем документе рассматривается контекст операции "Газа" и отмечается, что Израиль имел как право, так и обязанность вести военные действия против Хамаса в секторе Газы с целью остановить почти непрерывные ракетные и минометные обстрелы тысяч израильских граждан, а также иные террористические акты, осуществляемые этой организацией. За период с 2000го по 2008-й год по Израилю было выпущено приблизительно 12 000 ракет и минометных снарядов, включая почти 3 000 ракет и минометных снарядов только в 2008 году. Хамас намеренно осуществлял значительную часть обстрелов по утрам и днем, чтобы терроризировать школьников. Эти преднамеренные нападения стали причиной смертей, ранений и огромного материального ущерба: многие фирмы были вынуждены закрыться, а десятки тысяч жителей, подвергшиеся террору, покинули свои дома.
4. В документе отмечается, что Хамас постоянно работал над увеличением дальнобойности своего оружия, и к концу 2008 года его ракеты были способны достичь некоторых из крупнейших городов Израиля, а также объектов стратегической инфраструктуры, неся смертельную угрозу одному миллиону израильских граждан, включая почти 250 000 школьников. Хамас также осуществил многочисленные террористические акты боевиков-смертников против израильских граждан и создал в секторе Газы многочисленные вооруженные силы, насчитывающие более 20 000 вооруженных боевиков.
5. В настоящем документе также описываются многочисленные попытки Израиля остановить указанные выше нападения невоенным путем. Эти попытки, включая экстренные обращения в ООН, были предприняты прежде, чем начать операцию "Газа". Генеральный секретарь и сменяющиеся председатели Совета Безопасности пытались предпринять определенные действия, а также выдвинуть дипломатические инициативы -непосредственно и через посредников – с целью остановить насилие. Хамас, тем не менее, продолжал и фактически наращивал интенсивность своих атак. Среди этих атак следует упомянуть проникновение на территорию Израиля из сектора Газы в июне 2006 года и похищение военнослужащего АОИ, капрала Гилада Шалита, который, спустя три года, все еще остается в плену, будучи совершенно отрезанным от внешнего мира и без доступа к нему Международного Комитета Красного Креста ("МККК") иликакой-либоиной международной организации.
6. В подробном юридическом анализе, включающем обзор соответствующих юридических принципов и государственной практики, приводимом в настоящем документе, отмечается, что применение Израилем военной силы в ходе операции "Газа" было как необходимым, так и пропорциональным ответом на нападения Хамаса. Несмотря на то, что АОИ продолжает расследовать некоторые инциденты, имевшие место во время данной операции, в документе наглядно показано, что командиры и солдаты израильской армии руководствовались международным гуманитарным правом, включая принципы различения и пропорциональности. Эти принципы, культивируемые в рамках обучения в АОИ, а также этический кодекс и правила применения силы, требуют от солдат АОИ направлять свои атаки исключительно на военные цели и пытаться избежать причинения вреда гражданским лицам и объектам. В ситуациях, когда было невозможно избежать непреднамеренного причинения ущерба гражданским лицам или гражданской собственности, АОИ прилагала чрезвычайные усилия для того, чтобы этот ущерб не был чрезмерным по сравнению с ожидаемым военным преимуществом – как в каждом отдельном случае, так и в целом. Как до, так и во время операции "Газа", АОИ делала все возможное (что отражено в настоящем документе) для обеспечения доставки гуманитарной помощи палестинскому населению, включая отправку 1 511 грузовиков, перевезших 37 162 тонны грузов.
7. В отличие от этого, как до, так и во время операции "Газа", Хамас совершал явные и серьезные нарушения международного права. В документе зафиксированы преднамеренные ракетные и минометные обстрелы Хамасом гражданского населения Израиля, что является нарушением международного права, запрещающего преднамеренные нападения на гражданских лиц и гражданские объекты. Также документирована преднамеренная тактика Хамаса, поставившего гражданское население сектора Газы перед серьезной опасностью. Эта тактика включала запуск ракет из густонаселенных районов, около школ и защищенных международным правом зданий ООН, использование больниц в качестве баз для проведения боевых операций, а также санитарных машин в качестве военного транспорта, хранение оружия в мечетях и минирование целых жилых кварталовтаким образом, что атака на одно здание вела к разрушению многих других. Эти действия, зафиксированные в фото-и видеодокументах, прилагаемых к настоящему документу, являются нарушением международного права. Многие из случаев смерти и ранения гражданских лиц, а также значительную часть поврежденного во время операции "Газа" имущества, можно отнести за счет тактики Хамаса, направленной на смешивание боевиков с гражданским населением и использование его в качестве живого щита либо проведение военных операций рядом с защищенными международным правом зданиями и гражданской собственностью. В документе также отмечены прямой ущерб и убытки, наносимые палестинцам взрывами на фабриках Хамаса по производству оружия и падением не долетевших доцели ракет на палестинцев-жителей сектора Газы.
8. В документе рассматриваются острые проблемы, стоящие перед Израилем в связи с тем, что противник использует свое собственное гражданское население в качестве живого щита. В нем перечислены все те многочисленные предосторожности, которые предпринимались Армией Обороны Израиля с целью избежать или ограничить ущерб, причиняемый гражданскому населению сектора Газы, при необходимости достичь поставленной перед собой цели прекращения постоянных ракетных и минометных обстрелов Хамасом израильского гражданского населения и собственности. АОИ не только проверяет и перепроверяет цели и использует наименее разрушительные боеприпасы, позволяющие достичь легитимных военных целей; Она также реализовала сложную систему предупреждений, включая всеобщие предупреждения гражданских лиц (через трансляцию в СМИ и листовки), с целью избежать или минимизировать присутствие гражданских лиц в зонах и зданиях, используемых Хамасом. Региональные предупреждения были направлены на то, чтобы гражданские лица могли покинуть определенные районы до начала операции АОИ. Конкретные предупреждения (с помощью телефонных звонков и предупредительных выстрелов по крыше) применялись, чтобы гражданские лица могли покинуть здания, являющиеся целью для атаки. АОИ распространила более 2,5 миллионов листовок и сделала более 165 000 телефонных звонков, обращаясь к гражданским лицам с просьбой удалиться от военных объектов.
9. В настоящем документе Израиль признает, что, несмотря на все предосторожности, операция "Газа" привела к многим случаям смертей и ранений гражданских лиц, а также к значительному ущербу общественной и частной собственности в секторе Газы. Израиль не делает попыток преуменьшить понесенные людские потери. Как заявил по завершении конфликта предыдущий премьер-министр Ольмерт: “От имени Правительства Израиля я хочу выразить свое сожаление по поводу причинения ущерба невинным гражданским лицам, извиниться за боль, которую мы им причинили, за страдания, которое они и их семьи перенесли в результате невыносимой ситуации, созданной Хамасом.”
10.При анализе юридических аспектов конфликта в настоящем документе отмечается, что случаи смерти гражданских лиц и причинения ущерба собственности (даже когда они носили существенный характер) не обязательно означают, что при этом имели место нарушения международного права. В частности, принципы различения и пропорциональности нарушаются только в том случае, когда гражданские лица намеренно становятся целью, или когда военные цели поражаются с пониманием того, что это может причинить чрезмерный (по сравнению с ожидаемым военным преимуществом) ущерб гражданскому населению. Преднамеренные нападения Хамаса на гражданское население Израиля являются нарушением данных норм и, следовательно, нарушением международного права. Атаки же АОИ против военных объектов Хамаса, несмотря на их тяжелые последствия для гражданского населения сектора Газы, таковыми не являются.
11.В документе также подробно излагаются усилия Израиля по координации и обеспечению предоставления гуманитарной помощи палестинцам в секторе Газы. В нем также зафиксированы неоднократные злоупотребления Хамасом этими мерами, включая запуск ракет во время гуманитарных пауз и открытие огня по пограничным переходам. Также отмечены нападения Хамаса на гуманитарные конвои и похищение гуманитарных поставок, предназначенных для нуждающихся.
12.В документе также приведены ранее не публиковавшиеся подробности многочисленных расследований АОИ по поводу обвинений в нарушениях закона. Группы следователей АОИ в настоящее время расследуют приблизительно 100 жалоб, включая 13 открытых на данный момент уголовных дел. Все вновь поступившие жалобы также будут рассмотрены. В документе сформулированы предварительные результаты некоторых полевых расследований АОИ, включая расследования, касающиеся следующих обвинений:
1) инциденты, при которых были обстреляны или повреждены структуры ООН и международных организаций;13.Полевые расследования составляют лишь предварительную стадию полного юридического процесса. Они должны быть рассмотрены военным юридическим советником, который может принять решение о возбуждении уголовного дела. Решения военного юридического советника рассматриваются Генеральным прокурором и могут также быть рассмотрены израильским Верховным Судом (выступающим в качестве Высшего суда справедливости). Израильская система по расследованию возможных нарушений закона, включая систему судебного надзора, является международно признанной, как основательная и независимая; ее процедуры и учреждения подобныаналогичным в других западных странах.
2) инциденты, связанные с обстрелом медицинских учреждений, зданий, транспортных средств и персонала;
3) некоторые инциденты, в которых был причинен ущерб многим гражданским лицам;
4) использование боеприпасов, содержащих белый фосфор;
5) разрушение частной собственности и инфраструктуры наземными войсками. В документе представлен максимально возможный (во избежание оказания влияния на ход следствия) объем информации с учетом того, что указанные расследования внастоящее время еще не завершены.
14.Израиль глубоко сожалеет по поводу гражданских потерь, имевших место во время операции "Газа". Но у Израиля в соответствии с международным правом есть право и обязанность – как и у каждого государства – защищать свое гражданское население от намеренных ракетных обстрелов. Это предполагает освобождение от ответственности в степени, согласующейся с нормами международного права. Израиль намерен провести всестороннее расследование всех обвинений и довести результаты этих расследований до широкой общественности по мере их завершения.
Июль 2009 г.
Информационный Центр по разведке и терроризму при Центре Специальных Исследований