Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
часть1. ВОЗВРАЩЕНИЕ В «КФАР ДАРОМ»
часть 2 .ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ГАЗЕ
часть 3 «5 ПАЛЬЦЕВ ПОСЕЛЕНИЙ»
часть 4 "ВОЕННАЯ ТАЙНА: ФОРПОСТ КФАР ДАРОМ"
часть 5.«СИОНИСТСКИЙ ОТВЕТ ТЕРРОРУ»
часть 6. «СКОРЕЕ НА МОЕЙ ЛАДОНИ ВЫРАСТУТ ВОЛОСЫ, ЧЕМ ЗДЕСЬ ВСТАНУТ ПОСЕЛЕНИЯ»
часть 7. «ПЕРВЕНЕЦ ПОСЕЛЕНИЙ – НЕЦЕР ХАЗАНИ»
часть 8. ПОСЕЛЕНЦЫ УБЕДИЛИ ЭЗЕРА ВЕЙЦМАНА.
часть 9. ГОРСТОЧКА ПОСЕЛЕНЦЕВ СОЗДАЁТ СОВЕТ.
часть 10. «2000 ПАР БРЮК»


ЧАСТЬ 11. СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ, КАК КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОТСТУПЛЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ

http://www.hevel-katif.org.il/Html% 20Files\Hebrew\History_Perek_11.html

В один из дней, приехав с уже обычным визитом в Сохнут, Реувен Розенблат заглянул в проект развития района Аза. На территории дюн были нарисованы небрежно 2 круга. «Это напоминает мне 2 яйца», - прошептал Розенталь Генделю. Одно «яйцо» было нарисовано в южной части района, на границе с Египтом, на просторе безлюдных дюн. Согласно проекту там должны были встать 3 поселения. Второе «яйцо» было нарисовано в северной части Гуш Катиф, и там уже стояли 3 поселения: Нецер Хазани, Катиф и Ганей Таль, который был в разгаре застройки.
Что-то в проекте резануло Розенблата. В центре, между двумя этими «яйцами», в проекте было намечено развитие Хан-Юнес на дюнах до моря. Смысл этого был ясен – разделение между двумя комплексами: 3 поселения на севере, 3 – на юге, а посередине - Хан-Юнес, спускающийся к морю.
В проекте был также отмечен небольшой районный центр рядом с Нецер Хазани, названный Амбар, смысл которого связан с зерном, последнее, что может произрастать на песках Гуш-Катиф. Очевидно, кто-то считал, что если говорится о сельскохозяйственных поселениях, то и у их центра должно быть сельскохозяйственное название, даже если оно смешит.
Недостатки проекта сразу стали ясны поселенцам. Районный центр рядом с Нецер Хазани изолирован от второго поселенческого комплекса, и поэтому он будет безмолвным и пустым. По проекту создание Центра должно было произойти только после строительства всех 6 поселений. Проектировщики говорили о центре «Амбар», как об очень маленьком, с только основными службами. Остальные услуги, как-то: банковские или медицинские (объясняли проектанты) жители Гуш Катиф будут получать в городе Ямит, удалённом на рассоянии более 10 км по побережью от группы поселений Хевель Катиф.
Итак, после первой простой борьбы за бюджет, дающий возможность создания в будущем большого развивающегося районного совета, началась другая борьба, не менее важная, - за проектирование района.
Первоначальной целью борьбы была отмена проекта расширения Хан-Юнес в сторону моря, что разделило бы на 2 части Хевель Катиф, и создание проекта поселения, которое объединило бы все прибрежные поселения Хевель Катиф в один комплекс. Они поняли то, что не поняли проектанты – что это большое пространство позволяет в будущем строительство более 6 поселений.
Поэтому они также воспротивились строительству районного центра возле Нецер Хазани. «Районный Центр», - объяснил Реувен гос. чинам, - «должен быть в середине комплекса, там, где как раз запланировано расширение Хан-Юнес.
Поселенческие учреждения такие, как ВСО и поселенческое движение - Объединение мошавов а-Поэль а-Мизрахи (особенно последние) не очень то хотели участвовать в создании большого количества поселений. Руководство этих организаций горячо утверждало: «Сначала заполните людьми 3 существующих поселения (несмотря на то, что в действительности существовали только 3 поселения – Ганей Таль был ещё в стадии строительства) и только тогда сможем говорить о строительстве дополнительных поселений. Даже Хаим Надив, Генеральный секретарь Объединение мошавов а-Поэль а-Мизрахи, утверждал, что нельзя строить новые посёлки, т.к. потенциал абсорбции в Катифе очень мал, и трудно найти семьи для этого, и невозможно забросить посёлки с 20-ю семьями и начать строительство новых, так, что в конце-концов в каждом из них будет 10-15 семей.
Цви Гендель и Реувен Розенблат при полный поддержке 5 членов регионального совета (кроме представителей 3-х поселений, Совет включал в себя также представителя светского ядра, которое находилось тогда в Мораг и планировало перебраться в Хевель Ямит, представителя Министерства Внутренних дел и представителя Военного Управления, который также был членом Совета) напротив, утверждали, что только, если в Гуш Катиф будет много посёлков с районным центром, можно будет абсорбировать во все поселения много людей, и тогда уже существующие поселения получат более ускоренное развитие, чем в случае, если их будет только 3 разрозненных удаленных поселения.
Проекту создания Центра в Неве-Дкалим воспротивилась также часть поселенцев в Нецер Хазани и в Ганей Таль. Не надо на них сердиться. Ведь даже дорог не было там, и, в самом деле, надо было иметь предвиденье Герцля, чтобы верить, что что-то новое зацветёт в песках. Дети поселенцев учились тогда в школе, в деревне Маймон. На втором этапе развития взяли бытовое здание в Нецер Хазани и превратили его в 2 школьных класса – первая еврейская школа в Хевель Аза с момента разрушения еврейской общины в 1929г.
В конце-концов было достаточно удобно посылать детей в школу, находящуюся в нескольких шагах от дома. И вдруг приходит к ним региональный совет и сообщает им, что их дети будут ездить каждое утро в какую-то придуманную школу посреди песчаных просторов, в центре пустыни, возле Хан-Юнес, без какого-либо еврейского поселения вблизи, без подъездной дороги, кроме как через центр Хан-Юнес, и всё из-за какого-то странного безумия председателя Совета. В самом деле всё это выглядит не очень симпатично.
Здесь помогло умение убеждать Цви Генделя у которого, в противоположность Реувену Розенблату, были дети в той школе, и который не ленился беседовать с его товарищами, жителями района, и объяснять им снова, и снова: «Друзья, немного предвиденья. Здесь будет много посёлков».
Нелёгкий спор был также с Управлением по сельскому строительству. Начальник Управления, Йоси Маргалит, привёл рассуждения, подобные рассуждениям Поселенческого движения: «Мы не станем возводить новые поселения и также Неве-Дкалим». Вы решайте, что первоочерёдно, что наиболее необходимо вам. Внесём это в бюджет на ближайшие год-два, даже 3 года, т.к. это процесс строительства посёлка, а затем уже всё остальное». Но Реувен и Цви снова повторяли: «Хевель Катиф по такой маленькой сегодняшней программе никуда не сдвинется, он будет оставаться на месте. Дайте нам дорогу для продвижения».
Это не убедило Маргалита, но он согласился приехать в район со своим представителем на юге, Яковом Зейде, поездить и посмотреть, в смысле «увидеть своими глазами». Реувен и Цви сопровождали его в поездке. Сначала собирались ехать через Хан-Юнес, но у Цви Генделя была другая идея: ехать прямо, через песчаные дюны. Для поездки по дюнам нужен джип. Где взять джип? У Совета не было денег для финансирования такого приключения. Цви Гендель нашёл частным образом какой-то джип, выкрасил его кистью в красный цвет, чтобы был красивый и впечатляющий, а дополнительный джип нашли у жителя Нецер Хазани. И так выехали в дюны, на которых был запланирован торговый центр. Реувен, с развевающейся на ветру бородой, стоял на дюнах и произносил речь о своём виденьи: «Здесь будет школа, здесь – банк, здесь – региональный совет, здесь средняя школа. Маргалит пытался скрыть свою насмешливую улыбку. Реувен заметил это, но не среагировал. Как можно реагировать, если на обратном пути красный впечатляющий джип Цви Генделя погрузился в песок, и вся компания непредвиденно застряла в дюнах на несколько часов.
Но упорство победило, и в один из дней Йоси Маргалит сообщил Реувену, что решено выделить бюджет на строительство трёх дополнительных посёлков: районный центр Неве-Дкалим и 2 посёлка Гадид и Ган-Ор.
Прошли годы. Неве Дкалим уже был создан, когда Маргалит пришёл к Реувену и сказал ему: «Знай, Реувен, когда ты стоял на дюне и говорил об учреждениях, которые возникнут здесь, я был уверен, что из этого ничего не выйдёт, т.к. не было поселенцев, и не было для кого это делать. Признаюсь в своей ошибке».
28 июня 1981 года, за 2 дня до выборов в 10-й Кнесет, была проведена церемония становления на землю Гадид и Ган Ор. В тот же день было объявлено о создании 3-его посёлка – Бдолах. Церемония была проведена на площади уже подготовленной для стоительства Гадида. Руководители МАФДАЛь, среди них министр образования - Звулун Хаммер (да будет память его благословенна), член Кнесета Элиэзер Автаби, и секретарь Объединения мошавов а-Поэль а-Мизрахи Хаим Надиви почтили эту церемонию своим присутствием. Был также руководитель Отдела поселений в Еврейском Сохнуте – Раанен Вайц (да будет память его благословенна). В предвыборной атмосфере присутствовала также молодёжь из движения «а-Тхия»., которая впервые учавствовала в выборах, и пртестовала пртив поддержки МАФДАЛем Кемп-Дэвидских соглашений и ожидаемому отступлению из Хевель Ямит. Член Кнесета от Мафдаля Автаби, не владел собой: «Поселения строятся не лозунгами, а делами, это доказала МАФДАЛЬ, строящая страну», - кричал он им, но никого не убедил.
Выборы в Кнесет оставили правых у власти. Менахем Бегин, когда ещё за считанные месяцы до этого все оплакивали его политическую карьеру и его политику, отряхнулся, как птица от песка, и снова бурно захватил власть. Руководитель оппозиции Шимон Перес почувствовал вкус власти на несколько минут, когда из-за ошибки в телевизионном опросе был представлен публично как глава правительства, пока не выяснилась ошибка за время менее часа. Патриоты Израиля, страшащиеся возврата левых к власти, вздохнули с облегчением.
Через 5 месяцев после выборов, 1.11.1981 года, впервые собрали межминистерскую комиссию по делам поселений во втором правительстве Бегина, во главе с министром сельского хозяйства – Симха Эрлихом (да будет память его благословенна). По предложению ушедшего председателя комиссии Ариэля Шарона (он был назначен теперь министром обороны), было решено отдать предпочтение в Хевель Аза, вообще, и в Гуш Катиф, в частности, на фоне отступления, которое должно было произойти в течение полугода из Хевель Ямит и Питхат Рафиах. В соответствии с предложением Шарона, комиссия решила создать 3 новых поселения в Хевель Катиф – 2 форпоста на севере Сектора и один – на юге. В дополнение было решено ускорить создание районного центра в Гуш-Катиф (который всё ещё назывался тогда Амбар) и также завершить строительство в Нецарим, Мораг, Гадид и Ган Ор. «Мы рады решению комиссии создать наконец наш центр», - сказал Реувен Розенблат. - «И я рад тому, что поселение евреев в Хевель Аза ширится за счёт государственной земли, которая до сих пор оставалась пустынной».
Накануне праздника Песах 6.04.1982 года приехали первопроходцы в новый форпост НаХаЛь на севере Сектора – Нисанит. Это были бойцы из форпоста Гадид, который сейчас должен был стать районным центром Неве Дкалим. К ним присоединилось и командование подразделения. За 3 года до этого, 30.04.1979 года, через месяц после подписания договора в Белом доме, в Вашингтоне, межминистерская комиссия по делам поселений приняла решение о создании 2-х форпостов на севере Сектора – между Бейт-Лахия и «зелёной линией». По прошествии 2-х недель, 15 мая, в Лаг ба-Омер, представители поселенческого отдела организовали поездку по району и нашли на месте дюны общей площадью 4-5 тысяч дунам, от Бейт-Ханун до Бейт-Лахии, которые находились под управлением КМТ имущества в Управлении Аза. Действительно, площадь вполне достаточная для строительства одного-двух поселений.
Через неделю после становления на землю ещё продолжалась перевозка оборудования из Гадида. Связь окончательно не прерывалась и затем, когда НаХаЛь, не имеющие работы в новом населённом пункте, продолжали работать на огородах Гадида до тех пор, пока не получили 30 дунам огорода от кибуца Эрез – кибуца, взявшего шефство над форпостом. Колышек первого израильского поселения был вбит на севере Сектора. Во время, когда в Хевель Аза происходило строительство, в нескольких километрах западнее его происходили более тяжёлые события – против разрушения поселений, выкорчёвывания посёлка Хевель Ямит в рамках мирного договора с Египтом. Это борьба, о которой писали под заголовком «Не выкорчевывай посаженное!», была горьче любой другой борьбы, в которой участвовали до сих пор патриоты Израиля. Были мобилизованы все сторонники. Многие семьи с детьми оставили свои дома и переехали в брошенные дома Хевель Ямит в надежде, что смогут задержать отступление.
Также и Реувен Розенблат как председатель соседнего Совета в вечер эвакуации переехал жить в Ямит, чтобы принять участие в борьбе против отступления. Во время совместной борьбы с друзьями против ликвидации поселений, ему тяжело было скрывать чувство внутреннего противоречия. С одной стороны, он был всем сердцем за прекращение отступления, с другой стороны, начиная понимать, что ликвидация поселений – непреложный факт, он уже мыслями был в будущем – каким образом извлечь пользу из этого ужасного события и повернуть разрушительные действия в нужное русло - помощь для строительства нового района поселений в Гуш Катиф. Это внутреннее противоречие не покидало его за всё время пребывания в Хевель Ямит.
Первым же разочарованием стала попытка завязать отношения с руководством светского поселения в районе Ямит. Они, отчаявшись, занимались только одним – переговорами о компенсациях. Все попытки заговорить с ними о переезде в Хевель Катиф в случае ликвидации не воспринимались ими совершенно, за исключением некоторых, как Ави Фархан и Игаль Сегаль. О них и будет рассказано далее. Несмотря на это, всё же возникла связь с двумя другими организациями: Ешиват Ямит и мошав Ацмона. Именно в Ацмона он наткнулся на совершенно глухую стену. Реакция на его предложение была одинаковой: «Реувен, мы не говорили об отступлении. Нет отступления. Запрещено говорить об этом. Разговоры об этом только усилят тенднцию отступления. Мы уже поселились – и именно здесь».
Также и в ешиве Ямит это было основным подходом, но во время борьбы, с приближением дня эвакуации, они начали колебаться. Кроме учащихся, жили в ешиве и семьи глав ешивы с многочисленными детьми. Не было у них другого места проживания, они не вели переговоры о компенсациях, и, с приближением момента эвакуации, они всё более опасались, что их просто выкинут на улицу. В те дни произошла смена руководства ешивы: руководитель ешивы рав Исраэль Ариэль, уступил место своему брату, раву Яакову Ариэлю. У братьев был разный подход по отношению к действиям против отступления. Раву Яакову Ариэлю было удобней услышать галахический вопрос Реувена Розенблата: можно ли мне начать разговор с семьями, о которых мы знаем, что они собираются покинуть это место, и что если будет эвакуация, то ешива будет переведена в Хевель Катиф.
Вопрос не был задан просто так. В те годы начались усиление изучения Торы в Гуш Катиф, что проистекало от того, что в первые годы поселения были немногочтсленны. Если земледельцы хотели урок Торы, приглашали рава или лектора со стороны, в основном, одного из глав ешивы Ямит или из района Азаты. Он приезжал, проводил занятия и возвращался домой. Чтобы решить эту проблему, было решено региональным советом привезти в Гуш Катиф, так сказать, людей Торы. Так родилась инициатива создания высшего учебного заведения для подготовки раввинов. Рав Игаль Каминский взялся за задание и начал создавать систему с самого начала. Он связался с ешивой «Мерказ а-Рав» в Иерусалиме, и постепенно образовалась группа из примерно 10 семей, готовых переехать в Гуш Катиф. Но возникла новая проблема: это были солидные семьи, часть с маленькими детьми, часть ожидающих ребёнка, а система образования в Гуш Катифе не отвечала их потребностям. Маленькая школа в Нецер Хазани, разумеется, не соответствовала нуждам образованя их детей.
Проблему эту пытался решить тогдашний руководитель ешивы Мерказ а-рав рав Авраам Шапиро, (со временем – главный раввин Израиля) и один из руководителей религиозно-сионистского движения.. Он поддерживал и поощрял подход районного совета усилить население Гуш Катиф изучающими Тору и взялся за дело: 10 семей собрались в его доме в Иерусалиме, с Реувеном и Цви Генделем. В результате усиленного обсуждения уговорили семьи переехать в Гуш Катиф и расселиться в имеющихся посёлках по 2-3 семьи в каждом и учиться вместе в рамках ешивы.
Теперь пытался Реувен Розенблат убедить руководителей ешивы Ямит приехать и поддержать семьи раввинов в посёлках Гуш Катифа. «Если поселение в Ямите продолжит своё существование», - объяснил Реувен раву Ариэлю, - «в Ямит будет ешиват-эсдер, а в Хевель Катиф будет МаГаЛь, как отделение этой ешивы. Если не дай Бог будет эвакуация, то вся ешива переедет в Хевель Катиф».
Рав Ариэль думал и думал, и после тяжёлых колебаний, с болью в сердце, дал разрешение на проверку возможности перевести ешиву в Хевель Катиф.
Генерал-майор Эрез согласился перевезти учеников ешивы в форпост НаХаЛь, называемый Гадид, который стоял на месте, где в течение года встанет Неве-Дкалим. Было решено, что в день эвакуации (из Ямита) солдаты покинут форпост, и их место займут ученики ешивы. Семьи глав ешивы перевезут в свободные дома трёх поселений: Нецер Хазани, Катиф, Ганей Таль.
И снова препятствие: когда Реувен спросил секретариат трёх поселений о предложении, был получен решительный отказ. По их мнению, сельскохозяйственное поселение предназначено только для земледельцев - членов поселения. С чего это вдруг посторонние жители, положение которых неясно, и которые целый день учатся и не работают?
Тут снова взялся за спасение ситуации Цви Гендель. При его содействии устроили собрание всех членов 3-х посёлков с участием Цви и Реувена. Три собрания, на которых убеждали жителей посёлков не действовать с позиции их секретариатов. Во всех 3-х поселениях жители их проголосовали за принятие учеников ешивы.
Заручившись этой поддержкой, Реувен Розенблат и региональный совет приготовили папку, т.н. «тик мегира», в которой в точности было написано, куда каждая семья переедет после эвакуации. Более того, семья, которая была уже готова к этому, возилась по Гуш Катиф до отступления, видела место переселения и дом, который она получит. Не все были к этому готовы. Инженер Авраам Бар-Илан, который станет со временем инженером районного совета Гуш Катиф, не был готов слушать о возможности эвакуации также, как жители Ацмоны.
Видя упрямство жителей Ацмоны, Реувен приготовил для них без их ведома план создания особого посёлка в небольшом форпосте НаХаЛь на юге района (сегодня это посёлок по имени Шалев). Проблема была в том, что в форпосте были только палатки, не такое уж подходящее жильё для семей. В Мораг, напротив, были построенные вагончики (караваны), и поэтому было решено перевезти учеников ешивы в небольшой форпост напротив Хан Юнес, а жителей Ацмоны – в Мораг. Весь процесс этот, как сказано, планировался региональным советом, ВСО и военным управлением без согласия жителей Ацмоны, с частичным согласием жителей ешивы Ямит. Ком округом Хаим Эрез был рад плану сохранить Ацмону как целостный послок, причём на его территории. «Такие люди нужны мне в моем округе. Это большая растрата – рассеять их во все стороны», - сказал он.

ОТ АЦМОНЫ ДО МИЦПЕ АЦМОНА

Утром, в понедельник 26 нисана 5742г. (1982г.) ещё гудела монотонно бетономешалка на строительной площадке синагоги, как протест против рокота моторов грузовиков и автобусов, которые ЦаХаЛь направил на место. Перед обедом солдаты потребовали от жителей покинуть всё и сесть в автобусы. Это была ужасная ночь, во время которой закончилась ликвидация поселения в Хевель Ямит. Армейские автобусы и грузовики ехали на центральные автовокзалы Иерусалима и Тель-Авива и выгружали там человеческий «груз», оставляя их на произвол судьбы.
В Ямит жители приготовились к последней борьбе на крышах, но подход жителей Ацмоны был другой – сопротивляться до последнего момента, но не после, чтобы избежать столкновений с ЦаХаЛем в любой форме и не вынуждать солдат производить эвакуацию насильно. Итак, в момент прибытия автобусов они стояли возле них. Когда была дана команда сесть в автобусы, сели без малейшего сопротивления, даже пассивного, не зная, куда они едут, где их выпустят и что произойдёт с ними в течение часа. И здесь ожидал их сюрприз: Реувен Розенблат, который как председатель Совета получил разрешение находиться в Хевель Ямит в любом месте, тоже вошёл в автобус и сказал жителям Ацмоны «Возможно, что я совершил серьёзное нарушение, но согласовал это заранее. Вы выйдёте из автобуса не в Тель-Авиве, а в Хевель Катиф».
Изумлённые, они тут же согласились. Уже наступила ночь, когда автобусы прибыли в Мораг. Не все вагончики были готовы. Часть семей заняла клуб, часть – столовую. Из-за несогласия поселенцев и Армия с Сохнутом не подготовились как следует, и поселенцы получили 4 стены и пол. Без жалоб улеглась часть семей, включая женщин и детей, в спальных мешках на землю. Один из поселенцев, Ицик Эйдельс, подошёл к Реувену и заговорил с ним о тесноте. Реувен понял, что парню тесновато в полученном жилье и он просит решения своей личной проблемы. Только через какое-то время, размышляя, как облегчить проблему парню и его семье, понял Розенблат, что тот вообще не говорит о полученном им жилье, а рассказывает, что он прошёлся по всем домам, и, как раз, в доме, где он живёт с семьёй, есть много свободного места. Но он видит, что здание рядом с ним слишком тесно и он просит поэтому Раубена перевести часть жителей из тесного помещения в помещение, где проживает он. «У нас ещё можно как-то потесниться, не так страшно», - пояснил он.
Часть семей прибыла в Нецер Хазани. Стояли там в замешательстве. Некоторые из них плакали ..., с детьми, с раскрытыми чемоданами ... Были там также родители жителей Ямита, которые приехали быть среди своих детей в день эвакуации, и сейчас стояли с ними, не зная, что посоветовать, надеясь, что такого больше не увидят. Жители поселений помогли им абсорбироваться. Часть осталась в посёлках, а часть переехала в Неве-Дкалим. Мораг был только временным форпостом для эвакуированных из Ацмоны. У Поселенческого отдела были лучшие предложения: «Форпост НаХаЛь Бдолах, предназначен для временного заселения ядром «Ацмона», - писал 9.06.1982 года Арье Меир из Поселенческого отдела руководителю отдела молодёжи и НаХаЛь в министерстве обороны, - «поэтому мы просим сделать это место гражданским уже в конце данного срока службы, т.е. в конце июня-начале июля 1982 года. Работы по прокладке коммуникаций и строительству для гражданского отряда к этому времени уже были произведены, однако до гражданского заселения не будет нанесён вред форпосту с тем, чтобы не нарушить нормальное течение жизни НаХаЛаим».
Это были бурные дни начала операции «Мир Галилее». Взоры всей страны были обращены на север, на солдат, воюющих в Ливане. Единицы интересовались происходящим на южной границе, и как-будто даже эвакуация Хевель Ямита была забыта. Ровно через месяц после вспышки боёв, 5.07.1982 г., переехали жители Ацмоны (15 семей, 60 детей и ещё 15 холостяков и холостячек) в форпост Бдолах. Снова его переименовали, на этот раз в Мицпе Ацмона – имя, символизирующее место эвакуации. На военной церемонии был передан новым поселенцам флаг форпоста. «В то время, когда часть солдат выполняет свой долг в боях на севере, остальные продолжают выполнять задание по созданию форпостов и наблюдательных пунктов и охрану границ, как и прежде»,- сказал на церемонии заместитель командира НаХаЛь подполковник Давид Клебански. А руководитель отдела молодёжи и НаХаЛь Рафаэль Шефер сказал: «Вы освобождаете нас от этого места с тем, чтобы мы могли создать дополнительные пункты в разных частях страны».
Руководитель Совета Реувен Розенблат обратился к истории сионизма, когда рассказал что «уже 70 лет тому назад хотели евреи Белостока приобрести земли в Рафиах для создания постоянного посёлка религиозного характера, и это можно найти в записях, и только сейчас мы осуществили эту мечту». Руководитель отдела поселений Матитьяу Друбельс обратился к истории более современной: «Сразу после завершения эвакуации, уже более 3-х месяцев тому назад, мой отдел выработал инструкции для усиления поселений в Хевель Аза путём создания 4-х поселений в северной её части». Друбельс также обязался, что этот район мы никогда не оставим и в будущем, а даже наполним его процветающим населением. «Вы – красивый Израиль», - произнёс вдруг.


ОБУСТРОЙСТВО ЗАНОВО ЕШИВЫ ЯМИТ

В четверг 30 нисана 5742г. (23.04.1982 г.) ешива Ямит была сорвана со своего места. Длинная шеренга военных грузовиков 24 сентября выехала в Гуш Катиф, нагруженная имуществом ешивы: книгами, кухней, мебелью, синагогой и продуктами. Руководитель ешивы Моше Озери дал точные распоряжения о погрузке. В вечер того же дня всё это уже было в форпосте Гадид.
Когда через несколько дней ученики вернулись после каникул, они удивились, что для них всё уже приготовленно. Учение возобновилось с той же строки в Гемаре, на которой остановились в момент эвакуации Ямита. Голос Торы стал слышен во время местных работ. Гиль Бен Моше был первым учеником, открывшим Гемару среди груды разбросанной мебели.
Обустройство не было лёгким. Оборудование ешивы было рассеяно по всему форпосту, на складе посёлка Ганей Таль и в посёлке Катиф. Условия ещё были очень тяжёлыми. Место было уединённым, без какого- либо поселения поблизости, без дороги, без телефона, транспорта и упорядоченного обеспечения. 3 километра грунтовой неровной дороги отделяли Ганей Таль от Гадида. В результате кропотливой работы собрали всё в каменные бараки, используемые до этого солдатами. За считанные дни ешива вошла в русло обычных учебных будней.
Через некоторое время после этого можно было вилеть в дюнах 2-х странных людей, обутых в сандалии, один из них – смуглокожий, другой – рыжебородый. Моше Озери и Авраам Бар-Илан смотрели вокруг. И справа, и слева только пески да пески. «Здесь будет построен городок ешивы», - указал инженер Бар Илан в определённом направлении.
Итак, если и можно найти некоторое утешение в ликвидации Хевель Ямит, так это факт, что она повлекла за собой размах строительства в Гуш Катиф. Именно эвакуация Хевель Ямит поощрила рост еврейских поселений в Секторе. Она же и создала новый поселенческий район в Секторе, в северной его части.


ОТ СИНАЯ – К АЛЕЙ СИНАЙ

За три дня до Дня Независимости 1982г., в час, когда последние бульдозеры закончили разрушать последние дома в Ямит и последние солдаты ЦаХаЛя на Синайском полуострове были заняты последней подготовкой к передаче территории Египту, житель Ямита Ави Фархан взял флаг Израиля, привязал его к древку и вместе с женой Лорой зашагал от своего разрушенного дома в сторону Иерусалима. Пять дней шли они и к вечеру Дня Независимости, сопровождаемые многочисленными сторонниками, пришли к Стене Плача. Фархан поцеловал флаг и передал его на хранение в руки рава Стены Плача, рава Йегуды Меира Геца (да будет благословенна память праведника).
Когда последние люди покинули место, Фархан и его жена обнаружили, что им некуда идти. Они настолько были уверены перед этим, что им удастся остановить эвакуацию, что не думали о том, чтобы подготовить новое место проживания и место работы. И так в 35-й День Независимости государства Израиль оказались без крыши над головой.
Фархан и его друзья уже решили объявить себя беженцами и создать палаточный лагерь, как лагерь беженцев, в котором бы продолжали борьбу за возвращение в Синай. Но у помощника министра обороны по делам поселений бриг.генерала в отставке Ури Бар-Она была другая идея – поселить семьи, эвакуированные из Ямита, на севере Хевель Аза. В тот же День Независимости, в который Фархан передал флаг раву Стены Плача, была проведена церемония официального становления Нисанит. Представители системы безопасности, командир НаХаЛь в прошлом Раанан Шрир и представитель министерства обороны Шломо Хайтов, подчеркнули в своих словах, что в момент ликвидации поселений для пользы мира, воздвигнет НаХаЛь пункты мира.
Семья Фархан, как и многие семьи, эвакуированные из Синая, чувствовали после эвакуации, что не способны начать новую жизнь на территории "старого" Израиля. Они считали, что задачей является создание нового поселения и снова на освобождённой территории. Естественно, чувствовали близость к месту, расположенному неподалёку от места, которое они покинули и похожему на него. Хевель Аза был наиболее предпочтительным местом. Пески, море, трудные задачи – всё,что потеряли в Ямите, они могли найти здесь.
И так, менее, чем через месяц, после эвакуации из Хевель Ямит, уже обсуждали проект по созданию нового поселения – Алей Синай. В те дни вошло в правительство движение «а-Тхия» (Возрожение), правая оппозиция, наиболее атакующая, в период борьбы против выхода из Синая. Руководитель движения профессор Юваль Неэман стал министром науки и член межминистерской комиссии по поселенчеству, во главе которой был министр сельского хозяйства Симха Эрлих (да будет память его благословенна). Фархан, один из самых старых членов «а-Тхия», попросил с помощью зтого движения содействовать созданию нового поселения, предназначенного для 150 семей. 8.09.1982 г. межминистерская комиссия по делам поселений приняла следующее решение. Решено назначить местом для ядра НАХАЛя Алей Синай, включая поселенцев, проживавших в Хевель Ямит, поселение на севере сектора Аза. Ответственность за создание поселения – на Поселенческом отделе ВСО, и он также обеспечит временное место жительства для группы первопроходцев ядра.
Вооружённые этим решением, пришли члены отряда в движение «Амана» - поселенческое движение блока Гуш-Эмуним. В договоре присоединения к движению был включён редкий для договоров такого рода пункт – поселенцы обязались использовать только еврейскую рабочую силу. Через несколько дней совершала поездку комиссия по выбору места на севере Сектора, чтобы выбрать место для нового поселения. Вскоре после этого, когда было выбрано место, в одну из суббот, его посетили 28 глав семейств, среди них 20 из Хевель Ямит. После них посетил это место заместитель министра обороны Михаэль Декель (да будет память его благословенна), и, вслед за ним – члены отдела по проектированию поселений в Сохнуте. В один из дней праздника Суккот, 4.10.1982 года, через полгода после эвакуации из Хевель Ямит, прибыли сотни жителей разрушенного города Ямит в посёлок Декель, который встал снова в Питхат Шалом. После того, как провели «встречу выпускников»и митинг, посвящённый памяти посёлков района Ямит, люди подошли к новому монументу, посвящённому памяти погибших из Стальной дивизии, воздвигнутому тогда возле Керем Шалом.
Затем ездили по уникальному «кладбищу» - среди стен домов Ямита возле заставы (КПП) Керем Шалом, и оттуда продолжили через заставу (КПП) Рафиах вдоль границы Гуш Катифа.
Здесь, на берегу моря, устроили «пикник», на котором обменивались с бывшими соседями воспоминаниями и событиями. Когда закончили заниматься прошлым, занялись будущим. Ави Фархан и остальные его друзья из Алей Синай пытались убедить своих старых друзей присоединиться к их ядру. «Завтра закладываем краеугольный камень нового поселения», - рассказывал Фархан друзьям. - «У нас есть возможность вернуться к сионистской деятельности – создать новое поселение в Израиле. Не упустите возможность». Он имел частичный успех. Несколько десятков поселенцев выехали потом на место, предназначенное для Алей Синай, составили список новых кандидатов, поставили временный шатёр для подготовки к завтрашней церемонии. В тот же день привезли первое оборудование для создания посёлка. Назавтра встали на землю всё ещё в неофициальном качестве. Официальная церемония становления на землю была проведена только через 2 дня 20 тишрей 5743г. (7.10.1982г.), и дата эта не была случайной – это был седьмой день рождения Ямита. За 7 лет до этого, в дни праздника Суккот, в 1975 году, были там подготовленны первые жилые помещения, те самые, которые разрушены бульдозером за полгода до становления Алей Синай. «Я надеюсь, что теперь будут 7 хороших лет для широкого распространения поселений на территориях», - пророчествовал Фархан на церемонии и не знал, насколько он прав: ровно через 7 лет вспыхнула интифада, приведшая к соглашению Осло, и поставившая под угрозу еврейское поселенческое движение в ЙеША. «Ещё этим летом откроем пляж на берегу моря», - обещал Фархан, а заместитель министра сельского хозяйства Михаэль Декель (да будет память его благословенна) со своей стороны обещал: «Правительство собирается заселить ещё 70-ю тысячами евреев Шомрон и Аза.
Строительство поселения не проходило в надлежащем темпе, и только через полгода 2 семьи прибыли на место: Ави Фархан со своей супругой Лорой и тремя детьми и также их друзья из Ямита, Михаэль и Люси Бренер. И только через год и три месяца после этого прибыли ещё три семьи – Авраам Атиас, Моше Адаша и Моше Кремер. 5 первых семей в песках северной части Сектора.
Строительство Алей Синай было связано с этапом, которым руководил председатель Совета Реувен Розенблат, - развитием поселений на севере сектора, и поселения эти были заранее определены как гражданские. Ближайшим районным советом внутри «зелёной линии», был районный совет побережья Ашкелон, состоявший весь из религиозных поселений. В свете этого Нецарим был задуман как религиозный кибуц, чтобы мог включиться в комплекс кибуцев Саад и Алумим, а район Гуш Катиф, который изначально был связан с региональным советом Азаты, расположенным к югу от него, должен был присоединиться или к этому Совету, или к региональному Совету Эшколь. Розенблат видел сердцевину Сектора заселённой религиозными поселенцами, с двумя нерелигиозными комплексами по краям, на севере и на юге. Поэтому Игаль Сегель, житель Натив-а-Асара и бывший председатель районного совета Хевель Ямит, был мобилизован, чтобы содействовать прибытию светских поселенцев, составлять списки кандидатов в поселенцы и хранить связь с ними, и использоваться как координатор, для разных ведомств, занятых поселениями, как то: различные поселенческие движения, Отдел поселений в Сохнуте, Управление сельским строительством в министерстве строительства. Вкратце – заботиться о строительстве нерелигиозных поселений в Секторе.
Основное сопротивление было со стороны Движения за поселения, которое видело Хевель Катиф, в частности, и сектор Аза, в общем, как свою империю, и планировали построить в секторе Аза исключительно религиозные мошавы а-Поэль а-Мизрахи. Генеральный секретарь Объединения мошавов Хаим Надиви писал в те дни Розенблату, что только после того, как абсорбируются 100 первых семей в Неве Дкалим (о поселениях таких, как Алей Синай или Рафиах Ям, он вообще не думал), можно будет абсорбировать там и нерелигиозные семьи. Надив не писал это, но было ясно из его слов, что 100 семей в Неве Дкалим, он видит как нечто отдаленное. Розенблат, как сказано, предпочитал, чтобы абсорбция нерелигиозных поселенцев присходила в отдельных посёлках. Он не прекращал попытки объяснить своим товарищам, что кроме важности создания поселений в Аза, необходимо, чтобы поселения были разнообразны, а не носили бы только религиозный характер. «Таким образом», - сказал Розенблат, - «образуется в Хевель Аза смесь разных политических движений, кроме религиозных, и это приведёт к созданию более устойчивого и надёжного фундамента, особенно при наличии трудностей, которые будут и в дальнейшем".
Как старый и верный член движения, который получил свою должность от политических чинов МАФДАЛЬ, он оказался в неловком положении, когда противопоставил своё мнение позиции движения, - но победил. Он по-своему воспринимал руководство районом и не соглашался ни на какую диктовку – даже, если говорилось о старших чинах движения.
Начало Неве Дкалим также было похоже. На первом этапе, вдобавок к ученикам ешивы, там была всего одна семья, семья Игаля Киршензафта. Игаль был одним из ярых противников отступления. Когда был вынесён приговор, он не согласился переехать в один из посёлков, а взял свой вагончик из Ямита и перевёз его в целости к баракам форпоста.
В лето 1982г., возможно являясь искуплением за разрушение Ямита, в Гуш Катиф был необычный размах строительства. В Неве Дкалим, который практически начал действовать как районный центр, началось строительство средней школы и в быстром темпе производилось выравнивание земли для строительства жилых домов на месте.
Совет начал потихоньку давить на нужные учреждения с целью ускорения создания промзоны. Размаху строительства поселений после отдачи Синая помогали и сами дома. Во время, когдр бульдозеры разрушали Хевель Ямит, во многих посёлках осталось множество зданий из сборных конструкций, некоторые даже новые неиспользованные. В министерстве строительства решили, что эти дома можно использовать в новых поселениях. Они просто разобрали их и перевезли в одно место возле Керем Шалом. Что-то вроде «кладбища» зданий Ямита послужило основой для создания поселений Гуш Катиф. Это была современная интерпретация выражения «в крови твоей живи», т.к. благодаря этому «кладбищу» в Неве Дкалим были построены одним махом 153 единицы жилья. Ощущение, что «есть готовые дома и нет проблемы» способствовало острому желанию использовать этот источник для строительства новых поселений. Это был первый размах. Позже из этих же запасов построили также посёлки Гадид и Ган Ор. Пройдут годы, пока кто-то не произведёт расчёт и обнаружит, что это уж не было настолько эффективно, что стоимость ремонта зданий, включая водопровод и канализацию, не стоило намного меньше, как если бы строили новые здания.
Но эти дома помогли росту населения – 250 человек за считаные месяцы. 23 семьи записались как кандидаты в Неве Дкалим, 20 семей и несколько холостяков - в Ацмону (жители которой решили остаться в Гуш Катиф) и ещё около 50 учеников ешиват-эсдер. Когда было утверждено место для Ацмоны, называемой сначала Катиф-7, было завершено включение ядер во все поселения Гуш Катиф: "Кфар-Даром" – в Гадид, "Нецарим" – в Ган Ор, "Мораг" – в Бдолах и "Ацмона" – в Катиф-7.
В те месяцы в Ган Ор бульдозеры были усиленно заняты земляными работами перед началом строительства. Бдолах ещё находился на столах проектировщиков, но уже был разрешён для строительства после окончания проектных работ. Должно было начаться проектирование Ацмоны. Обследование земель для строительства было произведено на севере Сектора и в районе Нецарим. Среди зданий, перевезённых в Гуш Катиф, были также блоки помещений, которые предназначалось для учреждений регионального совета, запланированного в Ямите, и также для других учреждений. Региональный совет Ямита так и не был построен, и эти здания поставили заново в Неве Дкалим. По сравнению со зданием местного Совета, новые здания были намного просторнее.
В те же летние месяцы 1982г. завершилось также строительство системы связи, включая местную телефонную станцию, что позволило дать жителям района 100 телефонных линий – какая модернизация!
Тот, кто посещал Неве Дкалим в 1983г. не мог узнать это место: дюны выровнены и образовалась огромная равнина, на которой собирались построить новое поселение. То тут, то там были рассеяны блоки помещений, в которых располагались кабинеты Совета, и в каждом уголке бросалась в глаза лихорадочная деятельность: бульдозеры и бетономешалки, асфальтовые катки и краны. И в этой сумятице сидят ученики ешивы в учебном помещении, временном, но просторном, и занимаются изучением Торы. Шум внутри и шум снаружи сливались в редкую разноголосую симфонию. «Скажи мне», - спросил в один день председатель Совета Реувен Розенблат председателя ешивы рава Ариэля, - «шум и гомон не мешают безмятежности, необходимой для учёбы?» «Напротив», - ответил рав Ариэль, - «не только нет противоречия между ними, они ещё и дополняют друг друга. Когда начался размах строительства, можно было заметить также рост напряжения духовности в учёбе. Точно также, как мы верим, что усиленное изучение Торы усиливает желание строить и развивать страну. Наша ешива воспитывает в духе гармонии между Торой и Страной. Изучение Торы обеспечивает наше укоренение на этом месте. Город Ямит был разрушен оттого, что у него не было достаточно глубоких корней, ни у жителей, ни у народа, ни у его избранников. Мы прибыли в Ямит слишком поздно, когда он уже обосновался. Здесь мы первые. Поселение обосновывается на базе глубоких и крепких идей так, что никакое веянье не сможет вырвать его с места».
В один из дней месяца тевет, в январе 1983 года, раздались громкие звуки песни из песков, с востока Хан-Юнес. Между песнями поднимались на импровизированную сцену уважаемые люди страны и данного района и соревновались между собой (как принято на такого рода церемониях) в предсказании будущего. Это была церемония объявления Неве Дкалим поселением с закладкой краеугольного камня и празднованием новоселья школы.

Перевод Р.Ш., МАОФ