36 из 40 караванов уже установлены на новых участках, и вскоре начнется строительство постоянных домов
На шоссе, ведущем к блоку поселений Шило, в последние дни установлены плакаты: "Осторожно, тягачи на дороге". Одна из дорог перекрыта для движения обычного транспорта, чтобы позволить тяжелым грузовикам со сборными домиками проехать в новое поселение Амихай, созданное для семей, выселенных в феврале из Амоны.
С шоссе можно увидеть энергично работающие тракторы. На местности выделяются участки, подготовленные для строительства постоянных домов для десятков семей, которые надеются, что установленные в последние двое суток караваны будут их только временным жилищем. "Мы хотим начать строить как можно быстрее", - говорит Авихай Буарон, председатель штаба Амоны. - "Не хотим, чтобы это затянулось. Мы говорим: переходим к этапу строительства".
Территория нового поселения - 400 дунамов. На каждом участке установлены караваны размером в 75, 85 или 95 кв метров. В последние недели каждая семья выбрала себе участок площадью в 1 дунам, который эта семья выкупит и построит там дом. Пока региональный совет Биньямин арендует эту территорию и сдает ее поселенцам, пока они не выкупят. "Распространенная ошибка - разговоры, что якобы тут что-то получают задаром", - говорит Буарон. - "Участки мы выкупаем, и дома строим как все граждане". Компенсации за разрушенные дома они еще не получили.
По состоянию на сейчас на территории будущего поселения 60 подготовленных участков. Лишь на 20 будут установлены караваны - о 20 других подана апелляция в БАГАЦ, и государство решило до решения суда не ставить там караваны. Это уже третья апелляция, поданная левыми организациями и арабами по вопросу поселения Амихай. Две предыдущие апелляции были отклонены Верховным судом. И возражения, поданные в Гражданское управление против создания поселения, отклонены. В поселении надеются, что суд отвергнет и третью апелляцию.
Тем временем за два дня были установлены 36 сборных домиков (караванов). В ближайшие 3 недели закончится подготовка 40 участков, включая подводку электричества, и к Песаху семьи переедут в новое поселение - чуть меньше года после выселения из Амоны и прохивания в мидраше в Офре. На первом этапе запланировано строительство 102 домов для выселенных из Амоны и того, что называется "естественным ростом", а всего в будущем на территории поселения и прилегающих учстах будут 1100 единиц жилья.
Как говорят жители Амоны: хоть участок земли на горе над Офрой они проиграли, но создание нового поселения после 20 лет, в течение которых в Иудее и Самарии не создавались новые поселения, - это победа. "Я думаю, что наша борьба была большой победой, и поселенцам Амоны полагается слава и хвала за то, что вынесли на своих плечах все тяготы, и за их самоотверженность", - говорит Буарон и не забывает отметить "всех помогавших: премьер-министра, председателя регионального совета, министров. Наконец-то понято, что наша борьба - это борьба граждан за свои права. Это демократия в лучшем виде. Почему работники фирмы Тева могут перекрывать шоссе, а мне нельзя протестовать против того, что разрушают мой дом, построенный под эгидой государства?"
Из 42 семей, выселенных из Амоны, одна переехала в Негев, еще одна - на Голаны, но до лета собирается вернуться в общину Амона-Амихай. Остальные 40 семей сразу переедут в Амихай, кроме 4 семей, которым придется дожидаться окончания инфраструктурных работ.
"Мы не боролись из соображений, что если будем решительными, то получим больше", - говорит Буарон. - "Борьба вытекала из веры в наш путь, из идеалов и твердого убеждения, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы израильское поселение пропало. Это нашло выражение в представленной нами линии, и я думаю, что тот, кто идет со своей правдой и верит в справедливость его пути, достигает небывалого. Это сильнее системы, не знакомо ей. Такая общественная борьба выводит систему из состояния комфорта".
По его словам, в случае выселения Амоны поселенцы в любом случае намеревались создать новое поселение. "Это была война за дом, и было ясно, что мы будем воевать за свой дом. Даже если бы я жил в Нетании или в Иерусалиме и пришли бы выселить меня, я бы воевал за свой дом. Это был протест, уважающий и демократию, позволяющую протест".
("Макор ришон" 23.02.2018)
Перевел Моше Борухович