Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Авторы: И. Кармон, Я. Йеошуа, А. Савьйон и Х. Мигрон

Введение

Недавняя война в Газе была охарактеризована международными СМИ как местный военный конфликт между Израилем и ХАМАСом. Однако у этой войны, как и войны 2006 года в Ливане и других военных и политических событий, произошедших за последние тридцать лет на Ближнем Востоке, есть общий знаменатель – они являются результатом конфликта между революционным Ираном и Саудовским королевством, а также между их лагерями. Этот конфликт – ключ к пониманию Ближнего Востока 21-го века.

Геостратегический, религиозный, этнический и экономический аспекты конфликта между Саудовской Аравией и Ираном оказывали влияние на Ближний Восток в течение последних 30 лет, начиная с исламской революции в Иране, которую возглавил аятолла Рухолла Хомейни. Временами были затишья (особенно во время правления бывшего президента Ирана Мохаммада Хатами), однако после прихода к власти Махмуда Ахмадинежада конфликт разразился с новой силой. В данный момент этот конфликт перерос в настоящую холодную войну; он также отражается в возникновении двух отдельных блоков на Ближнем Востоке: иранской оси (в которую входят Иран, Сирия, Катар, «Хизбалла» и ХАМАС) и саудовско-египетского лагеря, взгляды которого разделяет большинство арабских стран.

Эта вражда и холодная война окажут значительное влияние на местном, региональном и международном уровнях и ограничат возможности дипломатической деятельности, направленной на разрешение межпалестинского и израильско-палестинского конфликтов, а также проблемы ядерного Ирана.

Война 2009 года в Газе: Хронология событий

Война в Газе началась 27 декабря 2008 года, после того, как лидер ХАМАСа Халед Машааль отказался – сообщается, что по распоряжению министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки [1] – принять участие в переговорах по межпалестинскому соглашению при посредничестве Каира. Вместо этого он заявил в Дамаске, что период затишья («тахдия») закончился, и что ХАМАС не намерен его возобновлять – тем временем члены ХАМАСа обстреливали ракетами юг Израиля.

Как только началась война, Сирия и Катар попытались созвать экстренное заседание Лиги арабских государств, чтобы оказать помощь ХАМАСу. Египет и Саудовская Аравия воспрепятствовали этому на заседании глав МИД арабских государств, состоявшемся в Каире 31 декабря 2008 года, где было принято решение вести международную дипломатическую деятельность, направленную на прекращение военных действий. Сообщается, что на закрытом заседании с главами МИД стран ЕС президент Египта Хосни Мубарак заявил, что «нельзя допустить, чтобы ХАМАС вышел победителем из нынешнего конфликта».[2]

Несмотря на это, Катар и Сирия продолжали предпринимать попытки, чтобы провести экстренное заседание 16 января 2009 года – с участием желающих стран. Тем временем началась двусторонняя кампания по оказанию давления на другие арабские страны: Иран, Сирия и Катар призывали их принять участие в заседании, в то время как Саудовская Аравия и Египет настаивали на обратном.

Этот конфликт закончился победой саудовско-египетского лагеря, так как заседание, состоявшееся в Дохе, прошло при отсутствии кворума.[3] Некоторые арабские страны были весьма обеспокоены тем, что президента Ирана Махмуда Ахмадинежада пригласили на заседание в качестве наблюдателя. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выразивший полную поддержку ХАМАСу, также присутствовал в качестве наблюдателя.[4]

Чтобы подчеркнуть свою политическую победу, саудовско-египетский лагерь заручился поддержкой международного сообщества, собрав европейских лидеров на специальное заседание в Шарм аль-Шейхе 18 января 2009 года. В нем приняли участие лидеры главных европейских стран, которые собрались, для того чтобы выразить поддержку саудовско-египетскому лагерю.

На следующий день, 19 января, в Кувейте прошел заранее запланированный экономический саммит, часть которого была посвящена войне в Газе. На саммите преобладали страны, принадлежащие саудовско-египетскому лагерю. На заседании Катар потребовал одобрить резолюцию, принятую на конференции в Дохе, которая призывала аннулировать мирные соглашения с Израилем и отозвать арабскую мирную инициативу. Однако Саудовская Аравия и Египет отвергли это требование, и на саммите не было принято резолюции по войне в Газе.

18 января ХАМАС был вынужден принять одностороннее прекращение огня, объявленное Израилем за день до этого, а также посредничество Египта в межпалестинских переговорах – требования, которые организация категорически отказывалась принимать до войны.

Поэтому можно сказать, что в отличие от войны 2006 года в Ливане и последующего конфликта в 2008 году между «Хизбаллой» и «Движением 14 марта», который закончился переходом Ливана под контроль «Хизбаллы» и ирано-сирийской оси,[5] война в Газе принесла успех противоположной стороне. Она закончилась поражением ХАМАСа и политической победой саудовско-египетского лагеря на региональном уровне.

Полную версию статьи на английском языке читайте здесь: http://www.memri.org./bin/latestnews.cgi?ID=IA49209 .

Содержание

И. Кармон – президент MEMRI; Я. Йеошуа – директор исследований MEMRI; А. Савьйон – директор проекта MEMRI «СМИ Ирана»; и Х. Мигрон – научный сотрудник MEMRI.


[1] Советник председателя ПА Махмуда Аббаса Тайиб Абд ар-Рахим заявил, что во время визита в Дамаск министр иностранных дел Манучехр Моттаки дал распоряжение, чтобы лидеры ХАМАСа возобновили сопротивление и помешали Египту участвовать в палестинском диалоге. «Аль-Хаят аль-Джадида», Палестинская автономия, 01.01.2009.

[2] «Гаарец», Израиль, 06.01.2009.

[3] Согласно уставу Лиги арабских государств, экстренное заседание может проводиться в присутствии как минимум 15 стран, входящих в кворум. Следовательно, каждая арабская страна была вынуждена встать на чью-либо сторону в этом конфликте и, либо поддержать инициативу проведения экстренного заседания, либо ее отклонить, и таким образом объявить о своем предпочтении того или иного лагеря.

В совещании в Дохе приняли участие Сирия, Судан, Алжир, Ливан (президент Ливана, как утверждает ХАМАС, делал вид, что находился там по принуждению), Коморские острова, Мавритания, Ирак, Оман, Ливия, Марокко и Джибути. Следует отметить, что президент ПА Махмуд Аббас, который сотрудничает с Египтом и Саудовской Аравией, не принял участие в заседании, а представители некоторых палестинских фракций, то есть ХАМАСа, «Исламского джихада» и «Народного фронта освобождения Палестины — Генеральное командование» (НФОП—ГК) прибыли в Доху на личном самолете эмира Катара.

[4] Министр иностранных дел Египта Ахмад Абу аль-Гейт объяснил в интервью телеканалу Orbit TV, что Египет помешал созыву экстренного заседания Лиги арабских государств, так как «действия арабских [государств] не могут зависеть от согласия [неарабских] стран, таких как Коморские острова…» Он добавил: «Где же крупные влиятельные страны региона, такие как Египет и Саудовская Аравия?» «Аль-Масри аль-Яум», Египет, 29.01.2009.

[5] Конфликт, возникший в 2008 году между «Хизбаллой» и «Движением 14 марта», закончился победой «Хизбаллы», поскольку основные требования организации были удовлетворены: ей была предоставлена треть кабинета министров, позволяющая контролировать решения правительства, и дано право утверждать назначение президента. Кроме того, премьер-министр Ливана Фуад Синьора аннулировал свои решения, принятые 6 мая 2008 года, что послужило непосредственным поводом для конфликта между «Хизбаллой» и «Движением 14 марта» – а именно, решение объявить частную телекоммуникационную сеть «Хизбаллы» нелегальным предприятием, подрывающим суверенитет Ливана, и предъявить обвинение лицам, ответственным за ее создание; и решение уволить главу службы безопасности аэропорта в Бейруте Вафика Шакира, который сотрудничал с «Хизбаллой». «Аль-Мустакбаль», Ливан, 15.05.2008.

В захвате Ливана «Хизбалле» содействовал Катар, созвавший саммит в Дохе 21 мая 2008 года, на котором были укреплены политические достижения «Хизбаллы» и оси Иран-Сирия-Катар.


MEMRI.ORG