Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В последнюю неделю августа Страна взволновалась "страшным" сообщением: "эфиопских" детей не принимают в религиозные школы Петах-Тиквы! О светских школах все молчали, "эфиопы" проходят гиюр, в светские школы им до окончания гиюра (!) нельзя, светские школы – они только для подтвержденных евреев или для гоев (!). Как уже повелось в течение многих лет, вопрос "кого и для чего навезли под видом алии, если все вынуждены проходить гиюр" даже не возникал как неполиткорректный. Все увидели в непринятии детей в эти школы детей расизм, дискриминацию. Рав Овадья Йосеф заявил, что любого из сотрудников частной (!) ШАСовской системы школы ("Эль аМаайян"), который будет замешан в этом типе расизма, он, рав, немедленно уволит из системы. Нынешний министр просвещения Гидеон Саар (партия Ликуд) заявил, что школы, которые не примут "эфиопских" детей, будут лишены государственного финансирования (и закроются). "Справедливость" восторжествовала, "дискриминация" была посрамлена, все дети пошли в школы.

И никто не заметил, какой страшный удар был в очередной раз нанесен детям – и "эфиопским", и "нашим".

Сначала замечание на полях. Один из глав поколения 40-50-х годов ХХ века рав Авраам-Йешайау Карелиц (более известный, как это принято в иудаизме, по названию одной из свойх книг под именем "Хазон Иш", "отец" мира йешив Бней-Брака, родился в 1879, совершил алию в 1933 году из Вильнюса, умер в 1953) указывал, что частные религиозные (ультраортодоксальные, "харедимные") школы не должны брать больше 20% процентов своего бюджета у государства. Ведь принципа "кто платит, тот и музыку заказывает" никто не отменял. И за каждый скормленный школе шекель государство потребует. Потребует часы на дисциплины, которые в мире "ортодоксов" не приемлемы  (наше личное мнение на этот вопрос, сильно расходящиеся с мнением руководителей этой системы, изложено в других опубликованных текстах, здесь мы только указываем на факт неприемлемости "светских" дисциплин в "хейдерах" (талмудей тора) с точки зрения руководителей этой системы). Потребует уроки "мира", "демократии", затем – уроки "терпимости", а потом и приемлемости и даже равенства всех "ориентаций" в сексуальной сфере и законности однополых семей. Много чего потребует. Так вот, по мнению рава А-Й. Карелица, от 20% бюджета школ можно и отказаться, перетерпеть, сжать зубы, а потому государство за этот уровень финансирования и не сможет много требовать. А за большую часть бюджета придется платить послушанием. Сейчас огромная часть этих школ "сидят" на госбюджете от 75 до 100% финансирования школ. «Эти школы (часные школы национально-религиозного направления в Петах-Тикве -  «Ноам», «Ла-Мерхав» и «Даат-Мевиним», вокруг которых и разгорелся «эфиопский» скандал), - пояснил депутат кнессета от партии Байт Йегуди председатель Комиссии по образованию Звулун Орлев (здесь и далее высказывания З. Орлева цитируем по статье  «ЭКЗАМЕН БУЗАГЛО и ЭКЗАМЕН НЕГУСА»), получают от Минпроса субсидии - до 75% от требуемого бюджета, стало быть, министр имеет право вмешаться и даже угрожать лишением финансирования в случае непослушания» - полное подтверждение мнения рава А-Й Карелица! Учреждения «Эль а-Маайян» (ШАС) и независимое харедимное образование тоже получают из бюджета Минпроса… 100%. Это идёт с 1995 года, и это достижение записано на имя тогдашнего заместителя министра просвещения Мешулама Наари. Возможность диктата со стороны государства (точнее – как левая нога сегодня «царствующего» министра просвещения захочет) – полная и законная. И только глупость, равнодушие и бездействие госчиновников спасает эти школы от тотального диктата государства под угрозой закрытия школ, причем часто меняющегося диктата в зависимости от личности очередного временного (кратковременного) министра просвещения и партии, которую он представляет.

Вернемся  к проблеме "эфиопов". Мы страшно далеки от мысли считать их биологически, генетически или как-нибудь еще неполноценными. Но уже давно известно, что развитие мозга зависит от интенсивных занятий в раннем возрасте. Нужно довести до сведения всех и каждого, что каждая функция – речь хотя бы на одном из человеческих языков, логическое мышление, пространственное мышление – может быть развита только до определенного возраста. Сказка о Маугли – только сказка. Ребенок, проживший первые 3-4 года среди зверей НИКОГДА не научится говорить. Возможность начать развивать функции сложного логического мышления с анализом сложных многосторонних задач и ситуаций заканчивается где-то в 9-10 лет. Начало тренировки памяти на запоминание больших объемов информации со свободным извлечением их из памяти по мере необходимости заканчивается еще раньше. Попробуйте начать обучать игре в шахматы или игре на фортепьяно, даже очень интенсивно, ребенка в 14 лет. Какого-то уровня он, конечно, достигнет, но серьезным профессионалом уже не станет. Упустив эти естественные, генетически заложенные в нас периоды развития соответствующих функций, мы уже никакими усилиями не сможем вернуть их ребенку в том объеме, в котором он мог бы по своим природным возможностям ими обладать. С «эфиопскими» детьми, особенно с деревенскими, не из Адис-Абебы,  произошла именно эта трагедия – в раннем возрасте их никто не развивал и сейчас они находятся не только на низком уровне развития, но и с низкими возможностями развития. А если к этому добавить, что и сейчас они в своих семьях не получают необходимого развития, то становится понятной их проблема и трагедия. Они нуждаются в занятиях в малых специализированных группах с доступной им скоростьюобучения, с многократным повторением каждого навыка и каждого действия. Это особое обучение разовьет в этих детях то, что еще можно развить. Это – не расизм, не дискриминация, а подлинная забота о максимально возможном уровне развития и образования детей – всех детей. Когда-то немецкие фашисты на воротах Бухенвальда написали страшный по своей высокомерности и жестокости лозунг: «Каждому – свое». Но этот лозунг в ином понимании слишком часто оказывается правилен и применим сегодня. Применим и В ИНТЕРЕСАХ наших детей. Обучение «эфиопских» детей в общих классах «топит» (безвозвратно «топит» и «хоронит») и их самих, и тех детей («наших» детей!), которые по несчастью попали с ними в один класс.

Диссонансом с этим звучат заявления Звулуна Орлева: «Интеграция эфиопской алии – святая миссия. Будучи работником просвещения [оставим это заявление на совести З. Орлева. Не все работавшие «в просвещении» понимают, что они там делали, что нужно было делать, какие проблемы были и есть в системе просвещения. Ни факт работы «в просвещении», ни стаж критериями понимания проблем и ситуации не являются. – И. Д.], я не понимаю, в чём тут проблема – абсорбировать в каждом классе пару-другую учеников-репатриантов, помочь им достигнуть успеха в учёбе и в усвоении религиозно-сионистского образа жизни в соответствии с путём школы». Да в том и проблема, что пара - другая слабых способна весь класс «утопить»! Но зато слова красивые, демократичные, «политкорректные», с ходу-то и не придерешься!

Сказанное верно не только в отношении «эфиопских»  детей. Оно столь же верно в  отношении «наших» проблемных, отстающих  детей (мы специально обошли молчанием «гиперактивных» детей, поскольку по нашим нерепрезентативным наблюдениям, до 95% случаев «гиперактивности» является исключительно педагогической, а не медицинской проблемой – родители не знают как воспитывать детей и распускают их до предела, а школа не может нормально учить и создать нормальные сдерживающие рамки. Все это – издержки неправильно понятой свободы развития ребенка, защиты его «прав» на безобразия, возведенная в идеал безнаказанность и бесконтрольность поведения. Зато доведя ребенка до социально-неприемлемого уровня поведения, так здорово подсадить его на наркотик-риталин! Умение школы учить и воспитывать – иная тема, требующая многих и многих статей, исследований и, главное, срочного исправления и приведения состояния хоть в сколько-нибудь приемлемые границы). Так вот, «наши» слабые дети тоже нуждаются в специальных рамках, в обучении в группах, состоящих из себе подобных. И «наши» сильные и талантливые дети еще больше слабых нуждаются в обучении в группах, состоящих из себе подобных по скорости и качеству усвоения материала. Общие классы, общие программы, единая скорость прохождения материала и прочая «демократическая» чушь равно вредят и слабым, и сильным. Они – убежище серости.

Известно, что, как правило, человек (не только ребенок и не только в школе) не может подняться особо высоко над группой, в которой он находится. Человек с более высокими способностями  и работоспособностью, чем в целом у группы, может подняться на ступень, максимум – на две над своей группой. Обеспечив себе лидерство, он теряет стремление к дальнейшему подъему. Дело не только в потере стремления – он также теряет и ориентиры подъема, так как он уже не может сравнивать свои успехи и свой уровень с отставшей от него группой. Сравнение уровня, успехов, скорости продвижения релевантно только при небольшом отрыве от группы. А.С. Пушкин мог стать Пушкиным, солнцем русской поэзии только потому, что ближайшее его окружение состояло из очень хороших поэтов, над которыми Пушкин поднялся не столь уж намного. А, живи он в глухой деревне, дальше лучшего деревенского стихоплета он бы не двинулся – некуда было бы двигаться и стремиться. Фраза "царя делает свита" имеет и дополнительный смысл – уровень свиты в очень многом обеспечивает и определяет уровень лидера. У неграмотной свиты и царь будет грубиян и хам (иначе не удержится во главе группы), а благородное, талантливое, образованное окружение Пушкина подарило нам Пушкина. Одна из важнейших наших задач – искать для наших детей и для нас самих подобающее нам окружение – не слишком высокое относительно нашего уровня, чтобы не быть недорослями на фоне группы, но и не слишком низкое, чтобы не остановить собственный подъем, не потерять уже достигнутый уровень. Этот общий взгляд полностью применим к школе.

Приведем  условно-числовой пример. Если класс, группа, "акбаца" имеют уровень 2 (по десятибалльной шкале), то хорошие, способные ученики могут, учась в этой группе, выйти на 3-ий уровень, а отдельные "почти гении" могут иногда достигнуть и 4-ого. Выше не прыгнут. Но если эти же ученики окажутся в группе со средним уровнем 8, то они могут подняться до 9-го уровня, а талантливые, старательные, работоспособные могут покорить и 10-ый уровень. То есть, поместив наших светлых детей в слабую "общую" группу, мы "топим" их, обеспечивая им лидерство и отличные оценки всего лишь на 4-ом уровне, в то время, как их ждала 10-ая ступень.

Верно и обратное – ученик 3-го уровня знаний, талантов, старательности, работоспособности, попав в группу 4-го уровня еще может выйти на 4-ий уровень, укрепиться в ней. Но попав в группу 5-го уровня, он, скорее всего, отстанет даже от собственных возможностей и по безнадежности догнать группу скатится на 1-ый, низкий даже для него уровень.

Добавим еще одну не совсем очевидную мысль. Если собрать группу из учеников от 1-го до 10-го уровня, средние показатели группы будут отнюдь не 5. Арифметика работает не всегда, особенно в педагогике. Скорее всего, средние показатели группы будут в районе 2-3 (слабые "топят" общий уровень группы гораздо эффективнее, чем сильные поднимают его), и лучшие ученики 10-го уровня возможностей себя не реализуют, они с почетом устроятся на 4-5-ом уровне. То есть, в смысле развития, образования, будущности будут этим самым почетом "похоронены". При полном НЕпонимании происходящего и ими самими, и их родителями, и учителями. Они думают: "А что, собственно говоря, произошло? – ведь они получают отличные оценки, они - лучшие ученики и гордость класса! Куда уж лучше!" Да и слабые ученики будут слабее, чем могли бы быть, учась в соответствующей им по силе группе с доступной им скоростью. Ужасно! Но ужасно только для тех, кто понимает.

Какой же выход? А выход известен израильтянам лучше, чем "русским", но они его спрятали в далекий шкаф ради идей равенства, борьбы с дискриминацией, идей общего котла и равных возможностей (точнее, равного ОТСУТСТВИЯ возможностей) и прочих красивых слов. Это система "акбацот" – групп по уровням. Блестящая идея! Нам неизвестно кто ее придумал, мы нашли ее в Израиле в начале 90-х годов (поэтому и называем израильской). Она по-настоящему открывала возможности максимального подъема всех вместе и каждого ребенка в отдельности. Подъема, соответствующего способностям и скорости продвижения КАЖДОГО ребенка. При многих достоинствах советской школы (о недостатках – здесь не будем), этого блеска и прорыва там не было. Но и израильтяне спрятали свой блеск куда подальше, удовлетворившись в высшей степени серой школой и повышая процент получающих "теудат багрут" и улучшая оценки в этом "багруте" за счет ежегодного снижения требований на экзаменах.

Как же работала система "акбацот" (групп по уровням)? Имелось, например, три параллельных класса в школе, на каждый предмет класс разделялся на три группы по силам (примерно по трети класса), расписания во всех трех классах были одинаковыми (как математика, так и история – в один и тот же час для всех классов), все дети из всех трех классов, например, на математику, шли по своим "акбацот", а на историю тоже, но состав "акбацот" на разных предметах мог быть иным. Например, отличник по математике мог попасть в третью (слабую) "акбацу" по истории. Так как в каждой "акбаце" собиралось по трети из трех классов, наполненность каждой "акбацы" на каждом уроке была наполнением полного класса и система НЕ требовала дополнительного финансирования. При этом все дети учились в гомогенных, более-менее соответствующих их уровню группах по каждому предмету, то есть получали максимальные возможности для развития и продвижения. Да и перегородки между "акбацот" не были герметичными. Можно было (при соответствующем труде и достижении соответствующего уровня) перейти из второй "акбацы" в первую. А можно было за лень и безделье спуститься в более низкую "акбацу".

Следует добавить еще один аспект. Система «йехидот» в экзаменах на багрут как нельзя лучше соответствует системе «акбацот». За одно и то же время и при равных усилиях учеников за счет разной скорости усвоения учебного материала разные «акбацот» выходят на свои уровни освоения предметов. Первая группа-«акбаца» за счет более высокой скорости усвоения материала выходит на уровень 5 «йехидот». Вторая группа за ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ выйдет на 4 «йехиды», а третья группа – на 3 «йехиды». Не требуется увеличенного количества часов для подготовки детей на 4 и 5 «йехидот».  Прекрасно! Реализовано в прошлом! Отменено!!!

"Эфиопские"  дети пошли в обычные классы. Бедные "наши" дети, которые оказались в этих классах как в ловушках – им уже мало что светит. Да и "эфиопы", получив видимость равенства, уже не поднимутся на тот уровень, на который их можно было бы поднять.

Многие  думают, что в истории с "эфиопами" победило равенство, права человека, "демократические ценности", а проиграла дискриминация, был посрамлен расизм. Но на самом деле нам в очередной раз подсунули Молоха, "пожирающего" наших детей (тела сохраняются и после занятий в школе весело приходят домой, "хоронятся" только возможности мозгов). И мы с удовольствием и радостью уже много лет приносим наших детей в жертву этому чудовищу.

Победила  демократия. Проиграли ВСЕ!

Автор: Исраэль Дацковский, Ph.D., профессор, член движения "Профессора за сильный Израиль"